Конституционная реформа в России

Любое современное государство имеет свой свод законов. У многих стран есть Конституция, только в семи странах мира ее нет. Вот перечень этих стран: Великобритания, Израиль, Сан-Марино, Канада, Швеция, Новой Зеландия, Ливия. В Российской Федерации (до принятия в 1918 году) неоднократно разные правители предпринимали попытки создать Конституцию, но находились какие-то трудности и преграды для достижения этой цели.

На V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 года приняли первую Конституцию. Спустя сто лет, ее меняли пять раз. 12 декабря 1993 года на референдуме была принята Конституция, действующая и сегодня. За это время в нее внесено всего лишь несколько поправок. В данной статье мы рассмотрим вопрос о том, что такое конституционная реформа. Сделаем это на примере не только нашего государства, но и различных стран. Подробно опишем устои, принципы принятия, кто имеет право вносить поправки, что ждет Россию в будущем.

Понятие

Конституционная реформа – это определенный план действий по пересмотру статей в Конституции. Отмена старых, перестройка, внесение новых статей входит в это понятие. Необходимы такие шаги только ради общественного развития. Особенности:

  1. Видоизменение или создание конституционного строя.
  2. Нововведения обеспечивают развитие общества.
  3. Конституционная реформа в Российской Федерации имеет поступательный (поэтапный) характер.
  4. Масштаб действий делится на полный пересмотр и частичные реформы.

Конституция – это открытый документ, который дает гражданам и представителям государственной власти информацию об их правах и обязанностях. Но с каждым некоторые статьи этого документа начинают устаревать. Объективные причины для реформы:

  1. Внутриполитическая причина. Когда происходит смена формы правления или политического режима, то необходимо проводить реформирование основ строя или частичное изменение.
  2. При переходе к абсолютно новой форме государственно-территориального устройства.
  3. При изменении «политической карты» общества и приход к оппозиционной власти.

Эти и другие причины могут повлиять на реформы. Конституционные реформы делятся на три вида: пересмотр, но сохранение прежней Конституции, радикальное преобразование, полное восстановление действенности Конституции.

Для чего нужна

Конституция Российской Федерации – это, в первую очередь, основа для других отраслей права - все другие законы основаны на ней и не должны ей противоречить. Конституция является гарантом жизненного устройства и успешного существования нашей страны. Этот документ поддерживает правопорядок, целостность и традиции российского общества. Также обеспечивает правами и обязанностями всех граждан России. Этот документ имеет сложную систему иерархической власти.

Без Конституции государство может настичь полная анархия, возникнуть реальная угроза развала страны и потери территориальной целостности. Высший нормативно-правовой акт, который закрепляет основы государственного строя, выстраивает понятие об органах власти (исполнительной, судебной и законодательной). Конституция отличается от закона тем, что она является базой для них. Законы отталкиваются от нее, и при не состыковке между ними всегда выигрывает Конституция.

Кто имеет право вносить изменения

Начало конституционной реформы начинается с пересмотра положений. В главе 9, статьи 134 указан перечень людей, кто имеет право вносить поправки, а именно:

  1. Действующий Президент Российской Федерации.
  2. Совет Федерации.
  3. Правительство.
  4. Законодательные органы субъектов федерации.
  5. Государственная Дума.

Также вносить поправки могут группа депутатов и сенаторов, но только те, кто входит в одну пятую всех членов Госдумы и Совета Федерации.

Два типа принятия изменений

В Конституции Российской Федерации в отдельных статьях указано, как необходимо вносить изменения. На сегодняшний день существует только два механизма принятия каких-либо поправок:

  1. Федеральным Собранием не могут быть пересмотрены главы 1, 2 и 9. Из-за того, что эти положения касаются не только прав и свобод граждан государства, но и порядка пересмотра всего документа. Но если же группа депутатов и сенаторов поддержит предложение о поправке именно указанных выше глав, то будет созвано Конституционное Собрание. Его участники либо подтвердят неизменность, либо разработают новый проект Конституции, которые затем выносится на всенародное голосование.
  2. С третье главы по восьмую поправки принимаются в порядке, предусмотренным федеральным конституционным законом. Изменения вступят в силу только после того, как законодательная ветвь власти (не менее двух третей субъектов РФ) одобрит их.

