Конъюнктура рынка: анализ конъюнктуры, методы и сущность анализа

Желая улучшить свое положение внутри рынка, производитель должен знать, какие факторы в наибольшей степени способствуют продвижению товаров. Здесь на помощь приходит анализ конъюнктуры. Конъюнктура рынка - это не просто соотношение спроса и предложения, как думают многие. Это достаточно сложный механизм, подвергаемый постоянным колебаниям, которые смещают и старых, и новых игроков. О том, как проводить жизненно необходимый для любого предприятия анализ, расскажем далее.

Что такое анализ конъюнктуры рынка?

Рыночная конъюнктура - это установившаяся на рынке ситуация в определенный момент времени под действием основных экономических сил: спроса и предложения. В зависимости от спроса и предложения происходит движение товаров, устанавливается рыночная цена на продукцию, появляются или исчезают производители, растет или снижается капитализация компании и в целом происходят колебания на рынках.

Анализ конъюнктуры рынка - это анализ, который призван оценить ситуацию на рынке товаров или услуг для установления стратегии предприятия.

Зачем он нужен?

Анализируя текущую ситуацию на рынке, предприятие способно:

  • выявить свое положение в отрасли;
  • определить конкурентов и выбрать метод борьбы с ними;
  • узнать предпочтения потребителей и удовлетворить спрос на тор или услугу;
  • смоделировать перспективы товара;
  • выявить направления деятельности и воплотить их в стратегическом плане.

Анализ конъюнктуры рынка необходимо выполнять не только тогда, когда предприятие уже имеет свою нишу, но и тогда, когда новый игрок только желает заполучить ее. В данном случае анализ конъюнктуры позволяет определить величину барьеров для входа в отрасль, степень загруженности рынка, перспективы данной отрасли и т. д.

Цель

Целью данного анализа является установление действующего поведения спроса и предложения и степени влияния экономических объектов на поведение рынка, для принятия верных управленческих решений, способствующих получению большей прибыли при меньших издержках производства. Во всем этом и заключается вся сущность анализа конъюнктуры рынка.

Задачи

Так же, как и любое другое исследование, этот вид анализа предполагает постановки определенных задач. В данном случае задачами являются:

  1. Выбрать наиболее полную и свежую информацию о конкурентах: выявить уровень спроса на конкурентный товар, провести параллели между ценообразованием собственной компании и компании - конкурента, изучить поставщиков и их цены на сырье и материалы, определить угрозу субститутов и т. д.
  2. Все показатели необходимо систематизировать.
  3. Выявить все факторы, которые имеют влияние на поведение рынка, установить их силу, взаимосвязь и направление их действия.
  4. Установить степень активности всех факторов и их взаимодействие для составления прогнозного производства компании.

Факторы, влияющие на рыночную конъюнктуру

На конъюнктуру рынка, анализ конъюнктуры способны влиять те факторы, которые в той или иной степени оказывают воздействие на изменение масштабов производства, установление цен, эмиссию ценных бумаг и т. д.

К ним относят:

  • степень сбалансированности рынка (спрос = предложение, в идеальной пропорции);
  • степень отклонения основных характеристик рынка;
  • текущие, вероятные или деформирующиеся перспективы, которые формируются на рынке;
  • движение готовой продукции и товаров;
  • вероятность потери капитала при сложившихся условиях;
  • количество внутриотраслевых конкурентов;
  • развитие альтернативной товарной единицы.

Методы исследования

Для проведения полномасштабного анализа конъюнктуры рынка на помощь приходит статистика. Статистические методы можно подразделить на 6 основных групп. Таким образом, методы анализа конъюнктуры рынка включают в себя:

  1. Статистическое наблюдение – отслеживание операция на рынке в режиме реального времени для сбора данных, объем который позволил бы провести полный анализ.
  2. Отбор и группировка полученной информации.
  3. Описательный анализ, который включает составление частотной таблицы, вычисление характеристик или графическое предоставление информации.
  4. Сведение полученных результатов к единому выводу.
  5. Анализ ссылок – применяется для определения степени взаимосвязи между объектами статистического исследования (объемы поставляемой на рынок продукции и ее качество).
  6. Составление прогноза поведения рынка. Он дает представление о том, как будут вести себя спрос и предложение на конкретный товар или на отрасль в целом.

Дополнительные методы

Если целевым потребителем выпускаемого товара является население, то прибегают к дополнительным методам анализа конъюнктуры. Конъюнктура рынка в данном случае приобретает более глобальный характер, и для методов ее оценки используют дополнительные механизмы, среди которых:

  • теория игр;
  • построение моделей, способных имитировать рынок;
  • анализ факторов, имеющих косвенное воздействие и т. д.

