Культурное пространство России: структура, формирование, развитие

Система культурного пространства представляет собой объединение жизненной, социальной, образовательной и культурной сфер общества. Оно является «вместилищем», то есть внутренним объемом, в котором протекают культурные процессы. Это один из главнейших факторов человеческого бытия.

Единое культурное пространство в нашей стране имеет территориальную протяженность, в которой просматриваются очертания столицы, культурных центров и провинции, городов и сельских поселений. Россия – это грандиозный ансамбль, состоящий из народов, которые объединены общей территорией, гражданством и вековыми традициями. О том, из чего строится система культурного пространства, и пойдет речь.

На основе единой политики

Исходя из чего строится культурное пространство? Пространство культуры строится на основе политики, проводимой государством в этой области; на основе формирования единых экономических и правовых условий для развития разных народов.

Впервые такая политика стала реализовываться с конца 19-го века как на территории государства, так и на межгосударственном уровне. Она проводилась в соответствии с выработанной концепцией, принятыми законами и подписанными договорами.

Эта политика направлена на открытое развитие культурно-национальных автономий, а также обществ и организаций. Она предполагает взаимный обмен культурными мероприятиями и предусматривает возможности развития самодеятельного творчества и профессионального искусства.

Единое культурно-образовательное пространство

Его рассматривают как один из принципов государственной и международной политики в сфере образования. Он осуществляется при организации процесса образования на разнородных территориях или в государствах, где сложились различные исторические, экономические, религиозные, национальные и политические условия и традиции.

Согласно этому принципу образование рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, как культурный феномен, как средство, необходимое для того, чтобы конкретный народ мог развивать свою самобытную культуру. С другой стороны, это одно из средств социальной защиты людей, а также средство, позволяющее обеспечивать гражданские права и свободы.

Единое культурно-образовательное пространство формируется на основе выработки единой стратегии развития, создания единой информационной системы. А также предусматриваются одинаковые права, нормативные и содержательные основы, единые правила приема в учебные заведения.

Стратегическая роль

Этот принцип был рожден в образовательно-культурном пространстве Европы в конце 20-го века, когда создавался Европейский союз. С помощью его применения обеспечивалась конвертируемость аттестатов и дипломов между государствами, преемственность содержания образования. Предусматривались единые условия и для получения, и для продолжения образования, и для получения работы, когда осуществлялся переезд из одной страны в другую.

Данный принцип оказался актуальным и для России и был воспринят в перестроечный период. Посредством его использования удавалось сдерживать сепаратистские начала, присущие на тот момент политике регионов в отношении центра. Он способствовал сохранению образования в качестве государственной, общественной и культурной системы. В России 21-го века очень важно сохранить единство народов и территорий, российского сознания, общее культурное начало и духовную близость, государственный язык.

Неповторимый узор

Культурное пространство нашей страны является симбиозом культур входящих в него народов и национальностей. Оно объединяет их и рисует неповторимый узор, состоящий из самобытных проявлений, при этом сохраняется уникальность культур, усиливается их притягательная сила и мощная энергетика.

В это пространство входят:

  • национально-этнические языки общения;
  • традиционные формы хозяйственного и бытового уклада;
  • рецепты народной кухни;
  • приемы воспитания подрастающего поколения;
  • памятники – архитектурные и художественные;
  • центры профессионального и народного искусства, находящиеся в регионах;
  • религиозные конфессии;
  • исторические культурные ландшафты;
  • природные заповедники;
  • места памятных исторических событий;
  • города-музеи;
  • комплексы образования и науки в университетах.

Относительно инфраструктуры российского культурного пространства существуют различные подходы. Это своего рода регистрация нашего национального достояния. Но о нем известно еще недостаточно, и для исследователей здесь имеется большое поле деятельности.

Единство и многообразие

Культурное пространство России является многомерным, и унифицировать его невозможно. Тем не менее в истории под лозунгом преодоления различий делалось немало попыток создания так называемой всеобщей культуры. Но такой эксперимент, как известно, закончился провалом.

Причина этого в том числе и в том, что культура не может быть во все времена и для всех народов одномерной, универсальной, единообразной. Такой подход вступает в противоречие с ее природой и сущностью, и она «оказывает сопротивление» подобного рода экспериментам, даже если в основе действий их инициаторов лежат благие намерения.

Природа культуры является двойственной, она существует в качестве «дробного множества», которое при этом объединено в целостную систему. Все регионы являются взаимосвязанными и взаимозависимыми, дополняя друг друга.

Две модели существования

Система культурного пространства может функционировать в двух прямо противоположных направлениях.

  • Первая из функций – собирательная, которая способствует национальному, государственному, социальному объединению и сплочению.
  • Вторая – рассеивающая, уменьшающая силы притяжения регионов, делающая их замкнутыми и обособленными. Она сильно тормозит и ослабляет возможности народов к интеграции, желание найти взаимопонимание.

К чему приведут перемены?

Модернизация и социальные реформы, проведенные в России, оказали значительное воздействие на состояние ее культуры и на перспективы ее развития. Одни ее сферы распались сами собой; другие были ликвидированы; третьи, лишившись поддержки государства, вынуждены были пытаться выживать на собственный страх и риск; четвертые обрели новый статус и выстроили новые приоритеты.

