Выдающийся кораблестроитель и академик Крылов Алексей Николаевич

Академик Крылов - выдающийся отечественный кораблестроитель. Также он прославился как математик и механик, являлся академиком Петербургской академии наук, генералом флота, генералом для особых поручений при морском министре. Считается одним из основателей отечественной современной школы кораблестроения, которую позже развивали Поздюнин, Папкович, Шиманский. Автор классических работ, посвященных теориям колебаний корабля во время волнения, теории вибрации судов и их непотопляемости, строительной механики корабля, теории гироскопов, механике и математическому анализу, внешней баллистике. Является заслуженным деятелем науки и техники РСФСР, лауреат Сталинской премии, герой Соцтруда.

Биография ученого

Академик Крылов родился в 1863 году. Он появился на свет в деревне Висяга на территории Алатырского уезда неподалеку от Симбирска. Это современная деревня Крылово в Порецком районе республики Чувашия. Его отца звали Николай Александрович, а мать Софья Викторовна Ляпунова. Он был артиллерийским офицером, участвовал в Крымской войне. Образование получил за государственный счет как сын участника Отечественной войны Александра Алексеевича Крылова, который был ранен при Бородино, участвовал во взятии Парижа. Затем был награжден медалями за военные заслуги и почетным оружием за смелость.

Алексея Николаевича изначально ждала судьба военного. Однако на него оказали большое влияние многочисленные родственники Филатовы и Ляпуновы, многие из которых в будущем стали знаменитыми французскими и русскими учеными, врачами и композиторами.

Образование

В 1878 году Крылов стал студентом Морского училища, которое с отличием окончил в 1884 году. После этого начал трудовую карьеру в компасной мастерской, расположенной при Гидрографическом управлении, которым руководил генерал-майор Иван Петрович Колонг, специалист по морской навигации, создатель теории, посвященной девиации компаса.

Алексей Николаевич именно здесь осуществил первое собственное научное исследование как раз по девиации магнитных компасов. Теме, которой активно интересовался Колонг. В результате тема гирокомпасов стала одной из ключевых на всем протяжении его карьеры.

В частности, в 1938-1940 гг. им были опубликованы работы, в которых давался полноценный анализ теории девиации магнитного комплекса, рассматривались вопросы теории гироскопических компасов, также героем нашей статьи была разработана теория влияния качки корабля на показания судовых приборов, в частности, компаса. Данные работы носили название "Возмущения показаний компаса, которые происходят от качки корабля на волнении", "Положения теории девиации компаса", "О теории гирокомпаса".

Эти исследования академика и кораблестроителя Крылова в 1941 году были отмечены Сталинской премией. Ученым была предложена принципиально новая система дромоскопа, который был способен автоматически рассчитывать девиацию компаса.

Морская академия в Николаеве

Но вернемся к основным этапам биографии академика Крылова. Поработав с Колонгом, набравшись у него полезного опыта, в 1887 году герой нашей статьи переходит на франко-русский завод. Параллельно он продолжает учебу в Николаевской морской академии на кораблестроительном факультете. Эта тема его интересует настолько, что он уделяет ей все свободное время без исключения.

Когда в 1890 году Алексей оканчивает курс, то остается работать в академии, где уже сам ведет практические занятия по математике, а позже начинает преподавать курс теории корабля.

Сам Крылов позже вспоминал, что с 1887 года именно кораблестроение стало его главной специальностью. Им это воспринималось как приложение математической науки к всевозможным деталям морской навигации. Фактически после этого он начал работать еще и преподавателем, эту деятельность он уже не оставлял практически до самой смерти.

В 1890-е годы герой нашей статьи стал хорошо известен не только в России, но и далеко за ее пределами. Причиной этого стала публикация его статьи под названием "Теория качки корабля". В ней была представлена целая теория, которая значительно развивала и уточняла работы авторитетного в то время инженера, основоположника корабельной гидродинамики Уильяма Фруда.

