Идеальная пропорция в архитектуре: использование и примеры

Архитектура разных времен и народов поражает своими формами и стилями. Но самые знаменитые сооружения были построены с применением четко разработанных схем, которые дали возможность зрительно воспринимать монументальное здание легко. Пропорции в архитектуре – это гармоничное соотношение элементов, отрезков и фигур, которые составляют здание. Это найденный баланс между разными массами, который придает общему виду сооружения целостность.

Что же все-таки общего между Пентагоном и собором Парижской Богоматери? Ответ будет неожиданным – геометрия. Именно математика и геометрия объединяет эти сооружения с помощью одной секретной формулы, которая выглядит как а: b = b: с или с: b = b: а. Все просто.

Золотая пропорция: что это такое

Еще в 1500 г. до н. э. было известно правильное соотношение отдельных частей по отношению к целому. История знает множество примеров идеального распределения пропорций в зданиях, культовых предметах, произведениях искусства. Секрет кроется в соотношениях, называемых «Золотой пропорцией», и равными числу Фибоначчи 1,618…, в процентном соотношении выражается как 62 % к 38 %.

Одним из великих людей-оригиналов, плотно работавший по системе золотой пропорции, является Леонардо да Винчи, который понял секреты идеального восприятия и привел их к законченному виду, создав целое направление. Все его работы подвержены четкому плану золотого сечения. Подобная идеальная пропорция в архитектуре стала символом логики и гармонии благодаря разноплановым работам да Винчи.

Божественная пропорция: что создано природой

Обратимся к природе, которая является безусловной и стремится к идеальному. В любом, созданном процессе, можно наблюдать эту магическую пропорцию 62:38. Придя к выводу, что гармоничное восприятие заложено в человеке от природы, ученые назвали это соотношение «Божественная пропорция».

Архимед выразил ее в спирали, повторяющей очертания раковины моллюска, подметив однажды ее идеальные формы. Божественная пропорция в архитектуре выражена с помощью сопоставления различных элементов здания и приведения их к одному целому, гармоничному для восприятия.

Действительно, обычно притягивает взгляд либо совершенство, либо уродство. И то и другое имеет одни корни. Совершенство – созданный по системе золотой пропорции идеал, и неважно, искусственный или природный источник использовался в его создании. Уродство же, напротив, привлекает полным несоответствием гармонии, что вынуждает подсознательно искать в нем заложенные природой прекрасные пропорции. И, если постараться, их можно найти. Этот феномен будоражит мозг, заставляя искать спокойной геометрии во всем.

Идеальные здания

В мире большое количество зданий, строений, памятников и произведений искусств, которые могут стать символом гармонии, заложенной природой. Идеальные золотые, божественные пропорции в архитектуре примеры сооружений показывают однозначно. Здания настолько гармоничны, что не возникает ни малейшего чувства дискомфорта при взгляде на них. Приведем несколько примеров.

Невероятной красоты Успенский собор Киево-Печерской лавры построен по принципу божественной пропорции. Стиль барокко гармонично сочетается с белоснежными стенами и золотыми куполами собора.

Еще пример - Петровский путевой дворец, созданный по проекту архитектора Матвея Казакова. Величественное сооружение было построено по приказу Екатерины II. Внутренний двор, два крыла и само здание подчиняется божественной пропорции.

Тадж-Махал... Дворец, единственный в своем роде памятник великой любви. Император Великих Моголов Шах Джахан подарил его своей покойной жене. Легенда о Тадж-Махале по-восточному красива и печальна.

Монументальные здания, с богатым художественным оформлением, занимающие не одну сотню метров, казалось бы, должны подавлять своими размерами и мощью. Тем не менее они радуют глаз, заставляют восхищаться и возвращаться к ним снова и снова.

Искусство и архитектура

Архитектура, искусство - все, что создается человеком и для человека стремится к идеалу. Многие зодчие, художники, музыканты стараются найти золотую середину, те самые божественные пропорции, чтобы созданное ими произведение превратилось в шедевр. Пропорция в архитектуре и искусстве играет важную, если не первую роль. Любая композиция должна быть гармонична и устойчива. Золотая пропорция в архитектуре, как и в музыке, призвана дарить людям наслаждение, испытываемое от соприкосновения с прекрасным.

