Деловые коммуникации представляют собой официально-деловой стиль, подразделяющийся на устный и письменный вид. К письменной форме относится деловое письмо, резюме, заявление и контракт. Общепринятые формы деловой коммуникации, относящиеся к устному типу, подразделяются на деловые беседы, собрания, совещания, конференции, переговоры и прочие деловые встречи. От беспрепятственного и быстрого распространения информации в деловом стиле напрямую зависят рыночные отношения. Достаточно распространенными сегодня являются презентации, пресс-конференции, «круглые столы», собрания акционеров, выставки, ярмарки новых товаров и брифинги.
Однако главной формой в устном деловом общении является диалог. Его основной формой является беседа. При этом деловая беседа остается самой распространенной формой делового общения. В процессе этого вида беседы можно рассматривать вопросы трудоустройства, ремонта офиса или квартиры, осуществления сделки и простого сотрудничества.
Основное правило диалога – донести правильно информацию до партнера. В основном, в непонимании полученной информации виноват сам говорящий.
Деловая коммуникация характеризуется такими традиционными жанрами: интервью, публичная речь, консультация и комментарий.
К специфическим жанрам деловой коммуникации относят: дискуссию, спор, дебаты, полемику и прения. Данные понятия являются структурными элементами совещаний, собраний и конференций.
Деловые коммуникации должны отвечать современным требованиям общения. Это, во-первых, простота и краткость построения фразы или речевой конструкции. Во-вторых, использование разговорной профессиональной лексики. В-третьих, речь должна быть логически организованной, и обязательно прослеживание последовательности в изложении аргументов.
Деловые коммуникации являются достаточно эффективным инструментом в достижении намеченных целей партнеров. Ими при переговорах широко используются стилистическое построение предложений, словосочетаний и простых фраз.
Также для получения необходимых результатов могут быть использованы такие психотехнические приемы, как:
- воображаемая диалогизация (построение диалога таким образом, что партнер вводится в заблуждение);
- эмоциональное восклицание (усиление внимания к предмету переговоров);
- вопросно-ответный ход (примером служит риторический вопрос, который обеспечивает поддержку внимания партнера);
- эвфемизмы (более «мягкие» аналоги резких слов, способные поддержать доброжелательную атмосферу при переговорах и снизить проявление негативных эмоций).
Деловые коммуникации при речевом общении должны быть сориентированы на необходимую реакцию партнера, для достижения благоприятности которой нужно придерживаться таких правил:
- у каждого партнера должны присутствовать личностные качества делового человека (уверенность в себе, информированность, компетентность, умение объективно оценивать информацию);
- соблюдать релевантность (уместность и смысловое соответствие между вопросом и полученным ответом);
- в деловой речи должна присутствовать языковая нормативность (короткие фразы, четко формулирующие мысль).
Также во время деловых переговоров партнеры должны следить за правильностью своей речи – не делать ошибок в ударении и произношении. Также необходимо следить за «словами-паразитами», которые очень часто и незаметно «входят» в нашу речь. И, порой, очень трудно избавиться от таких слов: "как бы", "так сказать", "это самое".
Подводя итог сказанному, можно сказать, что соблюдение именно этих правил деловой коммуникации позволит партнерам соответствовать стандартам делового человека.