По сути, труд Алексея Николаевича Крылова стал первым масштабным теоретическим трудом, написанным конкретно в этой области. Работу оценили его коллеги во многих странах мира. В 1896 году Английское общество корабельных инженеров выбрало его своим почетным членом. Через два года академику-кораблестроителю Крылову вручили золотую медаль от английского общества корабельных инженеров. Это оказался первый случай в истории общества, когда такая почетная награда была вручена иностранцу.

Продолжая работы в этой отрасли, Крылов разрабатывает теорию умирения или демпфирования килевой и бортовой качки. В частности, первым предлагает гироскопическое демпфирование бортовой качки. На сегодняшний день это остается самым востребованным методом умирения бортовой качки. Заслуга в этом кораблестроителя Алексея Николаевича Крылова.

Работа с адмиралом Макаровым

Работы в этой сфере герой нашей статьи продолжает и с наступлением XX века. В частности, близко сотрудничает с адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым, который как раз трудился над вопросами плавучести кораблей. Макаровым был известным полярным исследователем и океанографом, который рассчитал теорию непотопляемости, изобрел минный транспорт, считался пионером использования ледоколов. Правда, их сотрудничество продолжалось недолго: в 1904 году Макаров погиб в районе Порт-Артура во время Русско-японской войны.

За время их работы им удалось разработать несколько классических рекомендаций, связанным с повышением плавучести кораблей, которые многими используются и в современном кораблестроении.

Более того, со временем судостроитель Крылов описал ранние идеи Макарова, которые были направлены на борьбу с дифферентом или креном поврежденного корабля с помощью затопления отсеков, оставшихся неповрежденными. Крылов отмечал, что в то время многим морским чиновникам это предложение казалось абсурдным, им потребовалось около 35 лет, чтобы убедиться, что идеи юного Макарова были реальными и полезными.

Рассказывая даже краткую биографию Крылова, необходимо упомянуть, что в 1900 году он начал заведовать бассейном для опытов. Его работа в этом качестве в конечном итоге дала мощный импульс для развития научно-исследовательских трудов в отечественном флоте. В 1908 году кораблестроитель Алексей Крылов становится главным инспектором кораблестроения. Фактически он начальник кораблестроительного отдела Морского технического комитета и его председателем.

В 1910-м судостроитель Алексей Крылов получает место ординарного профессора морской академии в Николаеве, параллельно много времени уделяет консультациям Балтийского и Адмиралтейского заводов. Именно на этих верфях в то время строят самые современные российские суда.

Дредноуты

С 1911 по 1913 год герой нашей статьи работает в статусе экстраординарного профессора института инженеров путей сообщения, а во время Первой мировой войны становится председателем правительственного правления на Путиловских заводах. Например, участвует в строительстве и проектировании первых русских дредноутов-линкоров проекта "Севастополь".

"Севастополь" известен как краснознаменный линейный корабль, который был впервые спущен на воду в 1911 году, а введен в эксплуатацию в 1914-м. Это был корабль отечественного флота, успевший послужить и в России, и в СССР. Один из четырех однотипных кораблей дредноутов Балтийской серии, которые были заложены в 1909 году. Остальные назывались "Петропавловск", "Полтава" и "Гангут".

Все это время кораблестроитель Крылов уделял повышенное внимание вопросам развития и совершенствования отечественного флота, который продемонстрировал свою слабость и отсталость во время Русско-японской войны. Тогда русские морские силы потерпели не одно сокрушительное поражение, которое наглядно доказало, что модернизация необходима всей отрасли.

Соответствующие проекты в этом направлении разрабатывал академик-судостроитель Крылов. Так, в 1912 году он подготовил доклад, в которым доказывал необходимость выделения пятисот миллионов рублей на воссоздание отечественного флота, чтобы он стал боеспособным и современным. С этим докладом в Государственной думе выступил морской министр Иван Константинович Григорович, который в итоге обеспечил выделение необходимых средств в полном объеме.

Самого кораблестроителя А. Н. Крылова на протяжении большей части его карьеры считали опытным помощником в делах флота. В большинстве вопросов, связанных с судостроением, он разбирался досконально, мог обосновать свою точку зрения научно и экономически. Сам он с прискорбием отмечал, что не ко всем его советам прислушивались. В частности, академик-судостроитель Крылов часто любил повторять, что ко многим его советам не прислушивались, сэкономив государству более стоимости самого корабля. При этом часто герой нашей статьи славился своим острым языком.

