Ногайцы: национальность, этническая группа, язык и традиции
Давняя история этого народа не может на вызвать интереса к тому, что за нация — ногайцы? Гордые потомки древней Золотой Орды, они теперь разбросаны по разным районам юга России: в северном Дагестане, северной Чечне, Ставрополе, Астрахани и Карачаево-Черкесии. Это одна из выживших подгрупп Золотой Орды, которая имеет монголо-тюркское происхождение. Они говорят на своем собственном языке, который относится к группе тюркских. Свое название получили ногайцы в честь хана Ногая, правнука Чингиз-хана.
Название
Самоназвание этого народа происходит от имени одного человека. Ногайцы названы в честь правнука Чингисхана. Ногай был выдающимся вождем и настоящим лидером Золотой Орды. Он был правителем Ногайской Орды к западу от Дуная. Ногай был убит либо в 1294 году, либо, согласно другим источникам, в 1300 г., но его имя осталось в истории как обозначение кочевого народа в степях у Азовского моря. В более ранних текстах ногайцев, тюркский народ, пришедший с востока, называли северокавказскими татарами.
История народа
Истоки этой народности связаны с известной в XIII и XIV веках ордой Ногая или ногайской ордой, Золотой Ордой и племенными конфедерациями Кипчака, откуда национальность ногайцы ведет свое происхождение. В первой половине XVII века несколько этих племен кочевали в степях между Дунаем и Каспием. Нашествие воинственных калмыков вынудило некоторые ногайские племена покинуть свои родные степи и уйти в предгорья Северного Кавказа. На реке Кубани они встретились с черкесами. В московских хрониках XVI-XVII веков есть несколько упоминаний о Ногае, в том числе о двух Ногайских Ордах, Великой и Малой. Первая кочевала за Волгой, вторая — в западной части Руси. Обе они участвовали в многочисленных военных столкновениях с русскими. В XVII веке некоторые из ногайских вождей вступили в союз с Москвой и время от времени сражались с русскими против кабардинцев, калмыков и народов Дагестана. Они также принимали участие в экспедициях Петра I. С начала XIX века большинство из них поселилось на Северном Кавказе.
Место обитания
Ногайцы в России живут как разрозненные группы, не образующие единой этнической или административной единицы. В ногайских степях существовала значительная группа, но в 1957 году они были разделены против их же воли между тремя административными единицами: Дагестанской Автономной ССР, Чечено-Ингушской Автономной ССР и Ставропольским краем. Административная политика такого характера еще более ускорила тенденцию к культурному упадку и утрате национальной идентичности среди ногайцев. В настоящее время наибольшее количество ногайцев проживает на Северном Кавказе, переехав туда с границы Молдовы и Румынии и Астраханской области. На Северном Кавказе они обосновались в следующих районах:
- Карачаево-Черкесском автономном округе, где по приблизительным подсчетам проживает около 20 000 ногайцев;
- селах Карамуржин и Кангли, а также в Нефтекумском и Ачикулакском районах Ставропольского края;
- северном Дагестане: Ногайском и Кизлярском районах Дагестана и Шелковском районе Чечни. Другая небольшая группа ногайцев живет в Татарской Слободке недалеко от города Новочеркасска. Астраханские и крымские ногайцы, а также ряд дагестанских ногайцев прошли лингвистическую ассимиляцию с местным населением.
Этническая культура
Изучение культуры и языка этого народа позволяют узнать, что за нация — ногайцы. До миграции на Северный Кавказ бесчисленные племена вели кочевую жизнь. Всех их объединяли общие политические и экономические интересы. Караногайцы продолжали оставаться кочевниками до установления Советской власти. На Северном Кавказе племена начали терять свою прежнюю структуру и смешиваться друг с другом. Кубанские ногайцы в конце XVIII века расселились вдоль рек Большой и Малый Зеленчук, Нижний Урух и Лаба. Кочевой образ жизни оставил заметный след в экономике и культуре этого народа. Многие представители национальности ногайцы (на фото) сохранили большую часть элементом традиционной культуры.
Переход к оседлому образу жизни
Методы животноводства аналогичны методам казахского и других народов Центральной Азии. На протяжении веков большое значение приобретало коневодство: лошади использовались для перевозки в бескрайних степях, основной военной силой в сражениях была конница, люди пили лошадиное молоко и ели конину. Лошадей также ежегодно продавали в Москву. После того, как племена стали вести оседлый образ жизни, сельское хозяйство среди кубанских ногайцев приобрело первостепенное значение.
