Картины соцреализма: особенности живописи, художники, названия картин и галерея лучших
Термин "соцреализм" появился в 1934 году на съезде писателей после доклада, сделанного М. Горьким. Сначала понятие отразилось в уставе советских писателей. Оно было туманным и нечетким, описывало идейное воспитание на основе духа социализма, очерчивало основные правила отображения быта в революционном ключе. Сначала термин применялся только к литературе, но затем распространился на всю культуру в целом и изобразительное искусство в частности. На свет появились первые картины соцреализма.
Особенности стиля
Главным акцентом являлся сюжет, который вовлекал зрителя, вызывал чувство сопричастности и сострадания. Благодаря эмоциональному отклику и простоте, картины понятны и близки каждому зрителю. В персонажах полотен поклонники живописи узнают самих себя. Однако искусство всегда являлось мощным средством влияния на умы, поэтому в полной мере использовалось властью для достижения собственных интересов. Хотя существование свободы слова не оспаривалось, тем не менее предметы искусства служили в первую очередь для продвижения коммунистических идей, и только затем - для эстетического наслаждения зрителей. Цель живописи заключалась в изображении величия рабочего класса, неотвратимости светлого, счастливого будущего и превосходства общества над индивидуальностью.
Понятие соцреализма подразумевало трансформацию жизни людей по принципам коммунистических идеалов. Его главными характеристиками были:
- пафос;
- народность;
- позитив, жизнелюбие;
- неотделимость индивида от общества.
Стиль просуществовал до середины 80-х прошлого столетия.
Сообщества художников
Так как проявление индивидуальности не приветствовалось, а финансовое положение советских граждан не располагало к приобретению предметов искусства, основным заказчиком и потребителем художественного творчества стало государство. Культура служила не чем иным, как способом распространения советской пропаганды. Суровая реальность заставляла художников создавать лишь то, что требовалось чиновникам. Это правило распространялось на тематику, технику, форму изображения. Хотя заказы не были прямыми и мастера теоретически могли творить по собственному желанию, существовала провластная цензура, которая выносила решения о судьбе того или иного полотна. Эта инстанция решала, каким художникам и картинам соцреализма присутствовать на выставке, чье творчество поощрять, а чье - порицать. Часто в этой роли выступали так называемые профессиональные критики. Они озвучивали приговор, который уже был вынесен в высших эшелонах власти. В те времена существовало множество художественных сообществ, но постепенно их вытеснила и уничтожила Ассоциация художников революционной России, которая получала все государственные заказы. Сюжеты, созданные Ассоциацией, были просты, незатейливы и всем понятны. Именно такая эстетика была заложена в фундамент соцреализма.
Другие стили оказываются невостребованными. Хотя художники могли работать в различных направлениях, они оставались незаметными для зрителя. Периодически мастера объединялись в сообщества, но такие объединения были недолговечны.
Характерные черты стиля
Картины советского соцреализма часто отличали масштабность и размах. Горизонтально ориентированные пейзажи олицетворяли российские просторы. Многие художники этой эпохи использовали величественный панорамный пейзаж для изображения вождя.
Еще одной характерной чертой картин в стиле соцреализма являлся апофеоз. Апофеозные полотна писали на основе исторических событий и сцен обычной, повседневной жизни. Холсты непременно демонстрировали изобилие, чувство радости и сопричастности, ощущение полноты жизни и сбывшихся надежд. Например, картина соцреализма "На плоту" (на фото ниже), принадлежащая кисти Я. Ромаса, изображает простую повседневную жизнь без прикрас. На ней удачным образом соединены извечный для русской пейзажной живописи образ безмятежного края и элементы жанровой картины, столь популярной в советском искусстве 1940-1950 годов.
Также в живописи и картинах соцреализма широко используется прием гиперболизации. На полотнах изображаются гигантские строения, индустриализация. К основным чертам относится гигантизм, преувеличение объемов и масштабов. Они делали изображение более плотным, тяжелым, материальным.
Монументализм нашел отражение во всем, даже банальных натюрмортах. На столах изображается изобилие, громадные куски мяса, рыбы, целые птичьи тушки, овощи, крупные кубки для напитков. В изобразительном искусстве ценилось все грузное, массивное, крупное. Спортсменов рисовали мощными, женские силуэты - дородными. Этот прием призван был воплощать силу, всемогущество и жизненную энергию.
В картинах соцреализма часто присутствует футуристический вектор: на полотнах изображается благополучное коммунистическое будущее. Таким образом в сознании масс власть пыталась закрепить идею неизбежности победы социализма. Подчеркивание собственного стиля художника всячески подавлялось. Считалось, что личный стиль мешает мастеру быть искренним. Парадокс социалистического искусства заключался в том, что тоталитаризм изображал человечность, заботу о людях в ракурсе построения мира нового образца. В то же время альтернативное творчество демонстрировало индивидуальность, личность, человечность отдельного гражданина.
Татьяна Яблонская
Татьяна Яблонская - один из лучших представителей мастеров эпохи соцреализма. Ее первые работы критики восприняли холодно, но художница не опустила руки. Выдающаяся картина соцреализма (на фото ниже) - это знаменитое полотно "Хлеб", которое было удостоено Сталинской премии. Другие работы автора - "На старте", "Весна", "Невеста" - также получили высокие оценки и заслужили всенародную любовь.
Федор Решетников
Федор Решетников - автор знаменитого полотна "Опять двойка". Картины этого художника соцреализма узнаваемы и любимы многими поколениями. Отец автора - потомственный иконописец, старший брат Федора, Василий, также подрабатывал росписью церквей. Благодаря своему таланту молодой художник Федор Решетников заслужил право отправиться в заполярную экспедицию в качестве художника-репортера. После путешествия юноша стал известным и популярным.
Аркадий Пластов
Аркадий Пластов, народный художник СССР, также родился в семье иконописцев. Получил художественное образование в Москве, а затем вернулся в родное село Прислониха, Ульяновская область. Для его творчества характерно изображение приукрашенного деревенского советского быта. Однако некоторая искусственность персонажей гармонично сочетается с мастерством автора. Как правило, действующими лицами выступали реальные люди, односельчане автора.
Илья Машков
Кисти Ильи Машкова принадлежат такие примеры соцреализма, как "Ливадийский крестьянский курорт", "Колхозница с тыквами", "Девушка с табачной плантации", "Советские хлебы", "Московская снедь". Художник родился в семье мелких торговцев. Родители не задумывались о карьере сына, и после окончания школы мальчик стал подмастерьем в бакалейной лавке. Здесь он начал рисовать вывески и увлекся изобразительным искусством. Илья окончил художественную школу, основал знаменитое художественное объединение "Бубновый валет", являлся заслуженным деятелем искусств РСФСР.
Александр Дейнека
Александр Дейнека - выдающийся советский живописец, график, скульптор, педагог. Картины соцреализма в его исполнении наполнены светом, теплом, в них ясно читаются человеческие чувства и эмоции. Художник создавал полотна в романтическом стиле, пейзажи, общественно-политические рисунки, иллюстрации в детских книгах.
Картины соцреализма - закономерный продукт своего времени. В 90-е он был отвергнут из-за недостатка эстетичности, но в настоящее время возвращается в моду. Ценители искусства, пресыщенные утонченным изяществом и сложностью формы, ищут аутентичность, собственные корни, ностальгируют о прошлом, которое кажется не таким уж далеким. Начало 20 века было наполнено событиями и стало чрезвычайно плодотворным с точки зрения творчества. Картины демонстрировали народную жизнь, природу, общественные мероприятия в насыщенной, искренней манере.