Самая большая картина в мире: от Веронезе до Айвазовского
Искусство не имеет материальной системы координат. Крохотная шкатулка часто ценнее гигантской скульптуры. Среднестатистический созерцатель прекрасного редко задумывается над смыслом. В то же время размер — показатель, который сложно игнорировать. В выставочных залах большие полотна всегда смотрятся более выигрышно. Ошеломительная детализация не позволяет пройти мимо. И после посещения галереи часто возникает вопрос, какая картина самая большая в мире?
«Брак в Кане Галилейской»
Картина была создана по заказу католических священнослужителей для трапезной монастыря San Giorgio Maggiore в Венеции. Живописец Паоло Веронезе работал над полотном в течение года. На момент создания это была самая большая картина в мире, размер которой составляет 666 × 990 см. На ней изображен библейский сюжет, описывающий превращение Христом воды в вино, когда оно неожиданно закончилось в момент пиршества.
Во время наполеоновских захватнических войн гигантское полотно было вывезено французской армией в Париж. Для этого пришлось разрезать картину пополам. На месте были проведена реставрация, и теперь работа Веронезе украшает один из залов Лувра. Примечательно, что «Брак в Кане Галилейской» висит напротив «Моны Лизы». Но посетители настолько поглощены фотографированием шедевра великого Леонардо, что проходят мимо фундаментального полотна. Иногда толпа просто не позволяет отойти на достаточное расстояние, чтобы рассмотреть картину, занимающую всю стену.
Следует также отметить работу Теодора Жерико «Плот “Медузы”». Полотно размером 491 × 716 см является вторым по величине в Лувре.
«Рай»: самая большая картина в мире на холсте
После пожара 1577 года во Дворце Дожей на площади Сан-Марко в Венеции нужно было восстановить интерьер. Первоначально выполнить заказ поручили автору «Брака в Кане Галилейской» Паоло Веронезе, но художник скончался, не успев приступить к работе. Тогда венецианские дожи обратились к Тинторетто (настоящее имя Я́копо Робу́сти), который был к тому времени достаточно известен и написал для города множество картин.
Планы были настолько грандиозными, что живописцу пришлось привлечь своих учеников. Работа над картиной продолжалась более 12 лет и была закончена, когда Тинторетто исполнилось 70. Масштабы полотна потрясают: изображение рая по мотивам «Божественной комедии» Данте размером 7 × 22 м занимает целую стену зала Большого Совета.
«Явление Христа народу»
Русский живописец Александр Иванов отправился в Италию, чтобы написать главную картину всей своей жизни. Он собирался создать произведение искусства для всего человечества. В основе сюжета лежит сцена крещения из Евангелия. Но художник раздвигает хронологию Священного Писания. Во время крещения многие не признавали в Иисусе Мессию. Здесь Иванов охватывает весь пройденный путь. Христос предстает перед народом как Сын Божий. Фигура Иисуса сознательно изображена меньше людей на переднем плане. Увидеть Христа способен только тот, кто этого действительно хочет.
Запланированная недолгая поездка растянулась на 20 лет, но Иванов так и не успел закончить картину. У художника сильно упало зрение, в итоге старик в левом нижнем углу остался почти нагим, хотя отражение в воде говорит о том, что на нем должны быть красные одежды. Незаконченную картину отправляют в Петербург, а через год Иванов умирает.
Чтобы поместить величественное полотно размером 540 × 750 см, в Третьяковской галерее построили отдельный павильон. Уменьшенный вариант картины выставлен в Русском музее Санкт-Петербурга в одном зале с «Девятым валом» Айвазовского и «Последним днем Помпеи» Брюллова.
«Воззвание Минина к нижегородцам»: самая большая картина в России
Почти полвека работа Иванова «Явление Христа народу» оставалась крупнейшим образцом русской живописи, пока Константин Маковский не представил свое эпохальное полотно на патриотическую тему. Картина описывает исторический момент сбора пожертвований для народного ополчения против иноземных захватчиков. Художнику удалось изобразить представителей всех сословий, готовых в едином порыве прийти на помощь Отчизне. Каждое лицо самобытно, со своим характером. Это и ратник, и юродивый, и барышня, вынимающая из уха сережку. При взгляде на картину не покидает ощущение присутствия.
Маковский потратил 6 лет на написание своего грандиозного полотна. Он многократно посещал Нижний Новгород, чтобы в точности передать ландшафт Торговой площади под стенами Кремля. Было сделано множество эскизов, которые хранятся в галереях России. Картина размером 698 × 594 см выставлена в Нижегородском государственном художественном музее и занимает отдельное помещение.
Айвазовский: «Среди волн»
Обзор самых больших картин будет неполным без работ русского мариниста. И хотя холсты Ивана Айвазовского уступают грандиозным полотнам великих венецианцев по размеру, это самые масштабные изображения морской стихии.
«Среди волн» хранится на родине художника в музее города Феодосии, где собрана богатейшая коллекция его произведений. Картина изображает две стихии: море и небо. Они как будто сливаются в единое целое, лишь пробивающиеся сквозь тучи солнечные лучи раскрашивают аквамариновую массу в тысячи оттенков. Айвазовский написал свою лучшую картину за 10 дней. Ее размеры внушительны: почти три метра в высоту и более четырех в ширину. Картина стала результатом его кропотливого труда.
В погоне за рекордом
Каждый год в прессе появляются дерзкие заявления современных художников об их намерении создать самую большую картину в мире. Арт-объекты возникают на фасадах зданий, многокилометровых заборах, в пустынях и даже на проекциях земного шара. Книга рекордов Гиннеса постоянно пополняется новыми записями.
Бразильский художник Хосе Роберто Агилар создал картину «Небо» площадью 740 кв. м. В качестве полотна послужили пластиковые щиты, на которые нанесли 3700 литров краски. Хорват Джуро Шир использовал для росписи забор длиной 6 километров. Его картина под названием «Волна» была продана на аукционе. Для этого ее пришлось разрезать на части. Американец Джим Деневан утверждал, что создал самую большую картину в мире. Фото можно было сделать только с помощью аэросъемки. Картина представляла собой концентрические круги на песке пустыни штата Невада. Но шведский студент Эрик Норденанкар превзошел всех. Он заявил, что создал самый большой автопортрет в мире. Для этого Норденанкар якобы отправил GPS-устройство в кругосветное путешествие и записывал его перемещение на карте. Позже сам Эрик сознался, что это была всего лишь мистификация.
Любой художник мечтает создать что-то грандиозное. Но только настоящий мастер способен прийти к крупной форме, сохранив при этом самобытность и не скатившись в гигантоманию. Как бы ни старались апологеты авангарда выдать свои творения за шедевры, они будут уступать классикам без ежедневной работы над техникой и глубокого понимания высшего предназначения художника.