SWOT-анализ ресторана: правила и пример
В современном мире человек постоянно принимает решения в каких-либо ситуациях. Прежде чем сделать выбор, необходимо тщательно взвесить все за и против. В бизнесе анализ ситуаций имеет еще большее значение, поскольку на кону находится успех компании. Именно поэтому еще на этапе разработки своего бизнес-плана необходимо провести так называемый SWOT-анализ, который откроет перед вами новые факты о вашей компании и ее возможностях. Итак, поехали!
SWOT-анализ: что это такое
Этот метод анализа направлен на первичную оценку текущей ситуации с целью выявления наиболее сильных и слабых сторон компании, а также угроз по отношению к ней извне и открывающихся возможностей.
Аббревиатура SWOT расшифровывается так: S - Strengths, W - Weaknesses, O - Opportunities, T - Threats. Первые два понятия SWOT-анализа означают сильные и слабые стороны соответственно. Третье - возможности компании, а четвертое - угрозы.
Обычно свот-анализ оформляют в виде квадратной матрицы или таблицы, состоящей из двух столбцов и двух строк.
В каких случаях следует его проводить?
Свот-анализ следует делать в том случае, если:
- нужно выявить эффективность будущего бизнеса, продукта;
- нужно проанализировать уже имеющийся бизнес;
- необходимо оценить инвестиционные выгоды и риски;
- требуется пересмотреть политику и миссию своей организации;
- нужно найти выход при появлении крупного конкурента.
В этих и других ситуациях анализ поможет определить, насколько конкурентоспособная фирма или товар, на какие слабые стороны следует обратить внимание, чтобы их искоренить, какие риски существуют и как их перекрыть новыми возможностями.
Что необходимо для проведения анализа
Во-первых, вы априори должны в совершенстве владеть всей информацией о компании (от названия до продажи клиенту). SWOT-анализ не любит неконкретности и субъективности.
Во-вторых, здесь не нужно жалеть себя и свою фирму в плане критики, не стоит упоминать то, чего нет. Иначе в результате получится недействительная картина. Если же инициатор исследования сомневается в своих знаниях в какой-либо области, то допускается привлечение персонала. Ведь он, как никто другой, знает организацию изнутри.
В-третьих, на исследование потребуется некоторое время. Сроки совершенно различны, но лучше не торопиться и каждый квадрант матрицы заполнять с чувством, с толком, с расстановкой.
Виды анализа
Экспресс-анализ позволяет выяснить, какие преимущества в совокупности с возможностями будут препятствовать угрозам и какие недостатки будут этому мешать.
Сводный: имеет место применение числовых показателей деятельности организации. Также этот вид способствует мгновенной выработке стратегии. Минусом является трудоемкость и большие затраты времени.
Смешанный. Как ясно из названия, содержит в себе элементы первых двух видов. Он является более глубоким. В самом начале проводят стратегический анализ.
Разделы матрицы SWOT-анализа и их характеристика
Теперь остановимся подробнее на квадрантах матрицы и рассмотрим основы SWOT-анализа.
- Преимущества. Когда мы выбрали объект исследования, например, выдвигать ли на рынок новый вид продукции, нам нужно собрать в левом верхнем поле все преимущества компании (усиленная реклама, долгий жизненный цикл, УТП (уникальное торговое предложение), качественное оборудование, квалифицированный персонал, местоположение, низкая себестоимость, сотрудничество с посредниками и т. д.).
- Недостатки. Сюда стоит отнести оставшиеся аспекты, которые не вошли в первую группу. То есть если вы в достоинствах не указали сведения о высоком качестве продукта, то, скорее всего, это минус для фирмы. Вам в будущем придется над этим поработать. Еще примеры: высокая стоимость доставки на прилавки, наличие многих посредников в каналах сбыта, низкая отдача от рекламных кампаний. Именно в этой графе не стоит приукрашивать и махать рукой на слабые места компании. Важна каждая мелочь, как, в принципе, и во всем анализе.
- Возможности. По сути, это перспективные направления развития предприятия. Здесь опять же сравнивайте себя с конкурентами. Почему они могут предложить клиенту рассрочку, к примеру, а вы - нет. Вот вам и возможность к развитию. Другие примеры: организовать доставку до дверей, осуществление онлайн-заказа, открытие еще одной торговой точки и прочее. Большую роль играет техническое оснащение фирмы. Что у вас есть такого, чего нет у конкурента и что может принести вам пользу в дальнейшем? Все зависит от специфики вашей компании.
- Угрозы. Риски всегда нужно рассматривать очень подробно и до малейших частиц. Важно знать, не собирается ли на рынок новый конкурент, не хотят ли нынешние тоже ввести новый продукт. Возможно, у них есть преимущества для переманивания ваших специалистов. Риск всегда есть, но, как говорится, кто предупрежден, тот вооружен. Поэтому необходимо точно знать, что предпринять в случае, если подобный продукт задумает изготавливать ваш конкурент.
