Теория официальной народности: идеология империи

Теория официальной народности - ключ к пониманию политики Российской империи при Николае I. Эта идеология определяла внутреннюю и внешнюю политику государства, задавала направление развития общества.

Предпосылки появления теории

В 1820-1830-е годы в Европе происходили революционные события - Июльская революция во Франции, восстание в Польше. Это настораживало российские власти, опасавшиеся распространения революционных идей. Внутри России также была неспокойная обстановка - восстание декабристов в 1825 году.

В таких условиях в консервативных кругах усиливаются охранительные настроения. Появляется запрос на идеологию, которая могла бы противостоять либеральным и революционным веяниям из Европы. На формирование такой идеологии повлияли взгляды историка Н.М. Карамзина о сочетании самодержавия и православия, а также идеи европейского романтизма о культурной самобытности народов.

Авторство и сущность теории

Основным разработчиком теории официальной народности стал граф Сергей Семенович Уваров (1786-1855) - видный государственный деятель, занимавший в 1833-1849 гг. пост министра народного просвещения.

19 ноября 1833 г. в своем докладе императору Николаю I Уваров сформулировал основные принципы новой идеологии:
  1. Православная Вера
  2. Самодержавие
  3. Народность

Эта триада "Православие. Самодержавие. Народность." и стала квинтэссенцией теории официальной народности Уварова. Главная цель теории - противопоставить российский путь развития либеральным и революционным течениям с Запада, опираясь на традиционные ценности.

В сфере образования и воспитания Уваров ставил задачу сочетать преподавание современных знаний с укреплением в молодежи уважения к "русским охранительным началам".

Распространение идеологии

Для популяризации идей теории официальной народности активно использовалась газета "Северная пчела". Сторонниками теории были многие консервативные мыслители:

  • М.П. Погодин
  • С.П. Шевырев
  • Ф.В. Булгарин
  • Н.И. Греч
  • О.И. Сенковский

Эти деятели распространяли идеи Уварова через преподавание в университетах, публикации, участие в цензурной политике. Теория официальной народности оказывала сильное влияние на различные сферы российской культуры в 1830-1840-е гг.

Поддержка влиятельными группами

Идеи теории официальной народности получили поддержку со стороны влиятельных политических группировок того времени:

  • Консервативное крыло дворянства
  • Высшие чиновники и аристократия
  • Духовенство Русской православной церкви

Эти группы видели в теории идеологическое обоснование существующего порядка и своих привилегий. Они активно использовали лозунг "Православие. Самодержавие. Народность" для мобилизации сторонников.

Публичные дискуссии и полемика

В 1830-1840-е годы в обществе развернулись оживленные дебаты по поводу теории автора Уварова. Ее сторонники и противники высказывали свои аргументы на страницах периодических изданий, в публичных лекциях, в неофициальных дискуссиях.

Эволюция теории после смерти Уварова

После смерти автора теории официальной народности С.С. Уварова в 1855 г. его преемники на посту министра народного просвещения внесли некоторые коррективы в официальную идеологию с учетом новых реалий.

Попытки реформирования теории

В правительственных кругах периодически предпринимались попытки реформировать теорию официальной народности, приспособить ее положения к меняющимся политическим и социально-экономическим условиям.

Кризис теории в предреволюционный период

На рубеже XIX-XX вв. теория официальной народности переживала кризис, поскольку многие ее постулаты вступали в противоречие с реалиями Российской империи того времени.

Реакция властей на критику теории

Власти жестко пресекали любую критику в свой адрес и теории официальной народности. За публикацию "Философического письма" с критикой изоляционизма России философа П.Я. Чаадаева в 1836 г. объявили сумасшедшим и взяли под домашний арест.

Попытки корректировки теории сторонниками

Даже некоторые сторонники официальной идеологии понимали, что теория нуждается в обновлении. Так историк М.П. Погодин в 1840-х гг. предлагал отказаться от крепостничества ради "примирения самодержавия и народа".

Внесение поправок министрами после Уварова

Преемник Уварова на посту министра народного просвещения граф С.Г. Строганов в 1850-е гг. смягчил цензуру и ввел преподавание славянских языков и литературы в университетах.

Попытки адаптации теории в 1860-70-е гг.

Ряд мыслителей, в частности братья Аксаковы и Ю.Ф. Самарин, пытались адаптировать принципы теории официальной народности к реформам 1860-1870-х годов, но безуспешно.

Отказ от теории в начале XX века

К началу XX века теория официальной народности устарела и вступала в противоречие с требованиями времени. После революции 1905-1907 гг. власти фактически отказались от этой идеологии.

Попытки реанимации теории после революции 1905 г.

Несмотря на кризис теории официальной народности, в консервативных кругах предпринимались попытки ее реанимации. Так, черносотенцы апеллировали к лозунгам теории в борьбе с революционным движением после 1905 г.

Критика устаревших догм теории общественностью

Представители образованных слоев общества подвергали резкой критике догматичность и косность теории официальной народности, ее несоответствие реалиям нового века.

Попытки модернизации теории сторонниками монархии

Часть сторонников самодержавия понимала необходимость модернизации официальной идеологии. Так, П.А. Столыпин выдвигал лозунг "Укрепленное самодержавие, свобода народа".

Использование лозунгов теории радикалами

Парадоксально, но отдельные лозунги теории официальной народности иногда использовали в своей риторике и радикальные группировки вроде большевиков.

Замещение теории новыми идеологемами

После падения монархии в 1917 г. теория официальной народности уступила место новым идеологическим доктринам, прежде всего марксизму-ленинизму.

Комментарии