Правовые основы аудиторской деятельности: определение, правила и порядок осуществления аудиторской деятельности

Любой хозяйствующий субъект рыночной экономии осуществляет свою деятельность с единственной целью – извлечение прибыли из товарно-денежных отношений. Для достижения этой цели осуществляется финансовая деятельность. Результаты этой деятельности, финансовые показатели предприятия подвергаются систематизации и анализу независимыми аудиторскими проверками. Анализ финансовой отчетности сторонней организацией, а не собственником бизнеса, позволяет объективно оценить эффективность экономической деятельности, определить слабые места и выявить скрытые резервы увеличения финансового благосостояния фирмы. Именно такие цели преследует проведение аудиторской проверки, опирающейся на правовые основы аудиторской деятельности.

Когда появились аудиторы

С появлением в жизни людей финансовых отношений и денежных накоплений появилась и потребность в контролирующих мероприятиях. В Древнем Риме, Древнем Египте и Китае при дворах содержались специальные контролеры, следившие за строгим соблюдением приходных и расходных операций с государственной казной. Изначально функции контролеров исполняли высокопоставленные чиновники, а правовые основы аудиторской деятельности в то время складывались из прямого приказа правителя. Слово «аудит» происходит от английского audio – слушать, так как первые проверяющие основывали свою контролирующую функцию на выслушивании докладов придворных писцов и счетчиков казны.

Появление аудита в современном его понимании приписывают Англии. В ІХ веке в этой стране из класса бухгалтеров выделилась каста ревизоров, проверяющих правильность и корректность заполнения счетов и ведения всей хозяйственной деятельности в целом.

Развитие аудита

С открытием Американского континента увеличился общий экономический потенциал, вырос товарооборот, возросли финансовые потоки. Появилась необходимость в большом количестве финансово грамотных специалистов. Развитие мировой экономики привело к необходимости стандартизировать аудиторскую деятельность, определить ее задачи и функции. В 1854 году в Эдинбурге был создан Союз бухгалтеров, объединивший профессиональных учетчиков и аудиторов. Правовые основы осуществления аудиторской деятельности стали обязательными к применению в деятельности независимых аудиторов.

С появлением на рынке корпораций, объединявших несколько хозяйствующих субъектов, возникла необходимость в формировании консолидированной отчетности. Соответственно, возросло и значение проверки реальности и правильности ее составления.

Развитие аудиторской деятельности в Великобритании и Соединенных Штатах было обусловлено необходимостью оценки финансового состояния корпорации, эффективности и правильности ее деятельности в интересах собственников бизнеса.

Начало аудита в России

В России долгое время не существовало предприятий организационно-правовой формы, предполагающей наличие нескольких участников-акционеров. Купцы вели свою деятельность самостоятельно, не подвергая сомнениям свои предпринимательские и учетные способности. Контроль доходов осуществлялся государством с целью взимания налогов.

До правления Петра Первого в России не существовало предпосылок для развития аудиторской деятельности независимыми наблюдателями. Жесткий контроль правильности расходов казны был функцией исключительно государственной. Только доверенные госслужащие могли знать и проверять счета и расчеты хозяйствующих субъектов.

При Петре І функции ревизоров исполнялись в основном военнослужащими и состояли в контроле целевого использования государственных денег, направляемых на содержание армии.

Появление первых аудиторов в России стало возможным только после 1985 года в процессе перехода экономики от командной формы к рыночной.

Предпосылки к появлению аудиторов в России

В период перестройки в экономике нашей страны стремительно росло число хозяйствующих субъектов различных форм собственности. Пользуясь развалом системы государственного контроля, недобросовестные бизнесмены самостоятельно составляли свою отчетность, делали обязательные отчисления и платили налоги, скрывая истинные объемы прибыли. Для государства остро возникла необходимость контролирующей функции, с которой налоговые службы самостоятельно уже не справлялись.

К 1993 году властью предпринимались попытки издания законодательных актов, которые заложили бы правовые основы аудиторской деятельности в Российской Федерации. Первые аудиторские фирмы ставили своей целью не только проверку достоверности финансового отчета предприятия, но и консультирование по вопросам оптимизации хозяйственной деятельности. Тогда были приняты Временные правила, в которых правовые основы аудиторской деятельности определены на законодательном уровне. Впервые в России утверждены цели независимых проверок, объект анализа и субъект, его осуществляющий.

Система законодательного регулирования деятельности аудиторов

Условно законодательные акты, заложившие правовые основы аудиторской деятельности в РФ, можно разделить на пять основных ступеней:

