Старое еврейское кладбище в Праге, Чехия: история, знаменитые захоронения, легенды и фото

В Чехии есть место, притягивающее к себе всех мистиков Европы – это Старое еврейское кладбище. В самом сердце столицы расположился Еврейский квартал, который только в 1850 году стал частью Праги. В пределах ограниченного гетто, в одном месте на протяжении нескольких столетий хоронили умерших. Историки подсчитали, что на погосте около 200 тысяч захоронений и 12 тысяч надгробий.

Официальная история

До 1478 года еврейское кладбище находилось в районе Нове Место, его снесли по просьбе горожан при короле Владиславе II. В каком году был основан знаменитый сегодня погост - неизвестно. Самое старое надгробие, найденное на кладбище, датировано 1439 годом, под ним покоится пражский раввин, поэт Авигдор Кара.

Старое еврейское кладбище производит на неподготовленного человека пугающее впечатление нагромождением надгробных плит на небольшом участке земли. Странное на первый взгляд отношение к могилам предков имеет свое объяснение. Евреи Праги долгое время не имели права хоронить умерших за пределами гетто, поэтому более трех столетий на одном клочке земли находили последний приют тысячи покойников.

Скромное по размерам, Старое еврейское кладбище значительно больше, чем его видимая часть. По религиозным канонам, разрушать могилы и надгробия нельзя, поэтому захоронение имеет многослойную структуру. Свежий гроб устанавливали поверх предыдущего, лишь слегка присыпав его землей, чтобы не слишком травмировать психику и соблюсти приличия. Хороня своих близких, евреи заботились, чтобы надгробия оставались видимыми, устанавливая новые плиты рядом со старыми.

История в догадках

За несколько веков Старое еврейское кладбище в Праге превратилось в некрополь, где, по неточным подсчетам, захоронено более 200 тысяч человек – это очень приблизительная цифра, многие полагают, что их в разы больше. Часть специалистов считает, что погост имеет 12 слоев. Точное количество видимых надгробий известно – 12 тысяч. Памятники представляют собой художественную и историческую ценность различного возраста - людей здесь хоронили с 1439 и до 1787 года, после чего был наложен запрет на захоронения внутри населенных пунктов.

Считается, что Старое еврейское кладбище в Праге (Чехия) возникло в период между 13 и 14 веком, когда жители гетто перезахоронили своих предков, собрав останки со всех городских семитских погостов. Камни самого старого кладбища, согласно традиции, были сохранены – их установили в кладбищенской ограде. В связи с нетривиальным расположением надгробий, с тех пор по Праге ходит легенда, что эти памятники принадлежат самоубийцам и людям, проклявшим своих родителей.

Существуют и активно обсуждаются легенды о том, что Старое еврейское кладбище в Чехии появилось задолго до основания города, и было это еще в княжение Борживоя. Сторонники идеи ссылаются на то, что на некоторых надгробиях вытесаны трехзначные даты, например 941, 606 и другие, не менее древние. Говорят, что на погосте покоится прах еврейки, умершей за сто лет до основания Праги. Но знающие люди утверждают, что в записях просто отсутствует одна цифра, что делалось умышленно. Жители гетто специально вытесывали на камнях настолько древние даты, чтобы крестоносцы не разоряли могилы.

О чем писал поэт?

Евреи часто называют кладбища садами. Когда был захоронен первый умерший в гетто житель, никому неизвестно, и наверняка сведений об этом не сохранилось. Историки опираются на фактические свидетельства. Судя по ним, старейшая могила принадлежит Авигдору Кару, похороненному в апреле 1439 года. Он был раввином и поэтом. Его перу принадлежат строки о разорении и грабеже в гетто, где описано надругательство над старым еврейским кладбищем. История умалчивает, о каком погосте идет речь в псалме, написанном Каром в 1389 году.

Надгробные плиты и могильники представляют собой энциклопедию символизма, охватывающую несколько эпох - от Средневековья до Возрождения. Высеченные рельефы являются иллюстрацией сокровенных знаний Торы, Талмуда и других тайных книг. В период правления короля Рудольфа II, покровителя искусств и наук, гетто процветало, подарив стране ученых, архитекторов, меценатов. Этим людям установлены памятники в саду печали.

