Человек - всего лишь тростник, самый слабый в природе, но это мыслящий тростник. Блез Паскаль
«Человек - всего лишь тростник, самый слабый в природе, но это мыслящий тростник», - вероятно, что это самое знаменитое высказывание Блеза Паскаля, которое слышали многие люди.
О чем же эта фраза? Какой в ней смысл? Почему она обрела известность? Эти и многие другие вопросы неизменно возникают у тех людей, которым свойственны любознательность и стремление докопаться до сути, о чем бы не шла речь.
Кто такой Блез Паскаль?
В середине первого летнего месяца, а именно – 19 июня, в начале XVII столетия в ничем особом не примечательном французском городке Клермон-Ферран родился мальчик. Родители нарекли его достаточно странным именем – Блез.
Ребенок появился в семье руководителя местного филиала управления по сбору налогов, господина Паскаля. Его звали вполне обычно – Этьен. Матерью же будущего светила французской науки была Антуанетта Бегон, дочь и наследница сенешаля провинции Овернь. Единственным ребенком будущий ученый не был, в семье, кроме него, подрастала пара девочек.
В 1631 году все семейство сумело перебраться из тихого провинциального городишки в Париж, в котором ученый и скончался в августе 1662 года.
Чем занимался Паскаль?
Каждому человеку, учившемуся в средней школе, известно имя Паскаля. Именно из-за сведений, полученных о нем в рамках школьной программы, деятельность этого человека в большинстве случаев ассоциируется исключительно с математикой и другими точными науками.
Между тем, этот ученый занимался не только физикой, механикой, математикой, но еще и литературой, философией и многим другим. Образованием ученого занимался отец, который и сам являлся известным математиком, внесшим весомый вклад в развитие этой науки.
Ученый сделал немало открытий, имеющих значение для математики, механики, оптики, физики. Но помимо этого, Паскаль был увлечен литературой, а также многими религиозными и философскими вопросами, касающимися места человека в мире. Результатом изысканий в этих сферах стало немало работ, содержащих специфические понятия и представления, в том числе появился и знаменитый «мыслящий тростник» Паскаля.
В каком труде ученый сравнивает человека с тростником?
Этот вопрос – самый актуальный для всех, кто не знаком с работами Паскаля, но слышал выражение, сравнивающее человека с тростником, и хотел бы прочитать именно то произведение, из которого взята цитата.
Книга называется «Мысли о религии и некоторых других предметах». Оригинальное французское название – «Pensées sur la religion et sur quelques autres sujets». Но гораздо чаще это философское произведение издается под наименованием, звучащем просто – «Мысли».
Это произведение увидело свет лишь после смерти философа, литератора и ученого. Фактически книгой оно не является. Это издание представляет из себя сборник всех записей, черновиков, набросков, которые родные Паскалю люди обнаружили после его кончины.
О чем говорится в этом сравнении?
Эта философская метафора на самом деле не просто художественное сравнение, она фактически определяет то, что человек, как мыслящее существо, не должен считать себя чем-либо особенным. Он все же остается лишь крупинкой, частичкой Вселенной, такой же, как песок, камни или же тростник. Он не подобен Творцу, стоящему над всем сущим. Человек сам – часть сотворенного и только.
Разум, способность к мышлению – то, что является отличительной особенностью людей, но не дает им повода для возвышения. Пытаясь возвысить себя над Вселенной, человек противопоставляет себя всему сущему и, конечно же, ломается, подобно тростнику под ударами или же сильным порывом ветра. Мыслящий тростник – метафора, определяющая суть того, чем является человек. Но этим смысл выражения не ограничивается, он более глубок.
Что хотел сказать философ?
Давая человеку такое художественное и достаточно метафорическое определение, как «мыслящий тростник», ученый дополнил его размышлением об уничтожении. Уничтожение человека ученый рассматривал, как некий философский парадокс.
С одной стороны, человек – единственное создание Творца, обладающее разумом, способное к мышлению и познанию. Но с другой для его уничтожения достаточно сущей малости – капли, дуновения. Всем силам Вселенной вовсе нет нужды ополчаться на человека, чтобы он исчез. Это, вроде бы как свидетельствует о ничтожности людей, но все не так просто, как кажется.
«Мыслящий тростник» - фраза составленная не из случайных слов. Тростник легко сломать, то есть непосредственно уничтожить. Однако, философ добавляет слово «мыслящий». Это говорит о том, что уничтожение физической оболочки не обязательно влечет за собой гибель мысли. А бессмертие мысли – это не что иное, как возвышение.
Иными словами, человек одновременно является как частицей всего сущего, так и «венцом творения». Даже если на него обрушится вся мощь Вселенной, он сможет это осознать, понять и осмыслить. Об этом и пишет Паскаль.
Как выражение обрело известность в нашей стране?
«Певучесть есть в морских волнах…» - это не строчка из песни или поэмы. Так называется стихотворение Ф. И. Тютчева. Произведение балансирует на грани двух жанров – элегии и лирики. Оно наполнено философским размышлением о сущности человека, о том, где его место в окружающем мире и какова роль во всем, происходящем вокруг.
Тютчев написал этот стих в один из наиболее непростых периодов своей жизни. Поэт скорбел об утрате возлюбленной, а кроме этого, начал испытывать проблемы со здоровьем. В это же время, то есть в XIX столетии в России был велик интерес к философской мысли. Разумеется, среди творческих, интеллигентных и просто думающих людей востребованы были не только труды соотечественников. Большой интерес вызывали работы, размышления и исследования западных ученых, как современников, так и живших ранее. Конечно же, среди них были и труды Блеза Паскаля. Конечно же, без всякого сомнения, Федор Иванович Тютчев был с ними знаком.
Фактически произведение Тютчева очень созвучно размышлениям Паскаля. Речь в нем идет о драматизме, характерном для диссонанса самоощущения человека и его объективного физиологического места в окружающем мире. Поэт поднимает те же вопросы, что и французский философ. Однако, Тютчев не дает на них однозначного ответа. Произведение русского поэта заканчивается риторикой, вопросом.
Но разумеется, фраза «мыслящий тростник» прочно вошла в русскую лексику вовсе не благодаря созвучию изложенных в стихотворении мыслей и антитез с содержанием и сутью работы французского ученого. В произведении Тютчева просто употребляется именно это определение природы человека. Стихотворение завершает строка «И ропщет мыслящий тростник?».