Линкор Гангут: описание, история, командиры и интересные факты
Линкор «Гангут» совместно с 3 кораблями этой серии заложен 16.06.1909 г. на Адмиралтейском заводе. Это послужило началом возрождения русского флота. Спуск на воду был проведён 24.09.1911, его доводка длилась 2 года. В 1913 году прошёл испытания, приёмку и в декабре 1914-го вошёл в 1-ю бригаду линейных кораблей Балтийского флота.
Предпосылки строительства новых кораблей
Предпосылками строительства 4 линкоров для Балтики, в том числе и линкора «Гангут», послужило полнейшее поражение Российской империи в русско-японской войне 1905 года. Трагедия Цусимы поставила перед Николаем II и правительством Российской империи две важнейших задачи, которые необходимо было срочно решать:
- Полная отсталость российского флота по сравнению с другими капиталистическими государствами.
- Абсолютное несоответствие системы управления тем нуждам и задачам подготовки кадрового состава, которые были необходимы для решения проблемы строительства и формирования флота.
Дело в том, что во главе военно-морских сил Российской империи стояли не опытные адмиралы, знакомые с насущными нуждами флота не понаслышке, не опытные стратеги и тактики, а генерал-адмирал, которого император назначал из членов императорской фамилии. Помощником генерал-адмирала был управляющий военно-морским ведомством.
Все важнейшие решения и приказы по флоту отдавал лично император, который мало что понимал в военном деле, тем более, в морском. У огромного государства не было военной доктрины, которая бы содержала развитие судостроительных программ и технических заданий на постройку кораблей и оснащение флота.
Дело дошло до того, что у России не было судов не только выходить в море – практически нечем было оборонять границы.
Судостроительные программы
Были разработаны две малые программы, согласно которым в сжатые сроки планировалось построить для Балтийского и Черноморского флотов новые корабли. Для Балтики необходимо было сконструировать 4 судна, в том числе и линкор «Гангут», 3 подводные лодки и плавбазу для их обслуживания.
Для Черноморского флота предстояло построить 14 эскадренных миноносца и 3 подводные лодки. Турция, видя обстановку на Чёрном море, решает срочно купить 3 новейших линейных корабля в Англии и Бразилии. Поэтому вносятся изменения и планируется срочно строить три аналогичных судна типа «Императрица Мария», 9 эскадренных миноносцев и 6 подлодок типа «Барс».
К мировой войне 1914 года ни одна из программ не была выполнена, более того, ни один корабль не был спущен на воду.
Серия кораблей, включая линкор «Гангут»
Все четыре дредноута для Балтийского флота серии «Гангут» были заложены в один день, 16.06.1909, на Адмиралтейском заводе. Их строительство велось под руководством опытных русских инженеров. Основными поставщиками были российские предприятия. Броня шла с Ижорского, артиллерия – с Обуховского, артиллерийские башни – с Путиловского и Металлического заводов.
В сентябре их спустили на воду, но доводка и достройка линкоров затянулась. Причины: российским заводам пришлось осваивать новые технологии, с чем они справлялись с трудом; иностранные фирмы, где были размещены заказы на оборудование для кораблей, сознательно срывали и затягивали поставки. Итог плачевный. Корабли с недоделками были сданы в декабре 1914 года и почти всю войну простояли на рейде, не сделав ни одного выстрела.
Описание кораблей
Проекты линкоров, по сути, были передовыми для начала ХХ века, но не хватило ни времени, ни средств для доведения их до ума. Не были проведены испытания до сдачи кораблей, которые бы позволили исправить ошибки. Они проводились уже самими моряками, когда исправить ничего было нельзя. Результаты были удручающими до такой степени, что их сразу же засекретили, а корабли всю войну простояли на рейде.
Для данных дредноутов был характерен простой силуэт: верхняя палуба имела прямую линию, в одном уровне были расположены четыре башни ГК, две рубки и две трубы. Весь корпус разделён на поперечные отсеки тринадцатью водонепроницаемыми переборками. Три броневые палубы. Башни главного калибра установлены на одинаковом расстоянии относительно друг друга.
В средней части корабля находилась котельная и машинная установка. Жилые помещения команды разместились в носовой части. В кормовой – располагались офицерские каюты, румпельные, электростанция, радиорубка.
Главными особенностями линкора «Гангут» были состав и размещение артиллерии. Здесь свою лепту внёс Обуховский завод, создав новое орудие 52 калибра, а стараниями Металлического завода создана трёхорудийная башенная установка. Двенадцать 305 мм скорострельных орудия, дальность стрельбы которых при угловом возвышении 25 градусов превышала 23 км.
Башенные установки имели вес по 773 т и были оборудованы вентиляцией и отоплением. Под башнями находилось хранилище боеприпасов. Двухорудийные плутонги объединяли 120-миллиметровые противоминные орудия. Стрельба главного и противоминного калибра управлялась при помощи системы Гейслера и 2 оптических дальномеров.
Достоинства и недостатки
Главным достоинством линкора «Гангут», несомненно, была артиллерия, которая по многим параметрам превосходила иностранные аналоги. Здесь неоспоримая заслуга разработчиков и непосредственных исполнителей, двух русских заводов – Обуховского и Металлического.
