Образование, его значение для личности и общества: определение понятия, роль и проблемы

Образование играет огромную роль в развитии как отдельного человека, так и всего общества в целом. Оно выполняет развивающую роль, улучшает жизнь людей, способствует их умственному развитию. Благодаря образованию в повседневной жизни появляются новые изобретения, делающие ее комфортной. Образование, его значение для личности и общества бесценно..

Этапы получения образования

За всю свою жизнь человек проходит несколько этапов образования. Первый этап – это начальная школа. Это не значит, что до школы ребенок не получает образования дома или в детском саду. Безусловно, получает. Разучивая песенки, стихи, танцы, играя в различные развивающие игры, - но такое образование бессистемно. В школе ребенка учат читать, писать, считать. Он выполняет задания, в школе при поддержке учителя, дома – самостоятельно. Задания в учебниках подобраны с расчетом на интеллектуальный уровень ребенка. По мере взросления задания усложняются, требования растут. Ребенка приучают к дисциплине и ответственности.

Первые четыре года школьника знакомят с основами правописания, арифметического счета, чтения и окружающего мира. Также в начальных классах сегодня преподают разговорный иностранный язык, а в некоторых школах еще и этикет. Начальное школьное образование, его значение для личности и общества на этом этапе развития конкретного индивидуума велико. От того, как он усвоит материал, какие знания и навыки взаимодействия с учителем и другими детьми он получит, зависит его успеваемость в старших классах и уверенность в собственных силах. Важно на этом этапе привить такие качества, как любовь к знаниям, к достижению высоких результатов, уважение к старшим, доброжелательность к окружающим.

Второй этап – обучение в средней школе

На этом этапе обучения школьники изучают основы наук, что знакомят их с главными дисциплинами, которые они будут изучать в учебных заведениях более высокого уровня: техникуме, профессиональном училище, институте и университете. Сложность материала, как и объемы получаемых знаний, растут ежегодно, вплоть до окончания средней школы. На этом этапе образование и его значение для общества становится весьма особенным. Так как во время учебы в средней школе, человек определяется с профессией, что ему интересна и которую он хочет освоить.

В России дети учатся в средней школе в течение пяти лет. Обучение является обязательным. В среднюю школу дети поступают сразу после окончания начальной школы. Помимо школьной программы, дети могут посещать различные кружки. Это дополнительный источник образования. Там они, в основном, изучают прикладные науки, искусство, осваивают рабочие профессии, например, швеи. В некоторых школах ученики могут получить помимо аттестата свидетельство о получении определенной профессии, но таких школ в России немного, к тому же число профессий ограниченно.

После окончания 9 классов и сдачи выпускных экзаменов, ученики могут продолжить обучение еще два года, если они планируют поступление в университет или институт, либо колледж, училище или техникум.

Профессиональные учебные заведения

В профессиональное учебное заведение можно поступить после получения среднего и полного среднего образования. В первом случае срок обучения составит 4 года, во втором – 1-2 года. На этом этапе образовательного процесса индивидуум получает профессию, которая в дальнейшем поможет ему устроиться на работу, обеспечивать себя и свою семью.

Получение профессионального образования, его значение для личности и общества велико. Человек не только учится чему-то новому, он получает возможность устроиться на полезную и хорошо оплачиваемую работу. Профессиональные учебные заведения готовят специалистов самых разных профессий.

Полное среднее образование

Полное среднее образование – это одиннадцатилетнее обучение в школе. То есть после окончания 9 классов индивидууму, чтобы получить полное среднее образование, надо проучиться еще два года. Полное среднее образование открывает человеку путь в высшие учебные заведения (вузы) – университет или институт. В конце учебного периода в школе ученики сдают ЕГЭ по профильным предметам, с учетом тех требований, которые выдвигает вуз.

Высшее образование

В России действует Болонская система образования, на которую все вузы страны перешли в 2010 году. В соответствии с ней высшее образование разделено на несколько ступеней.

  1. Бакалавриат. Это первая ступень обучения. Студент учится 3-4 года, в зависимости от формы обучения (очная, заочная) и особенностей выбранного факультета. Такое высшее образование считается неполным.

