Икона "Церкви Воинствующей" XVI века
В одном из залов Третьяковской галереи находится икона «Церкви Воинствующей», которая также носит название «Благословенно воинство Небесного Царя». Она была написана по заказу Иоанна IV Грозного. Об иконе «Церковь Воинствующая», истории ее написания и особенностях читайте в этом очерке.
История
Иоанн IV Грозный повелел создать икону в память об успешном походе на Казань в 1552 году. Точная дата написания неизвестна, а ее автором считается протопоп Кремлевского Благовещенского собора, а также духовник царя Андрей, который в дальнейшем стал митрополитом московским Афанасием.
Икона «Церкви Воинствующей» находилось рядом с южными вратами в кафедральном Успенском соборе в Кремле, у царского места. Она была украшена рельефами на тему «Сказания о Владимирских князьях». Тем самым она вкупе с молебным царским местом должна была показывать преемственность власти от великих владимирских и киевских князей московскими царями.
В начале XX столетия икона располагалась в мироваренной находящейся в Патриарших палатах Кремля. В 1919 году было принято решение поместить ее в Государственную Третьяковскую галерею.
Сюжетные источники
Источником сюжета иконы «Церкви Воинствующей» послужило Откровение Иоанна Богослова. В нем рассказывается о Небесном Иерусалиме и вытекающей из его вод реки жизни, также там присутствует горящий город - великий Вавилон. Помимо этого, сюжет имеет аналогии в православных песенных текстах.
Так, например, в песнопениях во имя мучеников особенно акцентируется внимание на том, что они, повторяя подвиг Иисуса, первыми достигнут «небесного пристанища». В тексте Октоиха (православная богослужебная книга) есть описание, где Христос держит венцы, а множество ангелов летит навстречу воинам.
Изображенное на иконе вхождение армии в Небесный Иерусалим в точности соответствует тексту послания, сделанного митрополитом Макарием, которое он произнес перед Казанским походом. В нем он говорит, что воины, которые падут на поле брани, войдут в город. Позже митрополит в другом послании сравнил подвиг русских войск во время покорения Казанского ханства с подвигом мучеников исповедников.
Описание
Икона «Церковь Воинствующая» имеет изображение пылающего города. Он атрибутируется как «обитель лукавого» либо как Казань, которую покорил Иоанн IV Грозный в 1552 году. По мнению искусствоведов, огонь не разрушает город, а очищает его. Этот вывод был сделан на основе «Степной книги», где описывается видение одного из участников похода. Некоторые ученые просматривают на иконе очертание горящей главной Казанской мечети Кул-Шариф, которую разрушил Иоанн IV Грозный.
От горящего града, изображенного на иконе «Церковь Воинствующая» 16 века, движется большое количество фигур пеших и конных воинов, идущих по направлению к Небесному Иерусалиму, находящемуся в левой части. Он расположен на горе, в сенях красного шатра и помещен в мандорлу (особая форма нимба) из зеленых и красных кругов. Она разомкнута в одном месте, к которому и ведет дорога. По ней и шествуют воины в Небесный Иерусалим.
Небесный город исследователи трактуют как метафорический образ Москвы. В граде всех воинов встречает Богоматерь с Младенцем Христом, который сидит у нее на коленях. Иисус раздает ангелам венцы мучеников, предназначающиеся для погибших. У Небесного Иерусалима расположен райский сад, на деревьях которого растут красные плоды.
Райская река и воины
Из города течет райская река. У исследователей она имеет сложный символизм. Одни трактуют ее как «чистую реку воды жизни», а другие как ясли Христовы. Небольшие источники, идущие от основного русла, понимаются как Православная и Католическая церкви. Широкая река, текущая воинам навстречу, трактуется как символ чистой истинной веры, а ревнители ее - правители Руси.
Воины разделены на три ряда и двигаются они справа налево. В иконописи это понимается как путь к Богу. Главы воинов нижнего и верхнего рядов венчают нимбы.
На иконе изображен архистратиг архангел Михаил. Он находится впереди воинов, возглавляя их. Его фигуру венчает сферическая мандорла, а он сам восседает на коне. Изображение архангела Михаила на иконах того времени - достаточно редкое явление. Он находится перед вратами Небесного Иерусалима, обернувшись, он как бы зовет воинов за собой.
Заключение
Архангел Михаил являлся покровителем московских царей, именно поэтому он и изображен на иконе. Известно, что он был особо почитаем Иоанном IV Грозным. Также Кремлевский Архангельский собор служил царской усыпальницей.
На фото иконы «Церковь Воинствующая» можно увидеть все мастерство иконописца Андрея. Она выполнена в классическом стиле XVI века и является настоящим художественным сокровищем. Следует отметить не только качество письма, которое позволило сохранить икону до настоящего времени, но и глубокий смысл и символизм. Это прекрасное произведение искусства, а также особенно почитаемая святыня у православных христиан.