В остальном подтвердилась простая истина – невозможность совместить несовместимое, не пожертвовав чем-нибудь. Речь идёт о совмещении мощного вооружения, непробиваемой брони, высокой скорости хода, большой дальности плавания. Это всё вместе оказалось невозможным для этого времени. Необходимо было чем-нибудь пожертвовать, чтобы приблизиться к желаемому результату. Это сделали за счёт брони и условий жизни членов команды. Хуже жили только японские моряки.
Ещё одним существенным недостатком оказалась очень низкая мореходность. Невозможно было взять на корабль достаточное количество топлива из-за катастрофического перегруза. Подтвердил это океанический поход 1929 года.
Боевые действия
Тем не менее линкор «Гангут» участвовал в боевых действиях Первой мировой войны. В ноябре 1915 года крейсерами 1-й бригады, под прикрытием линкоров «Петропавловск» и «Гангут» в районе острова Готланд было выстояно более 550 мин.
В 1918 г. был совершен переход линкора из Гельсингфорса в Кронштадт. После реконструкции 1925 года он переименовывается в «Октябрьскую революцию». Принимает участие в советско-финской войне. В Великую Отечественную защищает Ленинград. Это боевой корабль, который, несмотря на недоделки, благодаря русским и советским матросам и офицерам, прошёл славный боевой путь.
За 47 лет службы флоту России, а потом – Советского Союза, сменилось много командиров линкора «Гангут». В большинстве своём, это славные офицеры, воспитанные в традициях русского флота. За службу, в 1944 году, линкору вручён орден Красного Знамени.
Броненосец «Гангут» (1890): история создания
Линейный корабль «Гангут» – это не единственный корабль в русском флоте с таким названием. Всего их было 4. Называть корабли этим славным именем стало традицией. У каждого судна своя судьба и предназначение, но их связывает воедино общее имя и принадлежность к славному флоту России. Название кораблям дано в честь мыса Гангут, находящегося недалеко от полуострова Ханко, Финляндия, где свершилась первая победа российского флота над шведским.
Броненосец «Гангут» (1890) был третьим судном с таким названием. Он был построен в рамках 20-летней программы по судостроению. Как отмечают специалисты, проект броненосца был не совсем хорошим, а качество строительства откровенно плохим, что привело в дальнейшем к гибели корабля. Основной его недостаток – большой перегруз, что, впрочем, было бедой не только российского судостроения. С этой проблемой сталкивались и другие страны.
Броненосец Российского Императорского флота «Гангут» был заложен в Санкт-Петербурге на Адмиралтейской верфи в 1888 году. Спустя два года состоялся его спуск на воду. Завершено строительство в 1894 году. Во время работ был допущен перегруз в 600 тонн, что привело к повышению осадки и понижению скорости.
Гибель броненосца "Гангут"
С этим кораблём произошла почти мистическая история, приведшая его к гибели. Осенью 1896 года броненосец протаранил днище корабля о камень мели, что чуть не привело его к гибели. Он своим ходом добрался до Кронштадта, где был поставлен в док на ремонт, который шёл под присмотром легендарного адмирала Макарова С.О. В июне 1897 года он принимает участие в тактических учениях, возвращаясь с которых, наталкивается на не отмеченную на картах подводную скалу.
Шесть часов экипаж героически боролся за жизнь корабля. Но всё безрезультатно. Спасти корабль не удалось по причине нарушения герметичности перегородок, которое было допущено при строительстве. Он пошёл ко дну и до сих пор находится на глубине Выборгского залива. Из экипажа не погиб ни один человек. Капитан корабля Тихоцкий К.М. лично проверил каждый доступный уголок тонущего судна и только после того, как убедился, что все спасены, покинул его.
Издательство "Гангут". Серия монографий «Мидель шпангоут»
Корабли, как и люди, имеют свою судьбу. У одних это долгая жизнь, полная побед и славы. Вторые – трудяги, добросовестно выполняющие свою работу. Третьи – это те, у кого недолгая, но яркая жизнь. Для тех, кого интересует история флота, корабли, их судьба и особенности, издательство "Гангут" выпускает серию монографий под названием «Мидель шпангоут», каждый выпуск которой посвящён одному или серии кораблей с приложением чертежей для моделирования. В том числе подготовлен выпуск издательством "Гангут"– «Мидель шпангоут», "Линкор «Императрица Мария» – чертежи".
Линейный крейсер «Гангут», в отличие от линкора «Императрица Мария», – это заслуженный ветеран, прошедший две мировые войны. О его интересной жизни, о людях, которые принесли славу кораблю, в издательстве "Гангут", в серии монографий «Мидель шпангоут» есть номер, посвящённый линкору «Гангут». Чертежи помогут специалистам самостоятельно выполнить модель и прочитать интересную информацию о судне и жизни людей, для которых корабль был домом и местом службы. Создать судно своими руками - что может быть интересней? Представлена модель линкора «Гангут» в масштабе 1: 350.
Заключение
История флота России полна интересных фактов. Казалось бы, гибель броненосца "Гангут" - ну что тут может быть интересного? Не герой, как «Варяг», не погиб, сражаясь с врагом. Но это не так. Это печальный факт и, как бы это цинично не звучало, из этого были извлечены уроки, усилены требования к непотопляемости кораблей. По предложению адмирала Макарова С.О., водонепроницаемость переборок испытывалась теперь по-новому, что спасло жизнь многим морякам во время крушений. А подвиг капитана 1 ранга Тихоцкого К.М. и его команды, которые 6 часов, в том числе и ночью при свечах, делали всё, чтобы спасти корабль, достоин почитания.