Пейзажные парки: описание, особенности создания, фото

Ландшафтный дизайн – это увлекательное и непростое занятие. Но его результаты и радуют многие годы, даря удовольствие людям. Поэтому стоит превратить кусочек земли в красоту и наслаждаться результатами своего труда. Но какой стиль выбрать? Что лучше - регулярный или пейзажный парк? Расскажем о специфике последнего. О том, как зародилась традиции создания пейзажных садово-парковых комплексов, в чем их особенности и как их создавать. А на фото можно увидеть лучшие образцы ландшафтного искусства.

Садово-парковое искусство

Традиция создания парков появляется еще в Древней Греции. Уже в те времена люди стремились создать идеальный ландшафт, который дарил бы радость созерцания. Идея парков восходит к библейскому мифу о райском саде, в котором человек был абсолютно счастлив. И мысль о создании некоего подобия этого места для блаженства сопровождает человека всю его историю. Древние греки создавали парки для того, чтобы человек мог найти единение с природой, поэтому оформление сада учитывало особенности естественного ландшафта. Это еще были не в полной мере пейзажные парки, но их прототип. В Греции существовали общественные сады, предназначенные для отдыха свободных граждан. Римская садово-парковая культура вводит традицию создания придомовых садов с цветами и растениями, для прогулок состоятельных горожан. Тогда же появляются прототипы регулярных садов, которые создавались при богатых виллах. С этого времени сады и парки становятся непременным атрибутом жизни богатых людей. И позже средний класс стремился завести у дома хотя бы маленький палисадник, чтобы прикоснуться к этому образу жизни.

Подлинный пейзажный стиль в ландшафтный дизайн пришел с Востока. Еще в первом тысячелетии до нашей эры в Китае создавали сады, чтобы любоваться естественной природой. Огромный вклад в развитие этой традиции внесла Япония. Здесь в 14-15 веках создавались изысканные ландшафты, и главное искусство садовника заключалось в подчеркивании естественной природы. В Европе традицию разбивать сады развивают монастыри, при каждом из которых обязательно был свой участок, возделываемый и украшаемый монахами. Эти сады являлись частью архитектурного комплекса и были наполнены символизмом. Так, в этих парках часто устраивались лабиринты как символ блуждающей в поисках Бога души. В эпоху Возрождения появляются барочные парки светского назначения. Они должны были радовать глаз, развлекать, способствовать расслаблению. Такие парки принадлежали аристократии и были символом богатства и роскоши. Это было время расцвета садово-парковой культуры, тогда закладываются две традиции: пейзажная и регулярная. В 18 веке происходит становление двух стилей, которые стали основными в ландшафтном дизайне.

Признаки пейзажного парка

В 18 веке в Англии возникает новый стиль, основная цель которого - создать садово-парковый комплекс как подобие естественной природы. Позже эта традиция распространяется и на континентальную Европу, а еще позже появляются и русские пейзажные парки. Как распознать этот стиль? У него есть целый ряд отличительных характеристик:

  1. Свободная планировка. Ничто не должно выдавать продуманность ландшафта.
  2. Никакой симметрии. Природа по своей сути асимметрична, поэтому и в парке не должно быть симметричных объектов.
  3. Планировка парка в соответствии с природным ландшафтом. Садовник должен подчеркнуть естественную красоту места, а не полностью ее создать.
  4. Обязательные контрасты рельефа. Пейзажный ландшафт, даже в плоской местности, должен строиться на чередовании ровных и холмистых частей.
  5. Никаких прямых линий. Дорожки, посадки должны быть извилистыми, напоминающими стихийную природную местность.
  6. Постепенное раскрытие перспективы. Парк должен преподносить сюрпризы человеку, который гуляет по нему, он не должен увидеть сразу весь ландшафт.
  7. Наличие водоемов, альпийских горок, каскадов.
  8. Использование в декоре только натуральных материалов. Гравий, камень, стружка, спилы дерева и т. п.
  9. Крона деревьев должна быть естественной, никакой декоративной стрижки не допускается.
  10. Отсутствие садовой скульптуры, фонтанов.

Все в этом парке должно напоминать о естественной природе, но при этом быть ухоженным, продуманным.

Пейзажный vs регулярный

Английская и французская садово-парковые традиции находят своих сторонников и противников. Что же лучше? Регулярный и пейзажный парк – это два разных подхода, с разными задачами. Французский регулярный парк – это дитя классической традиции. Его девиз – контроль человека над природой. Садовник создает произведение искусства, демонстрируя свое умение, фантазию, чувства стиля. Он тщательно выверяет симметричную композицию, занимается обрезкой растений, наполняет парк другими артефактами: фонтанами, скульптурой. Ландшафт в таком саду продолжает лини архитектуры. В английской пейзажной традиции все ровно наоборот. Садовник подражает природе, скрывает свое вмешательство в ландшафт. Даже скульптура должны выглядеть как побежденная природой - поросшая мхом, полускрытая травой, кустарниками. Выбирать стиль специалисты рекомендуют, руководствуясь не только личными вкусами, но и особенностями участка. Плоская, большая территория позволит создать регулярный, симметричный парк, а изначально холмистый, асимметричный участок рядом с лесом идеален для разбивки пейзажного парка. Также нужно обратить внимание на архитектуру строения, к которому примыкает парк, чтобы между ними не возник диссонанс.