Только таким способом можно внести какие-либо изменения. За прошедшие года было внесено достаточно много поправок, из которых сегодня сложилась устойчивая система законов.

Реформы 1979-1993 годов

Причина конституционной реформы в 1991 году сложилась из-за того, что в стране произошел внутриполитический диссонанс. Распался Союз Советских Социалистических Республик (СССР), а вместе с ним рухнул тоталитарный режим и Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС) ушла в небытие. На этом фоне изменений началась разрушаться старая экономическая система государства и общества. Полностью изменить прежнюю правовую систему не представлялось возможным. Вносились только небольшие изменения. Примером этому служит свидетельство об изменениях и некоторых дополнениях в 1978 году в Конституцию РСФСР:

  • дополнение статьи 12, с того момента признается частная собственность на землю, но не пахотную;
  • в статье 11 регламентируется статус о государственной собственности несколько иначе;
  • статья 67 гласит о том, что граждане имеют право на возмещение от государства ущерба за причинение всякого вреда незаконными действиями госорганов и должностных лиц.

Но ни какие изменения не могли исправить тот факт, что она не являлась юридической базой для других коренных преобразований. В государстве требовался новый основной закон. Потому как суть конституционной реформы заключается именно в перемене устоев для общества. Поэтому было принято решение на Съезде о подготовки проекта абсолютно новой Конституции, которая бы изменила страну в лучшую сторону. Но так как старая Конституция включала в себя всевластие Советов, то это стало барьером для дальнейшего продвижения проекта. Еще одной причиной стал сам народ, так как общество за многие годы привыкло к Советской власти и к подобной форме правления.

Многие не понимали, для чего что-то менять. Кризис, национальные и социальные противоречия послужили третьей причиной не предпринимать попытки к поэтапной конституционной реформе, как было задумано изначально на Съезде. После того как Верховный Совет был распущен, новая Конституция 12 декабря 1993 года была принята всенародным голосованием. Именно она положила конец всевластию Совета и установила демократические основы построения государства и общества.

Последние поправки

Конституционная реформа – это изменения, внесенные в основной закон государства. При первом Президент Российской Федерации Борисе Ельцине было внесено несколько поправок:

  • в начале января 1996 года, а именно 9 числа, было принято решение изменить название Республика Ингушская и Северная Осетия на Ингушетия и Осетия-Алания;
  • от 10 января 1996 года название Республика Калмыкии - Хальмг Тангч было изменено на современное - Республика Калмыкия.

Российские конституционные реформы были проведены В. В. Путиным в период с 2000 по 2008 год. Список изменений в Конституции:

  1. В 2001 году Республика Чаваш стала называться Чувашия.
  2. В 2003 году к названию Ханты-Мансийский автономный округ присоединили название Югра.
  3. 14 октября 2005 года в состав Красноярского края был внесен Таймырский Долгано-Немецкий и Эвенкийский автономный округ.
  4. В 2006 году Корякский автономный округ и Камчатская область объединились в один край – Камчатский.
  5. Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край 21 июня 2007 года.

Следующий Президент Российской Федерации – Дмитрий Анатольевич Медведев в 2008 году предложил Федеральному собранию внести ряд поправок, которые общество еще очень долго обсуждало. Он предложил увеличить президентский срок с 4-х до 6-ти лет, а Госдумы - с 4-х до 5-ти лет. Также он предложил обязать конституционно Правительство РФ проводить ежегодный отчет перед Государственной Думой. Данные поправки были внесены 31 декабря 2008 года. Конституционная реформа в России была проведена 6 февраля 2014 года, вследствие чего произошло объединение Высшего арбитражного суда и Верховного суда РФ, а также были расширены полномочия Президента.