Истории на камнях

Каждый камень некрополя безмолвно рассказывает истории о давно ушедших людях, о том, как их любили родственники, что доброго они сделали для общины. Над прахом Давида Ганса, автора "Всеобщей истории", знатока математики, астрологии, сияет звезда Давида и красуется символ Праги – гусь. Это знак памяти ученому от своего народа и города.

На Старом еврейском кладбище отдают дань уважения главе местной общины Мордехаю Майзелу, умершему в 1601 году. Он внес огромный вклад в процветание гетто, построил синагогу, и поныне носящую его имя. По легендам, свое богатство он получил благодаря какому-то сокровищу, которое было подарено ему лешими.

Согласно легендам, на Старом еврейском кладбище погребена королева Польши. Ее надгробие легко узнать, оно выточено из мрамора, украшено вензелями, гербовыми щитами. Выбитое на камне имя свидетельствует, что под ним лежит Анна Гендель, жена первого дворянина еврейского происхождения. Говорят, что имя изменили специально, чтобы оградить от посягательств вечный покой изгнанницы. Когда-то из Польши ее выдворил муж. Проникнувшись судьбой скиталицы, евреи дали ей в гетто пристанище, а к концу своей жизни она приняла иудаизм.

Есть памятники и менее именитым горожанам, оставившим о себе доброе имя. На одном из надгробий выбито имя Давида Корефа, некогда державшего мясную лавку. Он известен тем, что кормил пражских сирот, не делая различий в вероисповедании. По большим праздникам Давид раздавал беднякам столько мяса, сколько весили его дети.

Недалеко от него покоится мать пражских нищих – пани Гендела. Она водила дружбу с учеными и не брезговала садиться за один стол с бедняками, приглашая их в свой дом, чтобы разделить обед, а потом одаривала их одеждой, бельем, обувью, заботилась о сиротах и приютах.

Рабби Лев

Легенды о Старом еврейском кладбище неисчерпаемы. Самой знаменитой личностью, погребенной в этом саду, является рабби Лев бен Бецалель (1512-1609). Создатель Голема был не мифической личностью, а живым человеком, проживавшим в гетто. О его жизни оставлены строго задокументированные свидетельства, а мудрость сего мужа, по мнению современников, не имела границ. Был или не был создан глиняный гигант – неизвестно, хоть он и стал одним из символов Праги, а с именем рабби Лева связаны и многие другие легенды.

Одна из них рассказывает о провидческом даре мудреца. В период жизни бен Бецалеля в Праге случилась эпидемия чумы, и одной из ее особенностей было то, что страшная смерть уносила жизни только еврейских детей. Молитвы и слезы не спасали. Однажды рабби увидел сон, в котором пророк Илия привел его на Старое еврейское кладбище. Священник увидел, как из могил выходят малые дети и резвятся в саду.

Проснувшись, рабби велел своему ученику пойти с заходом солнца на кладбище и, дождавшись детей, сорвать с одного из них саван и принести его. Ученик выполнил задание, вернувшись с добычей. Тогда его снова отправили на погост, чтобы посмотреть, как будут развиваться события. Через час после полуночи стайка детей отправилась в свои могилы - все, кроме одного, с которого был сорван саван. Ребенок не мог вернуться обратно и потому обратился к ученику с просьбой вернуть ему одеяние, на что ему было обещано, что если он отправится к рабби Леву и расскажет ему все, о чем тот его спросит, саван тотчас вернется к владельцу.

Маленький призрак рассказал, что чума – это проклятие, а виной ему две грешницы, которые убивают своих только родившихся детей. Малыш назвал их имена и, получив саван, отправился в место упокоения. Утром Лев бен Бецалель собрал совет и призвал к ответу этих женщин, а также их мужей. Согласно вынесенному вердикту, преступников передали на суд светских властей, где они получили наказание сполна. С того момента детские смерти прекратились, эпидемия стихла.

Над могилой мудреца и ученого стоит один из самых заметных памятников, найти ее несложно, она усыпана камешками, рядом установлена табличка.

