Эстетические нормы и социальные нормы в искусстве
Эстетика как наука является подразделением философии, которое изучает природу искусства и наше отношение к нему. Она возникла в 18 веке в Европе и развивалась преимущественно в Англии, изучая такие области, как поэзия, скульптура, музыка и танцы. Тогда классифицировали искусство в один раздел, называя его Les Beaux Arts или изобразительное искусство.
Философы утверждали, что такое понятие, как «эстетические нормы» само по себе не может объяснить красоту. Естественно, красота может иметь такие рациональные свойства как порядок, симметрия и пропорция, но по большей мере понятие «искусство» не унормировано. Люди искусства творят интуитивно, работая с человеческими чувствами, переживаниями и эмоциями, не задумываясь о таком понятии, как эстетические нормы.
Эстетическое переживание может включать в себя смесь различных чувств, таких как удовольствие, гнев, горе, страдание и радость. Эммануил Кант описывал искусство как область, которая предпочитают форму функции. Красота, по его словам, зависела от конкретной фигуры, с которой была напрямую связана. Так, например, лошадь может быть красивой независимо от того, как хорошо она бегает.
Наши суждения уже давно перешли от средневековых принципов к так называемому «Веку Просвещения» и, соответственно, к идее, что человеческая интуиция может расцениваться как источник познания.
Впрочем, в какой-то мере наше понимание красивого достаточно часто не столь индивидуально, как это кажется на первый взгляд, а взаимосвязано с общественным мнением. Хотя и роль индивидуума в отношении к искусству не следует сбрасывать со счетов.
Эти две теории - личностное восприятие и общественное признание - не являются взаимоисключающими, а, напротив, взаимодействуют и исходят друг из друга. Иными словами, эстетические нормы тем или иным образом формируется обществом и, таким образом, являются своего рода социальными нормами. Этот вывод можно сделать из самого определения понятия.
Философы утверждают, что социальная норма - это групповое или общественное понятие о том, как индивид должен себя вести в определенном контексте. То есть именно социум определяет поведение, которое наиболее ожидаемо. Социологи, наряду с психологами, изучают то, как «неписаные законы» общества определяют не только наше поведение, но и отношение к определенным вещам – мировосприятие. Как ни странно, но социальные нормы влияют на наши предпочтения, которые мы по определению считаем сугубо индивидуальными.
Например, музыкальные предпочтения, принадлежность к какому-либо политическому движению или любимый писатель, конечно, может отличаться от тех, которые являются избранными большинством. Но современные критики приходят к такому выводу: если какое-либо произведение имеет хотя бы одного поклонника, то оно имеет право существовать и называться произведением искусства, независимо от мнения большинства.
Благодаря этому положению в современном искусстве стали появляются всё новые и новые направления. Таковыми следует назвать модные ныне среди молодёжи реп и рок в музыке, модернизм и импрессионизм в изобразительном творчестве и т. д.
Однако некоторые «художники» в погоне за оригинальностью создают такие направления в искусстве, которые идут в разрез с устоявшимися понятиями эстетичности, красоты и приемлемости. Например, всё, что связано с экскрементами, выступающими либо как «готовый субъект произведения искусства», либо как материал для его изготовления, нельзя признать красивым. И само это направление считается противоречащим эстетическим нормам, признанным современным человеком.
Социальные нормы определяют, находится ли индивид в группе или вне ее. Основной же вопрос состоит в том, создаются ли определенные эстетические нормы исключительным лидером или складываются с течением времени под влиянием всего общества.