В конце 1914 года его избрали членом-корреспондентом академии наук, а через два года был переведен в ординарные академики по математической физике.

В 1916 году Крылов возглавил Главную физическую обсерваторию, а позже Главное военно-метеорологическое управление, известное как Главмет. Под руководством ученого была проведена масштабная методическая деятельность. В частности, разработано положение, разъясняющее права и обязанности военных гидрометеорологов, приписанных к войскам. Им принимались усилия по отмене призыва в действующую армию для служащих обсерватории. Это он считал важным вопросом, требующим скорейшего решения.

В феврале 1917 года Крылов обратился к Полевому генерал-инспектору Военно-Воздушного флота и академии наук с просьбой освободить его от занимаемой должности руководителя Главного военно-метеорологического управления, так как у него накопилась высокая занятость на иных участках научной деятельности. В частности, речь шла о его недостаточной компетентности в метеорологической специальности.

1917 год стал важным в биографии Алексея Николаевича Крылова. В это смутное время он был назначен руководителем физической лаборатории академии наук. А с 1918 года становится консультантом комиссии особых артиллерийских опытов. Советское правительство высоко ценило опыт и знания героя нашей статьи, сам Крылов также был не против сотрудничества с большевиками, при которых его продвижение по карьерной лестнице только продолжилось. Стоит отметить, что это удалось мало кому в нашей стране в то неспокойное время. С 1919 по 1920 год Алексей Николаевич возглавляет Морскую академию.

Сотрудничество с Советской Россией

В 1917 году в биографии кораблестроителя Крылова произошло еще одно значимое событие, которые было связано с его назначением на пост руководителя Русского общества торговли и пароходства.

После окончания Октябрьской революции он принимает решение о передачи всех судов советскому правительству, которое оказалось у власти. Продолжает трудиться на развитие отечественного флота.

В 1921-м его отправляют в Великобританию в качестве представителя советского пароходства, чтобы восстановить утраченные зарубежные связи в науке. В Советский Союз после этого он вернулся только в 1927 году.

На протяжении нескольких лет после своего возвращения из продолжительной заграничной командировки Крылов находится в должности директора физико-математического института Академии наук СССР, оставляет этот пост в 1931 году.

Статьи ученого

Труды академика Крылова в это время уже имеют большое значение. Он выпускает несколько работ по гидродинамике, среди которых его теория движения корабля на мелководье. Алексей Николаевич становится первым, кому удалось рассчитать и обоснованно объяснить существенный рост гидродинамического сопротивления на определенных глубинах. Также пишет несколько программных статей по теории единичных волн.

В общей сложности ученый становится автором около трехсот статей и книг, которые охватывают максимально широкий диапазон человеческих знаний - от магнетизма и судостроения, до математики, артиллерийского дела, геодезии и астрономии. Среди трудов академика Крылова до сих пор современными моряками активно применяются его популярные таблицы непотопляемости.

Вскоре после этого Алексей публикует свою известную работу, которая касалась проблем вычисления коэффициентов характеристического полинома при определенной матрице. Сегодня это понятие известно как подпространство Крылова или метод подпространства Крылова. Свое имя он дал важному понятию в линейной алгебре. В этом труде ученый касается эффективности вычислений, в частности, ему удается определить вычислительные траты как количество отдельных и конкретных операций при перемножении. Это крайне нетипичное явление для развития математики в 1931 году. Крылов тщательным образом сравнивал все существующие методы, включив оценку худшего из возможных сценариев вычислительных затрат в метод Якоби. Затем он приготовил универсальный метод, который оказался самым передовым из всех, что были известны на то время. Он широко применяется до сих пор.

Когда началась Великая Отечественная война, Крылов сопротивлялся собственной отправке в эвакуацию, но его все-таки вывезли в Казань. В Ленинград он вернулся в конце лета 1945 года. Находясь в тылу, он написал свои мемуары под названием "Мои воспоминания".

