Гуны материальной природы в индуистской философии санкхья. Саттва-гуна. Раджо-гуна. Тамо-гуна

Жизненный путь человека имеет потенциал, как для привязывания его к чему-либо, так и для освобождения. Чтобы ориентироваться в этой двойной природе опыта, древняя школа индийской философии Самхья («то, что суммирует») делит реальность на две категории: познающий (пуруша) и познаваемое (пракрити).

Пуруша, Я, никогда не является объектом опыта – это субъект, тот, кто знает. Пракрити, с другой стороны, охватывает все что приходит к нам в объективной вселенной, будь то психологическое или материальное. Это все, что можно узнать.

Непроявленная пракрити – это резервуар безграничного потенциала, состоящий из трех фундаментальных сил, называемых гуны (саттва, раджас и тамас), которые находятся в балансе друг с другом. Благодаря взаимодействию этих сил пракрити проявляется как Вселенная. Поэтому все что может быть известно в этом мире, осязаемое и неосязаемое, является проявлением гун в их различных формах.

Понятие Природы

Пракрити (санскрит: «природа», «источник») в системе индийской философии санкхья (даршан) - материальная природа в ее зародышевом состоянии, которое является вечным и вне восприятия. Когда пракрити (женщина) вступает в контакт с духом, пуруша (мужчина), начинается процесс эволюции, который ведет через несколько этапов к созданию существующего материального мира. Пракрити состоит из трех гун («качеств» материи), которые являются составляющими космическими факторами, которые характеризуют всю природу.

По мнению даршан, активна только пракрити, а дух заключен в ней и лишь наблюдает и переживает. Освобождение (мокша) состоит в выводе духа из пракрити своим собственным признанием его полного отличия от него и не вовлечения. В ранних индийских философских текстах термин «свабхава» («собственное бытие») использовался в смысле, подобном пракрити, для обозначения материальной природы.

Три качества

Согласно Бхагавадгите, гуны материальной природы (первичные качества или способы Природы) имеют три проявления. Каждое из них имеет свое название и характеристики. Эти качества называются саттва, раджо и тамо.

Они существуют во всем, включая людей, в разной степени концентрации и комбинациях. Они также существуют во всех объектах и ​​натуральных предметах. Следовательно, даже еда, которую едят люди, важна с точки зрения формирования правильного поведения.

В зависимости от их относительных сильных сторон и соотношений эти качества определяют природу вещей, существ, их действия, поведение, отношение и привязанность, и их участие в объективном мире, в котором они живут.

Основная цель гун в живых существах - создать зависимость через желания для чувственных объектов, что приводит к различной степени привязанности к ним. Они, в свою очередь, удерживаются привязанными к миру и под постоянным контролем Пракрити.

Роль в создании

Гуны материальной природы рождаются из Пракрити. «Я» не пребывает в них, но они живут в нем. До создания они остаются неактивными и находятся в состоянии идеального равновесия в Изначальной Природе. Когда их баланс нарушается, творение начинает двигаться, и возникает разнообразие объектов и существ, каждый из которых обладает тройными гунами в разных пропорциях. Смесь (панчикарана) из гун и элементов (махабхута) хорошо объяснена в Паингала Упанишаде.

Существа разных миров

Существа в высших мирах содержат преобладание саттвы гуны. Это доминирование обусловлено их природой. Для существ нижних миров характерно преобладание тамо гуны.

Существа средних миров также имеют отличия. Здесь преобладают раджо гуны. Относительно людей, это выглядит несколько иначе. У них все три эти качества присутствуют в разной степени доминирования в соответствии с их духовной чистотой и развитием.

Грешники, которые находятся за пределами искупления, отличаются преобладанием тамо. Другой категорией являются благочестивые люди, которые пребывают в Дхарме. Их отличает преобладание саттвы. Следующая категория – мирские люди, которые руководствуются эгоистичными желаниями. Им свойственно преобладание раджо.