В ногайских хозяйствах, как коллективных, так и частных, животноводство являлось главным занятием, а сельское хозяйство выступало только как вспомогательное, верховая езда некогда процветала, но была полностью искоренена в 1960-х и 1970-х годах. После окончания Второй мировой войны были построены каналы для орошения земли, однако в последние годы общая площадь пастбищ, принадлежащая народу ногайцам, уменьшилась. Это связано с тем, что живущие по соседству грузины и аварцы гонят свой скот через ногайские пастбища. Кроме того, в Ставропольском крае у ногайцев забрали большие участки пахотных земель.
Этот некогда кочевой народ в основном живет в небольших деревнях и работает в сельском хозяйстве и, в частности, с домашним скотом. До сих пор существует национальная кухня, сохранившая благодаря происхождению ногайцев многие из их монгольских черт, например, чай, который готовится в кипящем молоке вместе с маслом, солью и перцем. На юге России ногайские патриархальные традиции смешиваются с современными влияниями российского, среднеазиатского и мусульманского мира.
Численность населения
Население согласно данным переписи составляло 34 000 в 1926 году; 41 200 — в 1959 году (включая 17 600 в Ставропольском районе и 14 900 в Дагестанской автономной ССР); 52 000 — в 1970 году, среди которых 46 000 говорили на родном языке и 59 546 — в 1979 году.
По разным оценкам, численность национальности ногайцы в 1990 году составляла от 60 000 до 80 000 человек.
В настоящее время в Дагестане проживает около 70 000 человек, в общей сложности более 100 000 человек в России в целом. Более 90 000 самоидентифицированных ногайцев проживают в Турции, значительными ногайские популяции есть также в Румынии, Болгарии и на Украине.
Расселение
В Астраханской области, в низовьях Волги проживают четыре этнические группы национальности ногайцы: юрты (Приволжский район), кундровцы (деревня Тулугановка), карагаши (Красноярск и соседние районы) и утар-алабугаты (районы, прилегающие к Калмыкии). Предки юртов, кундровцом и утаров, пришедшие из Великой Ногайской Орды, в начале XVII века перешли в окрестности Астрахани, чтобы избежать калмыков. Карагаши, которые поселились здесь в конце XVIII века, произошел из Малой Ногайской Орды Кубани. Юртские связи с их северокавказскими родственниками были разорваны в середине XVII века, а с карагашами — столетие спустя.
Развитие в советское время
Культурное и лингвистическое влияние народов Средней Волги (Казань и Мишар) на юртов было сильным, несколько слабее — на карагашей. В 1931–1943 гг. Наримановский район составлял Татарско-Ногайскую национальную территорию. В переписи 1939 года большинство ногайцев были зарегистрированы, как татары. С начала 1970-х годов усилилось стремление к этническому самосохранению, особенно среди карагазов. В переписи 1989 года несколько тысяч нижневолжских ногайцев (в основном карагаши) регистрировались, как ногаи.
Совершенно не уделялось внимание модернизации ногайских сел. Дороги в местах их проживания были плохими; коммуникации еще хуже. Не было ничего необычного в том, что из-за непроходимых дорог весной и осенью дети посещали школу в течение нескольких недель. Во многих деревнях практически отсутствовало нормальное водоснабжение. В результате ногайцы начали покидать свои исторические районы проживания в Ставрополе, Московской области, на севере, в Астрахани и Хабаровске.
Структура языка
Ногайский язык относится к кипчакской или северо-западной группе тюркских языков, в состав которой входят каракалпакская и казахская подгруппа. Он связан с казахским, кыргызским, каракалпакским и крымско-татарским языками. Ногай — один из менее изученных тюркских языков. Он делится на три диалекта:
- караногайский диалект, на котором говорят в Ногайском районе Дагестана, в низовьях реки Кумы и в районе между Нижней Кумой и Нижним Тереком в Северном Дагестане;
- собственно, ногайский язык, на котором говорят в Ачикулакском и Нефтекамском районах Ставропольского края (говорящие на этих двух диалектах составляют так называемую степную ногайскую группу);
- акногайский диалект (на тюркском языке «ак» означает «белый»: тюркские народы обычно разделяли свои племена на черные и белые, «черный» означает «северный» и «белый» — западный) на реке Кубань и ее притоках в Карачаево-Черкесии и в селе Кангли в районе Минеральных Вод.
