"Поэтические воззрения славян на природу", А. Афанасьев: цитаты и анализ

Фундаментальное исследование "Поэтические воззрения славян на природу" принадлежит известному ученому, фольклористу и собирателю сказок Александру Николаевичу Афанасьеву. Трехтомный труд посвящен анализу фольклора и филологии языка славян в сопоставлении с фольклорными источниками иных индоевропейских народностей.

Откроем дверь в мир этой книги и вслед за ученым узнаем секреты восприятия славянами природы, ее поэтического отражения в образах мифологии.

Неслучайный автор

Знаменитый сказочник и фольклорист А. Н. Афанасьев родился 11 июля 1826 года в уездном городе Богучар, что на юге Воронежской губернии. Окончив гимназию, поступил в 1844 году на юридический факультет Московского университета. Помимо обязательных лекций по юриспруденции и правоведению, он посещал лекции по истории, фольклору, лингвистике. Эти дополнительные занятия и повлияли на дальнейший выбор профессиональной деятельности. Под влиянием работ ученого-лингвиста Буслаева он начинает изучать обряды и мифы древних славян.

Будучи студентом, в 1847 году публикует в журнале "Современник" статью "Государственное хозяйство при Петре Великом", которая сыграла роковую роль в жизни будущего ученого. Статья показалась слишком вольнодумной министру просвещения, и Афанасьев был лишен права на преподавательскую деятельность. Поэтому по окончании университета он был отправлен в Московский архив, где и прослужил более 13 лет.

Это было время становления нового в науке подхода к изучению мифов, а для Афанасьева - самый плодотворный и определяющий этап становления как ученого. Он пишет труды и исследования по истории культуры древних славян: "Дедушка домовой", "Ведун и Ведьма", "Религиозно-языческое значение избы славянина" и многие другие, в том числе знаменитые "Языческие предания об острове Буяне".

Все работы, написанные в этот период, позднее войдут в научный труд "Поэтические воззрения славян на природу", венчающий научную деятельность А. Афанасьева.

Эта книга стала не только ценным, глубоким и систематизированным исследованием, но и превратилась в источник вдохновения для художников, поэтов, писателей.

Живое исследование слова, его истоков, заставляло обращаться к нему Алексея Толстого, Сергея Есенина, Ивана Бунина, Максима Горького.... Почему? На этот вопрос ответит сам автор книги.

А. Н. Афанасьев, "Поэтические воззрение славян на природу", цитата:

Богатый и, можно сказать, единственный источник разнообразных мифических представлений есть живое слово человеческое, с его метафорическими и созвучными выражениями.

История создания книги

С 1855 по 1859 год Афанасьев издает "Народные русские сказки" и сборник "Народные русские легенды", книги, в которых ученый анализирует и осмысливает стихийную природу народного творчества.

Вот что было написано в предисловии к первому изданию:

Цель настоящего издания — объяснить сходство сказок и легенд у различных народов, указать на ученое и поэтическое их значение и представить образцы русских народных сказок.

Следующая публикация книги "Русские заветные сказки" вызвала скандал и была запрещена цензурой вместе с книгой о легендах. За это издание Афанасьева обвинили в 1862 году в антирелигиозности и вреде исследований (заодно припомнили связь с Герценом), в связи с чем ученому было запрещено состоять на государственной службе.

Наперекор такому драматическому развитию творческой биографии неутомимый ученый продолжает исследования и весь собранный материал предыдущих изысканий объединяет в фундаментальный труд "Поэтические воззрения славян на природу".

На основе собранного материала Афанасьев выстроил теорию возникновения славянских мифов, способов их изучения, а также провел параллели между историческими и лингвистическими корнями верований других народов мира.

Пластика мифологии

По мнению автора, мифы за время своего существования подвергаются изменениям в смысловом содержании, которые связаны с рядом обстоятельств. Таких причин несколько.

"Поэтические воззрения славян на природу" (Афанасьев) и анализ развития мифов:

  1. Дробление мифа исходя из того, что явления в природе становятся основой для их мифологизации, изобретения метафорических сказаний. Но формы изображений могли по-разному удерживаться в народной памяти: в каких-то слоях населения сочувствие вызывали одни божества, в других регионах - удерживались иные сказания. Происходило дробление мифа, его частичное вымирание, забвение на основе бытовых или географических различий.
  2. Утрата первоначального смысла мифа. Поэтическая образность народного устного творчества черпала вдохновение из стихий, которые окружали человека, но со временем истоки метафорического языка утрачивались или забывались, боги все больше приобретали человеческие черты. Так, грозовые битвы заменены на людские войны, боги сходят на землю, превращаясь в пастухов и кузнецов, кующих молнии небесные. Потом и вовсе превращались в героев - людей, наделенных божественными чертами отваги, силы, предвидения. На основе этого происходило слияние мифа и истории. Мифология приобретала исторические черты, привязку к датам и событиям в жизни людей.
  3. Канонизация и обобщение. Духовное развитие народов и укрепление государства привело к тому, что мифы, принятые за свидетельства жизни богов, были литературно обработаны согласно законам и логике текущего времени, приведены в хронологический порядок, а затем в учение о зарождении мира, его развитии и жизни богов. Все сомнительное и необъяснимое убиралось, образовался канон с иерархическим порядком богов, с владыкой во главе. Новые идеи в жизни общества, приобретение новых знаний людьми шлифуют мифы, одухотворяя их, наделяя новыми свойствами прежних властителей-богов. Так, например, облачные девы становятся вещими и мудрыми предсказательницами судеб, которые наделяют смертных дарами предвидения, поэтического вдохновения, созидательного творчества и т. д.