Отношение к богам

Согласно Бхагавадгите, Бог – истинный Наслаждающийся. Он порождает все творения ради своей радости (ананды). Только Пуруша, находящийся в Пракрити, наслаждается качествами, произведенными ей. Гуны (качества) отвечают за разнообразие природы. Из-за них возникает только разделение реальности и нереальности. Когда они проявляются в творении, отдельные души оказываются под их влиянием и начинают свое путешествие в мир материи и смерти.

Бог (Ишвара) не действует под влиянием какой-либо из трех гун. Он представляет Чистейшую Саттву (шуддха саттва), которая не принадлежит этому миру. Среди богов у Брахмы преобладает раджо. Он является ее покровителем.

Вишну отличает преобладание саттвы. Соответственно, он ее покровитель. Шива является покровителем тамо, преобладающей в нем. Однако все три бога - чистые существа (шивам). Они не привязаны к ним или к Природе. В целях творения и порядка, и регулярности миров они проявляют гуны для выполнения своих непосредственных обязанностей, пока они сами трансцендентны.

Влияние на поведение

Гуны материальной природы отвечают за поведение и естественные склонности всех живых существ. Люди также подвержены их влиянию. Под их контролем они теряют способность различать истину, ее сущностную природу или свои настоящие Я. Они не видят своего единства с Богом и остальной частью творения или присутствие первого среди них.

Гуны также влияют на веру, решимость, профессиональный выбор и характер отношений. Разделение людей на четыре категории связано также с их влиянием. Они управляют всеми аспектами человеческой жизни и мира в целом.

В четырнадцатой главе Бхагавадгиты Кришна дает очень подробное описание и определение трех гун.

Описание

Гуна благости, без примесей, освещающая и свободная от болезней. Она связывает душу через привязанность к счастью и знанию.

Гуна страсти наполнена ею (рагатмакам) и рождается из «тришны» (жажда или сильное желание) и «санга» (привязанность). Он связывает душу посредством привязанности к действию.

Гуна невежества – это темнота и грубость в человеке. Это «аджнанаджам» (рожденный от невежества) и «моханам» (причина заблуждения). Она связывает душу через безрассудство, лень и сон. В существах три гуны конкурируют между собой за превосходство и пытаются подавить друг друга.

Как узнать, какое качество преобладает у человека в определенное время?

Согласно Бхагавадгите, доминирование саттвы имеет свои признаки. Такой человек характеризуется тем, что из всех частей человеческого тела излучается свет знания.

Свои признаки есть и у преобладания раджо. У такого человека возникают жадность, стремление к мирскому, материальному миру и склонность к эгоистичным действиям. С увеличением тамо можно увидеть расцвет тьмы, бездеятельности, безрассудства и заблуждения.

Влияние на перерождение

После смерти саттвический человек достигает высших миров. Когда он возвращается, он рождается среди благочестивых людей или в такой же семье. После смерти раджонический человек остается в средних мирах. Когда он возрождается, он появляется в семье тех, кто привязан к действиям. Что касается тамонического человека, он погружается в низшие миры после смерти, а возрождается среди невежественных и обманутых.

Преодоление

Цель подробного описания этих трех качеств в «Бхагавадгите» заключается не в том, чтобы побудить людей стать саттвическими или устранить другие качества. Гуны материальной природы являются частью Пракрити и ответственны за людское невежество, заблуждение, рабство и страдания на земле. Когда они активны, люди остаются привязаны к тому или иному объекту. Человек не может быть свободным, пока они не будут полностью преодолены.

Поэтому Бхагавадгита предполагает, что следует стараться превосходить их, а не развивать. Зная природу трех гун, и то, как они стремятся удерживать людей в рабстве и иллюзии, следует стать мудрее и стремиться превзойти их.

Саттва - это чистота и полезность. Однако для тех, кто стремится к освобождению, даже ее совершенствование не должно быть самоцелью, поскольку она также связывает человека с дуальностью удовольствия и боли. Саттвические люди хотят получать первое и избегать последнюю. Они благочестивые и знающие, но предпочитают вести жизнь в роскоши и комфорте. Таким образом, они участвуют в желаемых действиях и становятся привязанными к материальному миру.