  1. Федеральный закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», принятый в 2008 году. Этот закон дает четкое определение основополагающих принципов аудита, целей его проведения, закрепляет требования и контроль за работой ревизоров. Также нормативный документ широко и полно описывает правовые основы аудиторской деятельности в РФ
  2. Федерального уровня Правила (стандарты) аудиторской деятельности. Они утверждены Правительством страны в 2002 году. Они закрепили основы правового регулирования аудиторской деятельности в форме свода 23 конкретных тематических документов. Каждый из стандартов раскрывает конкретное понятие или направление ревизионной проверки на уровне государства. В эту группу можно отнести различные законодательные акты федеральных министерств.
  3. Стандарты аудиторской деятельности, которые были установлены специально созданной при Президенте России комиссией. Опубликовано шестнадцать таких стандартов. Все они были изданы до вступления в силу Закона об аудите и предназначались для стандартизации проверочных процедур, определяя правовые основы аудиторской деятельности кратко, но раскрывая по мере возникновения нюансы функционирования аудиторов.
  4. Методические рекомендации. Эту группу документов, входящих в правовые основы аудиторской деятельности в России, составляют инструкции, положения и порядки, носящие рекомендательный характер. Такие методические рекомендации, например, Кодекс чести аудиторов, издают общественные объединения – Палата аудиторов, Комиссия при Министерстве финансов.
  5. Локальное регулирование. В любой аудиторской фирме правовые основы аудиторской деятельности определены документом, действующим только в данной организации. Это могут быть собственные разработанные рекомендации по проведению проверки на конкретном предприятии или внутренние правила составления плана проверки.

Лицензирование деятельности

В Законе, регламентирующем лицензирование определенных видов деятельности, указано, что для осуществления проверок фирме необходимо наличие разрешения.

Лицензию аудиторским организациям выдает Министерство финансов сроком на пять лет. Этот срок может быть продлен необходимое количество раз, а также лицензия может быть аннулирована.

Обязательный аудит

Аудит – это, прежде всего, проверка достоверности финансового отчета хозяйствующего субъекта. С целью контроля деятельности субъектов, заметно влияющих на экономические процессы, Законом предусмотрено проведение проверки финансового результата в обязательном порядке.

При обязательном аудите необходимые критерии, а также правовые основы осуществления аудиторской деятельности определены в статье 5 ФЗ № 307. Обязательный аудит проводится в том случае, когда:

  • формой хозяйствования предприятия предусмотрено наличие акций и участников;
  • ценные бумаги хозяйствующего субъекта имеют котировку;
  • фирма является страховой компанией, представителем фондового рынка, каким-либо фондом (паевым или инвестиционным), занимается кредитной либо клиринговой деятельностью;
  • хозяйствующий субъект имеет в активах больше 60 млн рублей либо получил за год выручку от продаж свыше 400 млн;
  • корпорация или группа компаний составляет консолидированную (обобщающую) финансовую отчетность.

В этих случаях каждый год деятельность участника товарно-денежных отношений подвергается обязательной проверке, а по ее итогам формируется аудиторское заключение.

Что такое заключение

Правовые основы аудиторской деятельности предполагают составление после проверки независимым аудитором заключения о достоверности данных, вытекающих из результатов деятельности, осуществляемой проверяемым субъектом. К этому документу законодательство предъявляет определенные требования. Аудиторское заключение предназначается той организации, которую проверяли. Адресат, его основные регистрационные данные, так же как и название заключения, должны быть в нем указаны.

Также в документе указываются:

  • наименование проверяющей фирмы;
  • объем и период проверяемой отчетности;
  • перечень проведенных в период ревизии работ;
  • заключение о достоверности финансовых документов;
  • дата проверки и ее результат.

Проверка должна быть независимой

Аудиторская проверка осуществляется на договорной основе. Такая деятельность влечет получение прибыли. При этом проверка должна быть объективной, а заключение – достоверным и обоснованным.

С целью предотвращения какого-либо влияния на мнение независимого эксперта закон ограничивает возможность проведения аудита лицами, имеющими экономические или родственные связи с представителями аудируемого лица, ответственными за составление финансового отчета.

Вознаграждение за выполнение проверки, а также за оказанные сопутствующие услуги уплачивается по договору об оказании услуг. Оплата деятельности независимого эксперта не может зависеть от полученных им выводов о финансовой отчетности проверяемого предприятия.

Аудиторская тайна

Любая информация, ставшая известной аудитору в связи с осуществлением проверки, и сформированные по ее результатам документы не подлежат разглашению. Выводы аудитора предназначены исключительно для собственника предприятия и не могут быть переданы иному лицу.

Исключениями являются случаи:

  1. Если заказчик проверки согласен на публикацию сведений о нем.
  2. Разглашается сам факт договоренности о проведении ревизии.
  3. Публично озвучивается стоимость проводимой проверки.

В целях сохранения тайны аудита все проверяющие подписываются в соблюдении конфиденциальности.

Кто может стать

Каждый функционирующий аудитор может работать при наличии квалификационного, выданного в соответствии с законом, аттестата. Он выдается саморегулируемой аудиторской организацией при соблюдении определенных условий:

  1. Успешно сдан квалификационный экзамен.
  2. Минимум три года отработано в сфере учета или аудита, в том числе два последних – в аудиторской фирме.

Полученный аттестат не имеет срока действия, а получивший его обязан ежегодно обучаться по установленной программе для поддержания своей квалификации.

Контроль деятельности аудиторских организаций

Саморегулируемые аудиторские организации контролируют деятельность входящих в их состав организаций и независимых аудиторов. Функцию государственного контроля за деятельностью осуществляющих проверку фирм выполняет Министерство финансов. Оно контролирует соблюдение участниками аудиторских проверок норм действующего законодательства.

Комментарии