Плюрализм - это множественность

Плюрализм в философии являет собой концепцию, противостоящую монизму. Термин происходит от латинского pluralis, что дословно означает "множественный". Таким образом, плюрализм – это направление, исходящее из множества начал или видов. Они являются самостоятельными и не подвергаются сведению друг к другу.

Сам термин был введен в учение в начале 19-го столетия. В соответствии с тем или другим решением основного философского вопроса, плюрализм может быть или идеалистическим или материалистическим. Идеалистические положения отражены в трудах Лейбница, например. Материалистические концепции просматриваются в размышлениях Эмпедокла, Спинозы.

Особой формой множественности считается дуализм. Его постулаты отражают идею о независимом существовании идеального и материального.

Практически все философские учения прошлого стремились определить внутреннюю взаимосвязь феноменов, сводя их многообразие к одному основанию. В результате все они имели монистическую направленность. Однако к концу 19 столетия отмечается переориентирование на плюрализм. Это происходило вместе со смещением акцентов с вопроса об исходном начале (началах) мироздания на вопросы по гносеологии (учении о познании).

Множественность в гносеологии отстаивает конвенционализм, отдельные постпозитивистские концепции (например, критический реализм, "анархическую теорию познания" и прочее).

Гносеологический плюрализм – это отрицание принципиального единства знаний. Множественность в этом случае берет за основу теории познания только представления о том, что существует множество независимых, равноправных источников и форм знания. Все эти источники и формы функционируют в соответствии с собственными законами (например, художественное творчество, мистика, наука, обыденное знание и прочее), являя собой взаимоисключающие "картины мира".

Плюрализм – это, как правило, отрицание или недооценка принципа развития, не учитывая который не представляется возможным объединение множества форм и явлений в единое целое. Учение может рассматриваться и за рамками основной проблемы и вопроса о материальном единстве и многообразии мира. При этом противопоставление плюралистических и монистических концепций не носит характера абсолютного.

В методологии и мировоззрении множественности могут содержаться рациональные моменты, способные предотвратить абсолютизацию концептуального строя, сложившегося исторически, а также стиля, картины мира или мышления, той или другой определенной модели знания. При этом утверждается наличие множества вариантов развития и формирования знаний и, таким образом, стимулируется борьба и конкуренция разных теоретических и познавательных, а также методологических программ.

Политический плюрализм – это концепция, которая предусматривает формирование правового государства посредством последовательного проведения принципа разделения во власти. Согласно принципу функционирования и организации, демократическая система в стране предполагает присутствие в обществе многообразных самостоятельных образований и групп, обладающих способностью влиять на формирование власти, не имея при этом на нее (власть) монополии.

В последнее время термин "плюрализм" часто применяется в политической теории, а также общественной практике социализма. Понятие социалистической множественности фиксирует отказ от использования административно-командной системы, от упрощенного восприятия демократии.

В качестве экономической основы плюрализма выступают различные формы собственности. По мнению ряда авторов, для того, чтобы социалистическое многообразие существовало успешно, необходима всесторонняя демократизация народа на фоне уменьшения области государственной регламентации.

Комментарии