Английские традиции

Садоводство – одна из важнейших культурных традиций Великобритании. И английский пейзажный парк – вершина этой традиции. Для создания таких садово-парковых комплексов идеально подходит ландшафт страны: холмистая местность, много небольших водоемов, неяркая растительность. Хамфри Рептон, выдающийся ландшафтный архитектор, в конце 18 – начале 19 века сформулировал основные принципы пейзажного парка:

  1. Свободная планировка. Парк должен «разворачиваться» перед человеком, преподнося сюрпризы за каждым поворотом.
  2. Архитектор должен создавать иллюзию естественности парка, должно возникать ощущение, что эти растения живут здесь очень давно, а дом был просто встроен в них. Парк должен быть главным по отношению к архитектуре.
  3. Парк – это целостное произведение, и задача автора создать продуманный до мелочей цельный образ места.
  4. Пейзажный сад не бывает плоским, архитектор должен усложнить рельеф, если этого нет в участке.

Создатели стиля

Пейзажные парки Англии стали результатом творчества нескольких человек. Главным основоположником считается Уильям Кент, знаменитый садовод и архитектор, приверженец английского классицизма. Его сподвижником был садовник Ч. Бриджмен. Они впервые решились отойти от строгих геометрических форм, принятых во французской традиции. Они черпали вдохновение у пейзажистов того времени, Пуссена и Лоррена. Главное творение Кента - парк в Стоу - был из типичного регулярного превращен в новаторский пейзажный комплекс. Он гармонично продолжал окружающий лесной ландшафт. Целью Кента был поиск гармонии и баланса между природой и творением человека. Идеи Кента были продолжены и развиты Ланселотом Брауном и Хамфри Рептоном. Они стали создавать более камерные парки и довели до абсолюта идею об иллюзии естественности.

Выдающиеся образцы

Традиционный английский пейзажный парк рассчитан на чувственное восприятие, он создается на нюансах цветом, формой, фактурой, светом. Архитектор и садовник обязан предусмотреть, что парк должен производить впечатление в разное время дня и года. Он должен непрерывно меняться и сохранять цельный образ. Самыми знаменитыми примерами парков этого типа являются:

  1. Классический образец стиля – парк в Стоу. Площадь комплекса составляет около 100 гектаров, а вместе с прилегающими ландшафтами, в которые он гармонично вписан – 500 га. На таком просторе архитектор смог применить самые разные выразительные средства. Здесь есть чередование открытых и закрытых пространств, множество романтических уголков с архитектурными сооружениями, оформление водоемов.
  2. Сад Боднант в Уэльсе, созданный семьей лорда Аберконуэй. Это настоящая британская достопримечательность, посмотреть на которую съезжаются туристы со всего мира.
  3. Сады во дворцах Кенсингтон, Карлтонхауз.
  4. Парк в Уилтон-хаусе.

Европейские традиции

Большим поклонником парков пейзажного типа на континенте был философ и писатель Ж.-Ж. Руссо. Он переделал свой сад в Эрменонвилле и оформил его в английском стиле. Новая садовая концепция находит немало поклонников в Европе. Людовик Шестнадцатый вводит моду на пейзажные парки, и с этого времени стиль распространяется во Франции, Германии, Нидерландах. Жители континента не могли отказаться от включения архитектуры в композицию парка и находят различные решения о введении беседок, арок, павильонов в естественный ландшафт. Идеологами и теоретиками пейзажного стиля в Европе стали П. Леннэ и Г. Пюклер. Их работы и сегодня являются достопримечательностями Германии.

Известные примеры

Самые знаменитые пейзажные парки Европы находятся во Франции (Эрменонвилль) и в Германии – сады неподалеку от Дессау и Бад-Мускау, парк Вертриц, а парковое королевство Дессау-Верлиц даже внесено в список объектов, охраняемых ЮНЕСКО. Парк ансамбля Сан-Сусси близ Потсдама был создан Пюклером и стал образцом для многих других парков. Есть прекрасные образцы пейзажных парков в Польше, Чехии, в Мюнхене, в Болгарии.

Российский опыт

Российская аристократия не могла пройти мимо садово-парковой моды Европы, и в 18 веке появляются первые пейзажные парки в России. Они в большинстве своем были копиями европейских ландшафтов, но постепенно русские садовники стали создавать уникальные комплексы, идеально подчеркивающие красоту русской природы.

Выдающиеся парки

В России хорошо прижилась традиция парков в английском стиле. В 18-19 веках были созданы блестящие образцы этого искусства. Сначала русские садовники шли по пути копирования, но позже была сформирована уникальная поэтика пейзажных парков России. В них обыгрывалась красота русской природы, и применялись традиционные местные растения. Прекрасными примерами являются:

  1. Парк в усадьбе Царицыно. Он был создан по приказу императрицы Екатерины Второй. Здесь использовались сибирские лиственницы и кедры, Основную планировку парка проводили английские архитекторы.
  2. Павловский и Екатерининский парки в пригородах Санкт-Петербурга. Это настоящие шедевры русского пейзажного садово-паркового искусства.
  3. Уникальный скальный пейзажный парк Монрепо в Выборге. Это редкий случай, когда такой масштабный проект обошелся без инвестиций со стороны императорской семьи.

Кому подходит пейзажный тип

Выбирая стиль для оформления сада, нужно в первую очередь обратить внимание на особенности участка. Пейзажный стиль подходит местам с естественным неровным рельефом, с натуральными водоемами. Для создания сада в английском стиле нужно быть готовым к тому, что его красота будет камерной, не бьющей по глазам, открывающейся постепенно.

Комментарии