Санация гетто

С наступлением 18 века надгробные плиты начали украшать орнаментами, символами, которые обозначали происхождение, социальное положение, профессию умершего, а также появились имена и фамилии погребенных. Во времена правления Франца II предпринимались первые попытки сноса Старого еврейского кладбища, но тогда это сделать не удалось, благодаря заступничеству архиепископа Вацлава Хлумчанского.

Сокращение кладбища все же произошло, случилось это в конце 19 века. Часть территорий была передана городу, и теперь на месте скорбного сада пролегают улицы, а часть погоста была отдана под Музей декоративного искусства. В рамках проводимых работ была построена стена вокруг Старого еврейского кладбища. Надгробия с ликвидированных территорий теперь являются частью кладбищенской ограды, останки умерших были перезахоронены возле Клаусовой синагоги.

Современность

Старое еврейское кладбище, хоть и не является действующим, привлекает к себе огромный поток туристов. С 1975 года на территории некрополя проводятся неспешные реставрационные работы. Возле центрального входа расположен обрядовый зал, построенный в 1906 году, в нем раскинулась экспозиция детских рисунков бывших узников концлагеря «Терезин».

Одной из достопримечательностей Старого еврейского кладбища и символом Праги является Староновая синагога – старейший действующий иудейский храм. Рассказ о ней начинается с легенды о том, что здание в Чехию перенесли на своих крыльях ангелы из самого Иерусалима. Поставив молельный дом на старинный фундамент давно разрушенного культового иудейского храма, они строго приказали никогда ничего не ремонтировать и не менять в синагоге.

Старожилы говорят, что иногда все же ремонты проводились – подкрашивались стены, заменялись несколько черепиц, но рабочие, выполнявшие эти работы, очень быстро умирали. А еще говорят, что на чердаке этой синагоги рабби Лев заточил Голема, и он до сих пор там находится, ожидая того, кто сможет его оживить.

Попасть на территорию и сделать фото Старого еврейского кладбища в Праге могут все желающие. Туристам вход открыт с девяти утра до половины пятого вечера, выходной день – суббота. Для посещений некрополь закрыт в дни иудейских праздников. Стоимость входа – 330 крон (955 руб.). Кладбище расположено в районе Йозефов, улица Парижска, 934/2.

Русская легенда

К могиле Иегуды бен Бецалеля, великого мистика и толкователя древних трактатов, и сегодня приходит множество паломников. Часть из них не имеет никакого отношения к иудейству, но верят в силу мудреца, рассчитывают на его помощь в трудных обстоятельствах. По традиции каждый просящий чуда оставляет на могиле Махараля камешек, и за века их скопилось много. Иногда паломники пишут записки и, плотно сложив, вкладывают в трещины камня, надеясь, что таким образом просьба будет более понятна.

Часто, очень часто, рабби Лев исполняет желания, но следует помнить, что свершение будет происходить согласно озвученной или написанной просьбе, без учета сердечных устремлений и потаенных мыслей – в этом состоит мудрость, иногда похожая на жестокость. Каждый проситель должен помнить о том, что чтобы что-то получить, нужно отдать, или в один день отнимется очень многое.

В среде русской диаспоры ходит своя легенда о плате за желания. В период расцвета социализма, когда Чехия была под влиянием СССР, в Праге издавался журнал, где работала девушка, приехавшая по распределению из русской глубинки. С развалом Советского Союза журнал закрыли, ей предстояло вернуться на родину, чего очень не хотелось делать.

Зная легенду о мудреце, исполняющем желания, она отправилась в Старый Город и загадала на могиле бен Бецалеля одну отчаянную мечту – любой ценой остаться в Праге. Желание исполнилось практически сразу: в Союз ее не выслали, но в 27 лет она умерла от скоротечного рака.

Грустная история подтвердила, что за исполнение своих желаний потусторонними силами нужно платить иногда невероятно высокую цену. По этой и по многим другим причинам члены русской диаспоры обходят стороной Старое еврейское кладбище, избегая искушений и добиваясь успеха самостоятельно.

Комментарии