Ориентировочный анализ конъюнктуры рынка может провести любой желающий. Однако для построения точного прогноза необходимо привлекать специалистов, которые в свободной степени владеют всеми методами исследования рынка.

Инвестиции

Анализ конъюнктуры рынка инвестиций обуславливается постоянной изменчивостью спроса и предложения. Цикличность и непостоянство рынка инвестиций актуализирует постоянное отслеживание конъюнктуры рынка: основных тенденций и прогноз спроса на ценные бумаги. Любой инвестор должен обладать полным набором информации о нынешней ситуации на рынке, уметь правильно подстраиваться под текущее положение дел, давать верный прогноз поведения рынка, чтобы умело существовать на поприще рыночной экономики. Не обладая возможностью определить степень развития и активного рынка инвестиций, невозможно принимать верные и грамотные решения, которые будут иметь четкую экономическую обоснованность. Только такие знания и закладывают основу успешной инвестиционной стратегии.

Недочеты инвестора при оценке инвестиционной конъюнктуры рынка способны привести к негативным последствиям, таким как снижение доходов, потеря собственного и инвестируемого капитала.

Анализ конъюнктуры инвестиционного рынка предполагает использование таких методов, как отслеживание рынка в режиме реального времени, исследование полученных данных и прогноз соотношения спроса и предложения.

Отслеживание ситуации на рынке в режиме реального времени предполагает мониторинг изменения системы показателей, которые характеризуют спрос и предложение, текущие цены и степень конкурентных взаимоотношений. Особо уделяется внимание тем областям рынка, где предполагается построение инвестиционной деятельности, либо, где она уже активно функционирует. Результаты исследования отображаются графически либо предоставляются в любом другом виде, способных дать рыночным агентам прогнозные данные поведения рынка ценных бумаг.

Анализ текущей ситуации на рынке ценных бумаг предполагает определение тенденций ее изменения, основываясь на тех данных, которые были получены в результате исследования предшествующих периодов. Анализ конъюнктуры, в первую очередь, начинается с расчетов комплексных показателей, которые характеризуют рыночное поведение, полученных в результате проведения мониторинга. Затем выявляются предпосылки к деформации текущего цикла конъюнктуры рынка.

Анализ конъюнктуры, которая имеется на момент проведения исследования и ее последующее прогнозирование служит важным элементом при выборе наиболее важных направлений стратегии в области инвестиционного бизнеса и формировании портфеля инвестиций. Главная цель, которую преследует прогноз – определение закономерности развития факторов, которые в перспективе формируют рыночную конъюнктуру. Прогноз составляется исходя из временного промежутка, на основе определенных методов и расчетов.

Услуги

Анализ конъюнктуры рынка услуг проводится по тому же принципу, что и в случае с рынком инвестиций. Любой предприниматель, в зависимости от результатов исследования должен составить прогноз, согласно которому будет выстраивать свою ценовую политику.

Прогноз может составляться на долгосрочный, средне – и краткосрочный периоды. Долгосрочное прогнозирование связано с разработкой стратегического плана по распространению своих услуг на рынке, который предполагает глобальные капитальные вложения для осуществления крупных проектов. Отличительной чертой долгосрочного прогнозирования является то, что его разработка происходит на срок от трех лет.

Среднесрочный прогноз составляется для корректирования основной деятельности предприятия. Компания, являющаяся поставщиком услуг, определяет, какие услуги сильно подвергнуться колебаниям рынка, а какие останутся неизменными в течение последующих двух – трех лет.

Краткосрочное прогнозирование конъюнктуры рынка услуг предполагает внедрение краткосрочных финансовых инструментов, которые помогут компании занять или хотя бы не потерять свою нишу в ближайший год. Такое прогнозирование является наиболее точным, гибким и на его основе предприятие способно спокойно маневрировать в краткосрочном планировании.

Запчасти

Анализ конъюнктуры рынка автозапчастей аналогичен предыдущим. В целом, вне зависимости от отрасли, анализ секторов рынка производится одними и теми же методами. Единственной отличительной чертой является масштаб исследования (юридические лица, население в целом). Анализ конъюнктуры рынка предприятия, которое занимается производством и реализацией автозапчастей, подразумевает следующие этапы:

  • мониторинг текущей ситуации на автомобильном рынке страны и мира;
  • сбор необходимого массива данных, который является базой для дальнейших статистических исследований;
  • проведение анализа на основе предыдущих лет и проведение параллели с имеющейся ситуацией;
  • группировка полученных результатов;
  • составление прогноза.

Комментарии