  2. Магистратура. Это вторая ступень обучения. Чтобы попасть на нее, надо сначала пройти обучение на первой ступени, то есть получить степень бакалавра. Обучение в магистратуре 2-3 года. Такое высшее образование считается полным.

  3. Аспирантура. Обучение продолжается в течение трех лет. Для получения ученой степени аспиранта студенту необходимо будет написать диссертацию и сдать три экзамена: по специальности, по иностранному языку и философии. Степень аспирантуры дает возможность ее обладателю заняться педагогической деятельностью в высшем учебном заведении и продолжить научную работу и исследования.

За время учебы в вузе студенты проводят различные исследования, пишут курсовые, отчеты о проделанной работе, дипломные работы, диссертации. Эти исследования и работы - новые источники знаний и база для создания новых изобретений, делающих жизнь всего общества более комфортной и безопасной. В этом образование, его значение для личности и общества проявляется в практических результатах – разработках новых лекарств, вакцин, оборудования, техники и прочих достижений прогресса.

Образование – процесс непрерывный

Однако образование не заканчивается после окончания школы, профессионального училища или вуза. Для того чтобы иметь постоянно высокий уровень подготовки и быть востребованным на рынке труда, совершать новые открытия и изобретения, человек должен совершенствоваться постоянно.

Образование – это процесс непрерывный. Это нужно делать, чтобы все время поддерживать свою квалификацию, быть способным к обучению и работе с новой техникой и технологиями, а для этого ему приходится постоянно учиться – изучать техническую документацию, инструкции, свойства материалов. Поэтому, если индивидуум желает заниматься общественно-полезным трудом, он должен будет заниматься своим образованием. Учитывая, что прогресс не остановить, образование и его значение для личности и общества будет только возрастать.

Изучение образования как объекта человеческой деятельности

Занимается изучением образования, его значением для личности и общества обществознание. Кратко с основами обществознания индивидуумы знакомятся еще во время обучения в средней школе. В дальнейшем изучение этой науки зависит от того, какую профессию он выберет. В вузах такое явление, как образование и его роль в развитии человечества, изучают на курсах обществоведения более подробно.

Наибольший интерес среди ученых-обществоведов представляет влияние образования на умственное развитие не только отдельно взятого индивидуума, но и на общество в целом. Их интересует возможность прогнозирования направления, уровень роста интеллектуального богатства общества и его влияние на смену технологического уклада.

Самообразование

Одним из наиболее интересных явлений в изучении образования как феномена человеческой деятельности считается самообразование. Тяга к образованию присуща всем людям, но насколько такой способ эффективен? Учитывая, насколько высоко значение образования в развитии общества и личности в современном мире, главным источником развития и благосостояния в будущем является уровень образования и профессиональной подготовки кадров. Поэтому крупные компании и фирмы, которые планируют работать долго и получать высокую прибыль, обустраивают на своей территории библиотеки профессиональной литературы и технической документации, которой может воспользоваться любой сотрудник.

В некоторых странах, например, Норвегии и Японии, существуют доплаты за интеллект. Это говорит о положительном эффекте самообразования. Хотя оно и страдает бессистемностью, но как способ повышения уровня образования и его значения для личности и общества занимает имеет важное значение. Оно повышает общий уровень знаний и интеллекта индивидуума, расширяет его кругозор.

Значение образования для развития общества

Если рассматривать кратко значение образование для личности и для общества, то можно сказать, что это лишь система передачи знаний и навыков от прежнего поколения новому. Но если рассматривать в качестве объекта исследования не только передачи, а создания и развития новых дисциплин, то возникает необходимость изучения больших объемов знаний, включающих историю, антропологию, социологию и множество других гуманитарных наук. Это создает серьезные проблемы для изучения образования как объекта человеческой деятельности и его значения. Мир становится менее предсказуемым, все больше зависит от того, какие знания получит индивидуум в результате и сможет ли он их использовать для собственной пользы и на благо общества.

Комментарии