Языковые особенности
Первые два диалекта, на которых говорят представители национальности ногайцы, лингвистически похожи между собой, в то время как диалект акногай несколько отличается от остальных. Диалектические различия являются результатом длительного географического разделения. Контакт с соседними этническими группами также оказал влияние на развитие диалектов. Носители караногайского диалекта всегда взаимодействовали с русскими и армянами, а кубанские ногайцы, то есть говорящие на акногае взаимодействовали с русскими, черкесами, абазинами и карачаями. Многочисленные контакты значительно повлияли на язык и культуру кубанских ногайцев.
До 1928 года носители языка при письме использовали версию арабского алфавита. С 1928 по 1938 год для письма использовался латинский алфавит, после чего ногайцы перешли на кириллицу.
Эволюция письменности
Первая книга по орфографии, основанной на латинском алфавите, была опубликована в 1929 году в Москве, затем были изданы учебники, несколько словарей терминологии и ортографическое руководство. Орфографическая система, основанная на латинском алфавите, была составлена ногайским академиком А. Джанибековым, исходя из принципов, принятых для всех тюркских языков. Она была основана на фонетическом принципе. Создание новой орфографии способствовало дальнейшим ногайским лингвистическим исследованиям. Трудность заключалась в нахождении подходящей диалектной основы для письменного языка. Наконец, караногайский диалект, на котором говорили в Дагестане, был принят в качестве основы на том основании, что это был язык «народных масс ногацев». Тот факт, что основатели алфавита и орфографии проживали в Дагестане, также не имел большого значения. Через некоторое время обнаружилось огромное количество лексических отличий от кубанского ногайского диалекта. Дагестанский диалект содержит много арабицизмов и татаризмов. Поэтому диалектная основа была пересмотрена, и к 1936 году был подготовлен новый проект для литературного языка, однако он так и не был воплощен на практике: под вдохновляющим руководством Северо-Кавказского регионального комитета по внедрению нового алфавита начался его перевод на кириллицу.
Изменения в языкознании
Новый переход был осуществлен в 1938 году, что дало толчок к развитию образования. Орфография, основанная на латинском алфавите, якобы была препятствием для изучения русского языка. В качестве неверной практики было объявлено правописание международных (то есть, фактически, русских) слов по тюркской фонетике. Принятие русских заимствований без какой-либо ассимиляции, практически в неизменной форме, считалось большим преимуществом для ногайского языка. Однако некоторые ученые считали, что введение русского алфавита представляло собой нарушение языка, подрыв и уничтожение его структуры.
Развитие современного языка
В Ногайском районе Дагестана ногайский язык и литература входят в школьную программу с 1-го по 10-й год, их также преподают в Карачаево-Черкесском педагогическом училище и национальном отделении Педагогического института, а также в начальных классах общеобразовательной школы. Этот язык не является официальным, тем не менее, он выступает как основная среда образования и культурного развития этого народа.
Лингвистические исследования ногайского языка проводятся Институтом исторических, лингвистических и литературоведческих исследований в Черкесске.
Развитие его стилистического богатства происходит за счет активного обогащения языка благодаря заимствованиям из языков народов Карачаево-Черкесии (карачаевский, черкесский, абазинский), а также через русский язык из арабского, английского, немецкого, французского и других языков народов мира. Исконная лексика ногайского языка пополняется благодаря заимствованиям, нормализации терминологии.
Соответственно, ногайский литературный язык в настоящее время имеет единые орфографические и лексические нормы. Ногайский язык, являясь родным языком ногайцев, компактно проживающих на территории Карачаево-Черкесии, Дагестана, Ставропольского края, Астраханской области, в настоящее время значительно укрепил стилистическое богатство. Его стилистическое обогащение происходит благодаря развитию художественной литературы и публицистики. Сейчас на этом языке издаются две газеты: «Шоьл тавысы» и «Ногай давысы». На татарском радио раз в неделю выходит передача на ногайском языке. Есть несколько поэтов и писателей, представителей национальности ногайцев, чьи произведения написаны на этом языке.