Примечательно, что в 1944-м, когда фото Алексея Крылова всем было уже хорошо известно, поучаствовал в будущем физического факультета Московского государственного университета. Он подписал знаменитое письмо четырех академиков, автором которого был ученый Абрам Федорович Иоффе. Это было послание, адресованное председателю Совета народных комиссаров Вячеславу Михайловичу Молотову. Фактически оно инициировало успешное разрешение многолетнего противостояния между так называемыми "университетской" и "академической" физикой.

В октябре 1945 года Крылов скончался в возрасте 82 лет. Его похоронили на Волковом кладбище. Рядом находятся могилы Менделеева и Павлова.

Личная жизнь

Крылов был женат. Его избранница - Елизавета Дмитриевна Драницына. В браке у них родились пятеро детей. Первыми детьми были две девочки, которые умерли в младенчестве. Затем на свет появились сыновья Алексей и Николай. Во время Гражданской войны они сражались в частях Белой армии на стороне Деникина. Оба были убиты в 1918 году.

Младшая дочь Анна появилась на свет в 1903 году. В возрасте 24 лет она вышла замуж за физика и новатора Петра Леонидовича Капицу, который был хорошо знаком с ее отцом. Они вместе работали в комиссии, которую советское правительство направило за границу для восстановления научных связей и приобретения необходимого современного оборудования.

Уже в зрелом возрасте у Алексея Николаевича возникли романтические отношения с Анной Богдановной Ферингер. Семья в результате распалась, ученый женился во второй раз. В этом браке детей у него не было. У дочери Крылова Анны родились двое сыновей. Внуки героя нашей статьи стали известными учеными. Это физик, просветитель, ведущий научно-популярной программы "Очевидное - невероятное" Сергей Петрович Капица и географ, заслуженный профессор Московского университета Андрей Петрович Капица.

Популяризатор науки

Сам Крылов, как и его популярный внук, ставший телеведущим, активно стремился продвигать науку в народные массы. Будучи выдающимся механиком и математиком, изобретателем, инженером и педагогом, он стремился популяризовать научные знания. В частности, герой нашей статьи читал лекции по теории кораблестроения для будущих инженеров, обладая уникальной способностью излагать сложные вещи максимально простыми словами.

Его перевод на русский язык "Математических начал натуральной философии" англичанина Исаака Ньютона остается популярным до сих пор. Главное, чтобы его читать, не обязательно быть узким специалистом в данной области.

Крылов писал много научно-популярных книг. Хоть они и были изначально предназначены специалистам, но и в них он стремился изложить всю информацию в научно-популярном стиле.

Ответственно и серьезно он относился ко всем своим выступлениям, какая бы аудитория перед ним ни собиралась. Именно благодаря этому ученому многие техники и инженеры отправлялись повышать свою профессиональную подготовку, а в результате становились новаторами и изобретателями в своей области деятельности, да еще и приобщались к высокой культуре.

Память

В память о герое нашей статьи установлены бюсты и памятники, названы населенные пункты и даже кратер на Луне.

Известно НТО судостроителей Крылова. Это научно-техническое общества, носящее его имя. Оно входит в структуру Московского авиационного института. Известный памятник судостроителю во весь рост установлен в Чебоксарах, бюст находится перед входом в "Севмашвтуз" (филиал Северного Арктического Федерального университета в Северодвинске), у Северного речного вокзала в Москве, на его родине в чувашском селе действует мемориальный музей.

Премия, носящая имя прославленного академика, присуждается за выдающиеся достижения в вычислительной технике при решении задач по математической физике и механике в Российской академии наук, правительство Санкт-Петербурга вручает награду имени Крылова за научные работы в сфере технических наук.

Астроном Крымской астрофизической лаборатории Людмила Карачкина в честь Крылова назвала астероид, который был открыт в 1982 году. В честь его дочери и жены Капицы названа малая планета, известная как Крылания. Наконец, существует исследовательское океанографическое судно "Академик Крылов", которое входило в состав отечественного флота с 1972 по 2004 годы.

Комментарии