Нестяжательство - это... Идеи и идеологи нестяжательства

Нестяжательство – это течение в православной церкви, появившееся в конце XV – начале XVI веков. Основателями течения считаются монахи Заволжья. Именно поэтому в некоторой литературе его именуют как «учение заволжских старцев». Проводники этого течения проповедовали нестяжание (бескорыстие), призывали церкви и монастыри отказаться от материального обеспечения.

Сущность нестяжательства

Сущность нестяжательства – это выдвижение на первый план внутреннего мира человека, его духовной силы, а не материальных благ. Именно жизнь человеческого духа есть основа существования. Последователи учения уверены: усовершенствование внутреннего мира человека требует постоянной работы над собой, отказа от определенных мирских благ. При этом нестяжатели советовали не впадать в крайность, считая полную отрешенность от внешнего мира такой же недопустимой, как и жизнь в чрезмерной роскоши. Обет нестяжательства - что это и как можно его трактовать? Давая такой обет, монах отказывается от излишней роскоши и нечистых помыслов.

Помимо идеологических представлений последователи нестяжательства выдвигали и политические взгляды. Они выступали против того, чтобы церкви и монастыри владели землями и материальными ценностями. Высказывали свои взгляды относительно государственного устройства и роли церкви в жизни общества.

Идеи нестяжательства и его идеологи. Нил Сорский

Преподобный Нил Сорский – главный идеолог нестяжательства. До нашего времени дошло мало сведений о его жизни. Известно, что несколько лет он провел на святой горе Афон, изучая жизнь святых отцов. Сердцем и умом превращал он эти знания в практическое руководство своей жизни. Позже основал он монастырь, но не обычный, а по примеру афонских скитов. Соратники Нила Сорского жили в отдельных кельях. Их учитель был образцом трудолюбия и нестяжательства. Это подразумевало наставление иноков в молитвах и духовном подвижничестве, ибо главный подвиг иноков – это борьба со своими помыслами и страстями. После смерти преподобного мощи его прославились многими чудотворениями.

Преподобный Вассиан

Весной 1409 года в Кириллов монастырь привезли вельможного узника – князя Василия Ивановича Патрикеева. Отец его, Иван Юрьевич, был не только главой боярской думы, родственником князя, но и его первым помощником. Сам Василий тоже уже успел показать себя талантливым воеводой и дипломатом. Он участвовал в войне с Литвой, а после в переговорах, позволивших заключить выгодный мир.

Однако в один момент отношение князя к Василию Патрикееву и его отцу изменилось. Оба были обвинены в государственной измене. От смертельной казни их спасло заступничество Московского митрополита – прямо в кандалах их обоих насильно постригли в монахи. Отца увезли в Троицкий монастырь, где он вскоре скончался. Василия заточили в Кирилло-Белозерской обители. Именно здесь новоиспеченный монах познакомился с Нилом Сорским и стал ревностным последователем его учения нестяжательства. Это стало определяющим фактором всей оставшейся жизни Василия Патрикеева.

Преподобный Максим Грек

3 февраля русская православная церковь совершает память преподобного Максима Грека. Михаил Триволис (так звали его в миру) родился в Греции, детство провел на острове Корфу, а в год открытия Америки уехал в Италию. Здесь он поступил монахом в католический монастырь. Но понимая, что католическая ученость дает лишь внешнюю, хотя и полезную школу, вскоре возвращается на родину и становится православным иноком на святой Афонской горе. В далекой Московии Василий III пытается разобраться в греческих книгах и рукописях своей матери. Василий обращается к константинопольскому патриарху с просьбой прислать толкового переводчика. Выбор падает на Максима. Он едет за тысячи верст в холодную Россию, даже не подозревая, насколько трудной будет там его жизнь.

В Москве Максим Грек переводит еще «Толкование Псалтири» и книгу «Деяния Апостолов». Но славянский язык – неродной для переводчика, и в книги закрадываются досадные неточности, о которых вскоре узнают духовные власти. Церковный суд вменяет эти неточности переводчику как порчу книг и ссылает его в заточение в башню Волоколамского монастыря. Более четверти века продлится гонение, но именно одиночество и заточение сделают Максима Грека великим писателем. Лишь в конце жизни преподобному разрешили проживать свободно и сняли с него церковное запрещение. Ему было около 70 лет.

Комментарии