Сегодня культура высвободилась из-под пресса жесткого идеологического контроля. Но ее настигли новые тиски – финансовая зависимость. На сегодняшний день трудно определить, какими именно будут последствия перемен, каким образом они повлияют на ценностную ориентацию людей, и молодежи в особенности.

Древо жизни

Сегодня формирование культурного пространства идет согласно плюралистической модели развития. Оно сочетает в себе такие факторы, как:

  1. Историческая преемственность.
  2. Непрерывность развития.
  3. Дискретность (разделенность, противоположность непрерывности).

Это пространство создано исторической деятельностью людей на протяжении множества веков. Его можно сравнить с древом жизни, у которого очень глубокие корни и разветвленная крона. В некотором смысле оно уподобляется самой природе, которая предполагает бесконечное многообразие сочетаний.

Множественность наблюдается в любых культурных формах. Это касается даже языка, где преобладающими являются такие общие понятия, как словарный запас, законы, по которым строятся фразы. Однако при этом имеет место большое количество диалектов, сленга, арго. А также присутствуют смысловое разнообразие, различные интонации и коннотации.

Основой многоликости и многообразия культурного пространства является сочетание особенного со всеобщим, уникального - с подобным.

Изоляционизм опасен

Однако будет неправильным представлять пространство культуры как «лоскутное одеяло», у которого каждый кусочек отличается цветом и формой. При всем многообразии у него имеется общая конфигурация, благодаря которой и выполняется его предназначение.

Особенности отдельных регионов вписываются в общий объем и архитектонику. Разнообразие диктуется уникальностью и колоритом отдельных местностей. Так же, как и унификация, изоляционизм является опасным, он стирает культурное своеобразие. Из-за искусственного разъединения культурная сфера сужается, тем самым духовному развитию народа наносится непоправимый ущерб.

Поэтому культурные контакты являются жизненной необходимостью. Они представляют собой живой, естественный диалог между различными культурами, осуществляемый по разным поводам и повсеместно. Он ведется и в будни, и в праздники, так как в основе его лежит взаимный интерес к проявлениям культуры, стремление к взаимодействию и взаимопониманию.

Необходимость поддержания диалога

Однако диалог не всегда происходит стихийно. Ему нужно уделять много внимания и оказывать поддержку. При этом необходимо объяснять существование различий и преодолевать высокомерное возвеличивание одних культур и пренебрежение другими.

В противном случае увеличивается возможность возникновения конфликта культур, который нарастает как снежный ком и захватывает новые и новые сферы личной и общественной жизни. Деление пространства культуры на своих и чужих оборачивается взаимной неприязнью, склоками, ссорами и ослаблением сотрудничества.

В такой ситуации отношения, основанные на неприязни, могут превратиться в горючий материал, который спровоцирует психологическую и социальную агрессию. В связи с этим намного возрастает значение культурной политики, которая всемерно содействует диалогу между культурами.

Центр притяжения

В каждом регионе, на севере или юге, на западе или на востоке, культурное пространство имеет собственные центры притяжения и свои территории влияния. Это находит выражение в стилях застройки в городах и в сельских поселениях, в жизненном укладе и ритме жизни, в соблюдении местных обычаев и различных ритуалов, в особенностях проведения встреч и праздников, в способах общения и интересах, в ценностях и предпочтениях.

Одним из таких центров притяжения является Санкт-Петербург. Исторически он сложился как многонациональное образование, и каждый из его этносов поучаствовал в создании общего петербургского стиля. Известный советский и российский культуролог Ю. М. Лотман в одной из своих работ писал о множественности образов и сравнений, присущих культурной столице. Он рассматривал город одновременно, как:

  • русский Амстердам или русскую Венецию;
  • город Пушкина и Гоголя, Блока и Достоевского, Бродского и Ахматовой;
  • императорскую резиденцию и «колыбель революции»;
  • мужественного героя блокады и центр культуры, науки, искусства.

Эти «разные города» находятся в общем культурном пространстве. Санкт-Петербург стал городом культурно-знаковых контрастов, что подготовило почву для самой интенсивной интеллектуальной жизни. В связи с этим его можно считать уникальным явлением всей мировой цивилизации.

Динамизм культурного пространства

Среди прочего он обнаруживается в волнах культурных контактов, которые исходят из внутренних или из внешних регионов. В культуре России заметный след оставило византийское, монголо-татарское, французское, немецкое, американское, китайское влияние.

Такое влияние может затрагивать области, которые, на первый взгляд, являются автономными, будь то технические новинки, мода на одежду, реклама товара, породы собак, «заморские» продукты, городские вывески, оформление офисов.

Однако в конечном итоге все это влияет на изменение облика, а иногда даже и «лица» культурного пространства. Проникновение других культур повсеместно влечет за собой целый комплекс перемен, то длительных, то кратковременных. С течением времени многие заимствования начинают восприниматься в качестве собственных достижений.

В силу такого свойства культуры, как ее целостность, любое влияние не может пройти бесследно. Оно влечет за собой множество изменений в прочих, на первый взгляд, отдаленных культурных сферах. При этом изменяется и образ мыслей, и образ жизни, а в образе человека создаются новые черты.

Комментарии
кто знает= Культурное пространство России в новом тысячелетии