Пропорции востока

Восток – мир, созданный по законам природы. Все, что относится к созданным произведениям искусства, четко придерживаются определенных правил, не отступая ни на шаг. Геометрия – конек восточного искусства. Знаменитый Тадж-Махал – индийский дворец из белого мрамора – имеет совершенные пропорции.

Убранство богатых домов, дворцов стран Востока также подчинено божественной пропорции. Арки, имеющие тройной поднимающийся свод, расположение окон, дверей и фасады главного дворцового входа – наглядно демонстрируют мастерство зодчих и художников. Сознательное или подсознательное использование пропорции в архитектуре и искусстве восточными мастерами, создало неповторимый восточный стиль, который отличается своей самобытностью и стремлением к природной гармонии.

Стили в архитектуре и интерьере

Использование пропорции в архитектуре и искусстве разных времен и народов привело к тому, что каждая последующая эпоха, беря основные элементы одного стиля, рождала свое неповторимое направление в искусстве. Золотое сечение наблюдается во всех достойных сооружениях своего времени, несмотря на то, что внешний вид элементов сильно разнится.

Греция

Страна, которая обладает богатым наследием архитектурных памятников, может дать много ответов на вопросы о золотом сечении. Пропорции в архитектуре Греции стремятся к идеальным. Одним из ярких примеров является храм Афины – Парфенон. Сооружение практически не имеет прямых линий, и соответствует золотому сечению, а пропорции скалы у его подножия также относятся к божественным.

Скульптуры и бюсты, созданные древнегреческими мастерами, имеют совершенные пропорции. Греческое искусство дает возможность понять, что человек, как творение божье, является идеально пропорциональной фигурой.

Викторианская эпоха

Английский Викторианский стиль опирается на учение о золотой пропорции. Стремление к уравновешенности и симметрии, использование четких линий в соотношениях тяжеловесности цвета и легкости форм предметов. Пропорции архитектуры в Средние века заимствуются для возведения сооружений и зданий в более позднее время. Фасады зданий, имеющие божественную пропорцию, стали распространены и в Викторианскую эпоху с ее стремлением к гармонии и статичности.

Неоготика XIX века

Этот стиль продолжает древние готические направления и предшествует Викторианской эпохе. Пропорции в архитектуре Неоготики 19 века подарили и своим последователям мрачные сводчатые, уходящие ввысь здания, которые повторяют такие же заостренные проемы окон и дверей. Расположение башен, порталов и сводов подвержено четкому сухому ритму числа 1,68...

Неоготика, соблюдая традиции готической архитектуры, все же становится менее темной. В ней, соблюдая божественные пропорции, соединяются разные стили и направления архитектуры, при этом сохраняя общую тематическую направленность. Сочетания круглых окон с уходящими вверх стрельчатыми сводами и башнями также подвержены золотому сечению, что составляет гармоничное восприятие всего сооружения в целом.

Золотая пропорция и религия

Большинство храмов, церквей, других религиозных строений имеют в основе своей золотое сечение. Божественные пропорции в архитектуре этих зданий можно объяснить и с теософской точки зрения. Монах Лука Пачоли в 1509 году усмотрел в геометрии гармонию, которую объяснил так: если целый отрезок будет принят как Святой дух, то отрезок поменьше – это Отец, а самый маленький – это Сын. Таким образом, в очередной раз подчеркивается влияния природной гармонии на восприятие мира человеком.

Наше время — пентаграмма

Пентаграмма является одним из вариантов нахождения золотых отрезков божественной пропорции. Способ построения был известен уже в XVI веке благодаря Альбрехту Дюреру. Немецкий живописец обладал математическим складом ума, его графика выражается в четких линиях, собранных в композиции по всем правилам геометрии.

Пентагон

Золотая пропорция в архитектуре Пентагона проявляется в виде пентаграммы, которая составлена в правильный пятиугольник. Каждый луч пятиконечной звезды идеально четко вписывается в формулу золотого сечения. Внутри здания все так же подчинено этим пропорциям. Это одно из немногих сооружений, построенных в наше время, где четко прослеживается применение божественной пропорции.