Поэтические воззрения славян на природу, цитаты:

Из этих мифических основ создался целый ряд легендарных сказаний...

Поэтика солнца и превращений в природе

В 19-м веке прошел перелом методологии изучения мифологии славян, была сформирована традиция нового прочтения мифов с позиций "натур-мифологии", то есть принципиально новое заключалось в том, что основой мифологии являются попытки народов объяснить явления природы.

А. Н. Афанасьев не только разделял эти взгляды, но и основал так называемую солярно-метеорологическую школу изучения славянских мифов. В своей книге он неоднократно подчеркивает и приводит примеры того, что миф - это древнейшая поэзия, наполненная метафорическим и образным восприятием мира и явлений природы.

Коллективным поэтом и творцом мифологии являлся народ, который сотворил и язык, и мифы.

Благодаря представленной цитате Афанасьева, из "Поэтических воззрений славян на природу" можно понять, как характеризует ученый значение слова в создании мифов:

Еще до сих пор в наших областных наречиях и в памятниках устной народной словесности слышится та образность выражений, которая показывает, что слово для простолюдина не всегда есть только знак, указывающий на известное понятие, но что в то же время оно живописует самые характеристические оттенки предмета и яркие, картинные особенности явления.

Александр Афанасьев и его труд "Поэтические воззрения славян на природу"

Размышляя о поэтике слова, автор достает глубинные смыслы слов, многие из которых теперь уж навеки исчезли или переиначены до неузнаваемости. Соответственно, претерпевали изменения и мифологические корни сказов и легенд.

Вот несколько примеров из замечательной книги А. Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу" старых значений слов, которые ныне почти не встречаются либо получили простые и не такие, как прежде, красивые образы и значения:

  • зыбун - неокреплый грунт земли на болоте;
  • пробежь - проточная вода;
  • леи (от глагола лить) - проливные дожди;
  • сеногной - мелкий, но продолжительный дождь;
  • листодер - осенний ветр;
  • поползуха - метель, которая стелется низко по земле;
  • одран - тощая лошадь;
  • лизун - коровий язык;
  • куроцап - ястреб;
  • каркун - ворон;
  • холодянка - лягушка;
  • понура - свинья;
  • изъедуха - злобный человек;
  • лепета - собака;
  • лепетайло - язык;
  • живулечка - дитя.

Все эти старые представления, выраженные в словах, рассказывают об образности и восприятии нашими предками-славянами окружающего мира, их представлении о предметах, картинах природы, ставших источником информации. В данном контексте природа и есть самый живой и наглядный участник в жизни народов.

Славянская мифология - задокументированная история поэзии народа

Три тома издания оригинального научного исследования, построенного на сказках, легендах, мифах и рассказах, разделяются на три глобальных русла изучения.

  1. Первый том рассказывает читателю о непосредственном отождествлении животного мира с природными явлениями. Здесь размещены легенды о славянских богах разной иерархии, сказы о живой и мертвой воде, о существовании волков-самоглотов вместо привычных сказок с участием Серого волка. Читатель познакомится со Свинкой-золотой щетинкой, которая была в древности хранительницей, своеобразным оберегом дома, символом благополучия; с мечтой древних славян о покорении небес с помощью летучих кораблей.
  2. Второй том автор посвятил необычайно захватывающим повествованиям об истории возникновения острова Буяна, о таинствах гаданий, о роли домовых в ежедневной помощи людям. Во втором томе также много историй о кладах, великанах и карликах, садах с молодильными яблоками и любовных сказках о похищении красавиц.
  3. Мистическим мифам и легендам посвящен третий том Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу". Под шелест страниц читатель побывает в самых необычных мирах: среди облачных дев-лебедей, узнает о крещении кукушек, злых часах. Здесь есть страшные сказки об упырях и оборотнях, о колдунах и судебных процессах над ними, о русалках, зовущих человека в иной мир вечного покоя и счастья.

Праздники и традиции, обряды и быт - все любопытный читатель найдет в третьем томе сборника.

Значение книги

Характерной особенностью этого увлекательного сборника является тот факт, что автор анализирует информацию мифов и сказок с точки зрения их модификации на основе современных ему научных исследований.

Возникнув "на небе" под влиянием поэтических образов света, тьмы, радуги, дождей, солнца или ветра, добрые и злые стихии спустились на землю, проникнув в мир человека в виде злых карликов или ведьм, водяных и леших. Образы природных стихий в народном сознании принимали самые причудливые формы, повествуя о событиях в окружающем мире. Зачастую легенды рассказывают о борьбе людей со всякого рода нечистью.

При создании книги Афанасьев исследовал эпос различных народностей, труды лингвистов и диалектологов, добывая материал из народных сказов, провинциальной печати, в старинных рукописях и т. д.

Грандиозный замысел применения новой методологии, огромное количество привлеченного материала выводит работу "Поэтические воззрения славян на природу" в разряд энциклопедической и в то же время интересной для широкого круга читателей литературы.

Книга уникальна по своей значимости и вкладу в мировую науку о фольклоре, считается непревзойденной в выявлении живых связей между развитием языка и историей преданий; воскрешает и исследует тайны русского мышления, химерических фантазий и загадок развития славян.

Комментарии