Законы организации
Любое управленческое решение должно основываться не только на практическом опыте, приобретенном менеджерами данной компании, но и на теоретических основах, которые также следует правильно применять в реальной деятельности. Законы организации – один из важнейших вопросов, освещенных в учебниках по менеджменту, который должен быть известен каждому управленцу, стремящемуся к повышению эффективности деятельности организации.
Безусловно, принятие управленческих решений можно вывести на качественно новый уровень. Для этого необходимо знать, как ведут себя на практике общие законы организации, а именно:
1. Закон композиции.
Все усилия, действия, даже желания внутри компании должны быть направлены на достижение той цели, которая является главенствующей. Ни одна нижестоящая цель не должна противоречить ей. Для облегчения задачи отражения перспектив фирмы используется дерево целей (древовидный граф – такое название также встречается в литературе).
Во главе стоит стратегическая цель, достижению которой способствует та, которая располагается на ступеньку ниже. Дробление может производиться многократно, все зависит, например, от размеров компании.
Также строятся деревья, отражающие конкурентоспособность конкретных отделов, департаментов, определенного производимого товара; его прибыльность и так далее.
2. Закон пропорциональности.
Он основывается на определенном соотношении частей внутри целого, между которыми имеют место быть различные закономерности. Если в пределах целого наблюдается неправильное соотношение, то такое положение дел называют диспропорцией.
3. В законы теории организации входит еще один интересный компонент – закон наименьших.
Суть его в том, что устойчивость всей системы обусловлена устойчивостью ее самого «хрупкого» компонента. Элементарный пример – прочность цепи зависит от прочности самого слабого звена; скорость эскадры равна той скорости, с которой движется самое медленное судно в ней. И как же законы организации, в данном случае – наименьших, связать с практикой? Очень просто – успешность компании напрямую зависит от того, насколько друг за другом поспевают различные элементы – отделы, департаменты и так далее.
4. Закон онтогенеза объясняет, что все стадии жизненного цикла организации связаны между собой, едины от момента создания вплоть до разрушения.
5. Закон синергии.
Синергетический эффект – это разрыв между суммой свойств системы и суммой свойств всех ее компонентов. При эффективном функционировании первый показатель должен превышать второй.
6. Закон упорядоченности гласит, что одним из важнейших показателей эффективности функционирования системы является налаженность каналов движения информации внутри нее.
Рассмотрим последние в списке, но не по значению, законы теории организации.
7. Закон единства анализа и синтеза.
Анализ – разделение, синтез – объединение. Первый исследует организацию снаружи, второй – изнутри.
Любая компания должна быстро адаптироваться к изменениям на рынке, а значит, перекраивать, если это необходимо, структуру в целях перехода к экономичному режиму своего функционирования.
8. Закон самосохранения.
Любая система стремится к тому, чтобы остаться в своем целостном состоянии и более экономно тратить имеющиеся ресурсы.
Законы организации 1-4 чаще всего относят к статическому состоянию организации. Идущие далее – к динамическому.
Общие законы организации, таким образом, очень важны для понимания менеджерами всех уровней, так как без знания того, на какой стадии в данный момент находится компания, какие цели преследует, нельзя заниматься планированием и прогнозированием, которые, в свою очередь, необходимы для того, чтобы определить дальнейшие перспективы развития.
Законы организации на практике имеют разные воплощения, но знание теоретической базы будет, безусловно, неплохим инструментом-помощником в руках эффективного менеджера.