Свод законов США

Конституция Соединенных Штатов Америки (США) является самой старой из ныне действующих в мире. За весь период существования в нее было внесено около 40 поправок. Но не все из них были ратифицированы штатами. Именно в США принято считать процедуру изменения самой «жестокой», так как именно в этой стране очень сложный порядок.

Для проведения конституционной реформы необходимо собрать 2/3 голосов членов Конгресса, либо по инициативе 2/3 штатов (для этого созывается специальный конвент). Но поправки вступят в силу только тогда, когда они будут ратифицированы законодательным собранием. Ратификацию осуществляют легислатуры. Конституционные поправки США отличаются от других стран тем, что дополнительно публикуются к первоначальному тексту.

Напряженная ситуация в 1993 году

В конце сентября, а точнее, 23 числа 1993 года Борис Ельцин обратился к гражданам и представил основные положения указа о поэтапной конституционной реформе. Нарушив статью действующего основного закона, он распустил Верховный Совет и Съезд депутатов. После этого Верховный Совет объявил о немедленном отстранении Президента от занимаемой должности и о том, что все обязанности с этого момента возлагаются на А. Руцкого.

Но на этот Съезд прибыло менее половины депутатов. Параллельно они сформировали новое Правительство, но реальной власти они не имели. 24 декабря этого же года Борис Ельцин издает еще один указ, в котором говорится об изменении и отмены более 40 действующих законов. Но указ о конституционной реформе так и не был рассмотрен Конституционным Судом.

Слухи об изменении Главного закона

Председатель Конституционного суда заявил о некоторых недостатках нынешней Конституции. Совсем недавно Валерий Зорькин заявил, что:

  • между законодательной и исполнительной властью отсутствует баланс;
  • наблюдается недостаточный баланс в системе издержек;
  • недостаточно четкости распределения полномочий между Правительством и Президентом.

Председатель предлагает внести «точечные» изменения в некоторых статьи главного документа государства. Он не нацелен на полное обновление Конституции, напротив, Зорькин предложил исправить и дополнить некоторые уже существующие законы.

Валерий Зорькин уверен в том, что поправки помогут решить многие социальные проблемы. Он считает, что главная проблем в России сегодня – это бедность населения и рост социального напряжения (из-за некого чувства несправедливости и разрыва между богатыми людьми). Председатель считает, что именно такие чувства испытывал народ во времена социально-экономического раскола, что стало причиной революции в 1917 году.

Зорькин в будущем видит двухпартийную систему. Глава Конституционного суда подчеркнул, что не должно быть кренов в сторону левого или правого радикализма. В интервью «Российской газете» Валерий Зорькин выразил свою уверенность в том, что двухпартийность по американскому образцу будет намного эффективнее.

Итоги

Конституционная реформа подразумевает под собой внесение ряда изменений в действующие статьи. В процессе проведения реформы может даже дойти до того, что этот документ могут признать недействительным. Но чтобы этого добиться, необходимо получить одобрение от Конституционного суда. Конституция является крепким фундаментом государственной власти. Все действующие законы, кодексы (уголовный, гражданский, семейный и т. д.) опираются на основной закон. По сравнению с Соединенными Штатами Америки, наша Конституция очень молода. Но это не является поводом для беспокойства, так как большинство статей США уже заметно устарели.

Значительные изменения при проведении конституционной реформы были проведены в РСФСР в период с 1989 по 1990 год, затем в декабре 1991 года, после - в сентябре 1993 года, а закончились они в декабре этого же года. На протяжении всего этого времени были внесены различные поправки и изменения, которые привели к созданию более совершенной Конституции, которая действует в Российской Федерации и сегодня. В статье мы рассказали о том, что подразумевает под собой конституционная реформа. Что это за понятие, принципы принятия документа, кто имеет право вносить в него изменения, что для этого необходимо, причины реформ - обо всем этом было детально рассказано в статье.

Комментарии