Пример: ресторан при гостинице
Обратимся к практическому применению SWOT-анализа ресторана, пример которого сейчас разберем.
Допустим, в городе Н. с населением в 400 тыс. человек в 2014 году открылась гостиница Welcome. По прошествии 4 лет учредители решили открыть на первом этаже гостиницы ресторан. Начался период бизнес-планирования ресторана при отеле. Финансовый документ начинается с исследования и анализа рынка. После знакомства с конкурентами (обособленными ресторанами и аналогами при гостиницах) и их особенностями наши собственники подошли к заветному моменту - SWOT-анализа ресторана при гостинице. Поможем им в этом нелегком деле и разберем по крупинкам все нюансы.
Сильные и слабые стороны
Начнем SWOT-анализ ресторана как полагается - с сильных сторон. Преимуществами заведения в данном случае будут являться:
- высокий уровень спроса на услуги гостиницы;
- выгодное местоположение объекта - центр города и недалеко от вокзала, вблизи парка развлечений и пруда с птицами;
- цены на проживание в гостинице не выше среднерыночных;
- высокая доля рынка ввиду отсутствия аналогичных объектов с ресторанами в данном районе города;
- хорошая транспортная развязка;
- активная рекламная кампания и высокая отдача;
- удобный режим работы будущего ресторана для клиентов;
- скидки и акции для постояльцев и постоянных клиентов.
Это перечень преимуществ над иными ресторанами при гостиницах в городе. Именно они являются изюминкой.
Далее обратим внимание на слабые стороны гостиницы и будущего ресторана:
- заработная плата работников ресторана ниже, чем в обособленных заведениях;
- неудобный график работы для персонала ресторана (с раннего утра до позднего вечера);
- ограничения в меню из-за отсутствия некоторого оборудования;
- неизвестность ресторана;
- цены в ресторане при гостинице выше, чем в его обособленных аналогах.
Минусы могут в скором времени превратиться в плюсы, если грамотно над ними поработать. Не стоит сразу кидаться во все тяжкие на исправление недостатков, достаточно выбрать для начала 1-3 весомых пункта, исправить их, а затем остальные.
Возможности и угрозы
Теперь подумаем над возможностями, которые есть у владельцев гостиницы и ресторана для усовершенствования бизнеса и выхода на новый уровень:
- установить удобную систему расчетов (все формы платежей);
- сделать возможным для постояльцев заказать еду из ресторана в номер;
- привилегии на питание персонала гостиницы;
- расширение ассортимента меню при покупке необходимого оборудования.
Эти возможности получится воплотить в жизнь, если постараться. И они станут преимуществами ресторана и гостиницы. Конечно, не получится сделать все и сразу, если в банковской ячейке нет нужной довольно большой суммы. Здесь снова нужно выбрать наиболее доступные по себестоимости и значимости пункты и оптимизировать их.
В дальнейшем у компании будут "козыри" в запасе для поддержания конкурентоспособности, как это делают производители известных марок смартфонов. Ведь они не сразу выпустили версию телефона со всеми новинками, а делают это постепенно, чтобы сохранять интригу и удерживать покупательскую аудиторию.
Завершая SWOT-анализ ресторана, поговорим о логичных угрозах для нового направления в бизнесе. Таковыми станут:
- появление конкурентного ресторана рядом с объектом;
- снижение спроса на услуги гостиницы;
- текучесть персонала из-за невысокой заработной платы;
- отсутствие спроса ввиду скудного меню и высоких цен;
- изменения в законодательстве;
- колебания цен на топливо или коммунальные услуги;
- повышение закупочных цен на полуфабрикаты и продукты для ресторана.
Предполагая риски, наши герои будут знать, как действовать при наступлении той или иной ситуации. Например, в разделе бизнес-плана "Оценка рисков" собственники рассчитают точку безубыточности, что позволит им пережить временные колебания цен, не уйдя при этом в минус.
На этом SWOT-анализ ресторана окончен, остается лишь принять меры по дальнейшему развитию компании.
Выводы и обобщения
Несомненно, дальнейшие действия после получения полной картины от анализа зависят целиком от особенностей компании. Но тем не менее существуют общие правила действий, которые направят предприятие в нужное русло и помогут достичь успеха:
- использовать свои преимущества;
- постараться искоренить слабые стороны;
- вкладывать средства в возможности;
- предвидеть риски - думать на шаг, а то и на два вперед.
Возвращаясь к примеру, можно предложить следующий вариант действий:
- сделать упор в рекламе гостиницы на открытие ресторана;
- за счет доп. средств закупить оборудование и расширить ассортимент меню;
- полностью использовать свои возможности;
- создать "удерживающее" предложение для персонала во избежание текучести;
- снижать закупочную стоимость сырья путем договоренностей с поставщиками и тем самым увеличить запас финансовой прочности.
Таким образом, мы помогли собственникам гостиницы увидеть методом SWOT-анализа возможности, угрозы, преимущества и недостатки, которые впоследствии сыграют решающую роль в ведении ресторанного бизнеса.