Несмотря на то, что это чистая саттва - это всего лишь инструмент пракрити, который призван служить своим целям, удерживая людей привязанными к мирской жизни под контролем своего «хозяина». Следовательно, можно культивировать чистоту (саттва) для подавления двух других качеств, но, в конце концов, человек должен подняться выше всех трех и стать стабильным в спокойствии, одинаковости и единстве Я. Он должен выйти за пределы этих категорий, чтобы обрести бессмертие и свободу от рождения, смерти, старости и печали.

Качества человека, который превосходит гуны

Каковы качества такого человека, как он себя ведет и как он действительно достигает этого? Бхагавадгита также отвечает на эти вопросы. Когда человек преодолевает три гуны, он не любит свет чистоты, страсти и заблуждения, которые являются преобладающими модальностями, возникающими из этих трех качеств.

Он не ненавидит их, когда они присутствуют, и не желает их, когда они отсутствуют. Он остается безразличным, невозмутимым этими качествами, зная, что они действуют во всех существах, но не в Я. Поэтому такой человек остается одинаковым и в удовольствии, и в боли, стабильным и равным по отношению к куску земли или золота, чему-то приятному и неприятному, критике или похвале, чести или позору, а также другу или врагу.

Поскольку он поднимается над гунами, он не принимает сторон ни в каком споре, не проявляет какого-либо предпочтения дуальности жизни и отказывается от амбиций и инициативы по выполнению задач.

Практическое применение

Хорошее понимание этих трех качеств способно помочь принять мудрые решения и оставаться на правильной стороне духовной жизни. Например, Восьмеричный Путь Буддизма, Аштанга-йога Патанджали, правила и ограничения для новичков и продвинутых практиков в джайнизме и буддизме призваны культивировать саттву или внутреннюю чистоту, без которой ум не может быть стабилизирован в созерцании или в осознанности.

Взращивание чистоты лежит в основе всех духовных традиций Древней Индии. В сегодняшнем мире, где преобладают тамо и раджо, это еще более важно. Помимо духовности, знание этих качеств также полезно в мирской жизни. Ниже приведены несколько примеров, в которых можно их использовать, чтобы защитить себя от потенциальных проблем:

  1. Профессия. Ее следует выбирать в соответствии с собственной природой и тем, чего человек хочет достичь в жизни. Определенная профессия может привести к духовному падению.
  2. Брак и дружба. Важно рассмотреть игру гун при выборе друзей или партнера по браку. Необходимо увидеть в этих отношениях, хочет ли человек сбалансировать или дополнить свою собственную природу.
  3. Образование и специализация. Если построить свою академическую карьеру в соответствии с собственным характером, это значительно уменьшит страдания от конфликтов или стресса, и у человека будут лучшие шансы на успех в профессиональной карьере.
  4. Воспитание. Родители должны помогать своим детям совершенствовать преобладание саттвы, так что, когда те вырастут, они будут не только приятными и позитивными личностями, но и уметь делать правильный выбор.
  5. Предпочтение продуктов питания и образа жизни. Они должны способствовать культивированию саттвы. Это обусловлено тем, что это качество улучшает бодрость и блеск ума, и тела.

Духовная жизнь

В этой сфере знание о трех качествах Природы обязательно. Правильное понимание трех гун необходимо для преодоления рабства земной жизни и достижения освобождения. Зная различие между ними и развивая первое качество или способ в изобилии, человек может очистить свой разум и тело, и испытать спокойствие и уравновешенность.

Через бескорыстное служение, преданное поклонение, самообучение, саттвическое знание, речь, правильное распознавание, веру, поведение и жертву, он может увеличить это качество и развить божественные качества (дайва сампаттих), стать совершенным йогом и обрести любовь к Богу.

Выполняя свои обязанности без какого-либо желания и привязанности, предлагая плод своих действий Богу, полностью отдавшись ему, посвятив себя ему и поглотив его, он, несомненно, достигнет освобождения и союза с Высшим Я.

Комментарии