Целеполагание в педагогике

Цель – определяющий элемент педагогической системы, без которого педагогическая деятельность теряет всякий смысл. Именно от нее зависят содержание и средства получения результатов. В педагогике, цель – мысленное представление о том, какими должны быть результаты процесса воспитания, а также о качествах, которые нужно формировать в личности.

Принципы педагогического процесса определены таким способом, что воспитание всегда целенаправленно, и без четкого представления о цели педагогическая деятельность вряд ли будет эффективной. Рассмотрим основные моменты целеполагания, а также иерархию целей в педагогике.

Итак, целеполагание в педагогике является сознательным процессом, в ходе которого педагог выявляет и ставит цели и задачи своей деятельности. Как правило, выбор целей обучения или воспитания не есть добровольным. Существует четко сформулированная методология педагогики, а также определенные представления об общественных ценностях. В педагогической литературе существует несколько позиций по определению целей воспитания и образования.

Так, согласно первому мнению, воспитательные цели зависят от религиозных представлений о жизни и ее смысле, о назначении человека, которые даны религией и имеют абсолютный характер. Вторая позиция подразумевает, что целеполагание в педагогике зависит от внутренних потребностей человека, а также от его индивидуальной природы. Представители материалистического подхода утверждают, что на цели влияют потребности общества и его ценности во всевозможных аспектах, включая технический, социально-экономический, культурный и прочие.

Целеполагание в педагогике построено на определенной иерархической системе, где высшей ступенью являются государственные цели, отражающие представление общества о гражданине и о человеке в целом. Такие цели разрабатывают специалисты и принимает правительство. Следующую ступень занимают цели-стандарты, то есть те цели, которые отражаются в образовательных стандартах и программах. Среди них – цели обучения в средней школе, а также, к примеру, цели обучения математике или воспитания детей конкретного возраста. Ниже всего – цели темы урока или внеурочного мероприятия.

Таким образом, целеполагание в педагогике основывается на образовательных стандартах – требованиях к уровню и содержанию знаний учеников, которые описывают минимальные умения и знания выпускника. Стандарты обеспечивают качество образования и его соответствие международным нормам.

В истории общества цели воспитания меняются со сменой философских концепций, психолого-педагогических теорий, общественных требований к образованию. Например, в Штатах сохраняется концепция адаптации личности к жизни, которая была разработана еще в 20-х годах. Она частично изменена, но главная цель остается прежней: воспитание ответственного гражданина, эффективного работника, доброго семьянина и разумного потребителя. Позже были разработаны такие программы, как «воспитание в духе мира» или «воспитание в целях выживания». Такое разнообразие указывает на наличие разнообразных подходов к целеполаганию.

Целеполагание, равно, как и функции педагогического процесса, состоит в том, что цели формулируются в общем, как педагогическое кредо, очень часто переходя в обобщенные рассуждения и размытые представления о той или иной цели. Именно такая обобщенность затрудняет быструю разработку процессов воспитания и учебных программ. Педагоги-теоретики предлагают решать проблему внедрением понятия «педагогическая технология», которое сформулирует цели диагностично словами, которые описывают планы действий ученика.

Комментарии