Визуальная гармония

Интересно восприятие форм и пропорций архитектуры, примеры которых представлены ниже. Монументальные сооружения не давят своей массой, они воспринимаются легко, благодаря идеальным соотношениям сторон постройки.

Пирамида Гиза – одно из величайших творений человека, обладающее своими тайнами и загадками. Пирамида построена с применением знаний теории золотого сечения. Сейчас все больше ведется споров, а действительно ли пирамиды Египта возведены по принципам божественных пропорций.

Собор Рождества Девы Марии — беломраморный кафедральный собор в Милане, воспроизводящий готический стиль архитектуры. Как раз тот его момент, когда этот стиль постепенно стала приобретать черты, свойственные более позднему периоду неоготики.

Храм Спаса на Крови – здание, своей гармонией и утонченностью располагает к спокойному созерцанию. Сооружение относится к неорусскому стилю. Золотая пропорция соблюдена здесь идеально.

Такие, казалось бы, разные по архитектуре сооружения, обладающие только им присущей геометрией и линиями, все же имеют одну общую черту. Божественные пропорцию дали возможность внести эти произведения искусств в разряд мировых шедевров зодчества.

Использование золотого сечения

Правило золотого сечения используются повсеместно. Когда человек постоянно передвигает мебель в доме, пытаясь найти то самое расположение, которое бы радовало глаз, он делает это подсознательно. Заложенная природой гармония пытается найти свое место в окружающем пространстве. Человек будет двигать, и переставлять мебель до тех пор, пока не придет к тому самому волшебному соотношению, к числу Фибоначчи, к золотым пропорциям.

Идеальное соотношение используется в архитектуре, в предметах быта, одежде, посуде. Например, столовый сервиз на 6 или 12 персон также можно рассматривать с точки зрения золотой пропорции. В ювелирных изделиях высокого качества, особенно в старинных украшениях ручной работы, четко прослеживается правильное соотношение.

В архитектурных памятниках законы золотых пропорций явственно просматриваются как в фасадах зданий, так и в окружающем ландшафте. Сады и парки Версаля, Петродворца, королевского Дворца в Марокко или Японии, — все построены в соответствии с законами золотого сечения. Великолепные композиции, продуманное расположение дорожек и архитектурных объектов призваны доставлять эстетическое удовольствие и радовать глаз своей гармонией.

Золотая пропорция в архитектуре и магия

Многие ученые, историки, мистики и психологи пытаются разгадать загадку золотого сечения. Пирамиды и храмы, которые построены по божественным принципам, способны исцелять человека, восстанавливать его силы, придавать энергию. В доме, где по законам золотого сечения создан интерьер, человек чувствует себя спокойно, способен хорошо отдохнуть, и не испытывает стрессов. Исследования этих фактов позволили отнести феномен золотого сечения к магическим, то есть, к той области, в которой действуют те или иные законы напрямую между материальным и духовным началами.

Многие замечали, что когда перед глазами встает мрачный замок, устремленный ввысь острыми колоннами, возникает чувство чего-то мистического, того, что невозможно преодолеть, не обладая определенными знаниями. Секрет в том, что только те здания, которые обладают одним из двух качеств божественной пропорции, могут вызвать такое чувство. Первое качество — это пропорции совершенства, второе — здания, заставляющие подсознательно искать идеальные соотношения.

Эту особенность часто использовали в своих целях служители древних культов и орденов, выбирая для своих резиденций дворцы и храмы, способные вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции. Таким образом, они могли подчинять себе людей, не обладающих тайными знаниями законов геометрии, психологии и гармонии. Даже сейчас, когда большинство секретов прошлого стало доступно, многим людям непонятны причины возникающих эмоций, когда они находятся рядом с религиозными храмами или старинными зданиями.

Заключение

Отталкиваясь от всего сказанного, можно понять, как создать гармонию вокруг себя, как найти тот самый недостижимый идеал в зрительном восприятии. Если взять за основу пропорции человека, то можно создать идеальный дом для него, где все – площадь, интерьер, мебель, двери и окна – подчиняется сухим числам и золотой пропорции. В таком доме человек должен быть просто счастлив. Если следовать законам божественных пропорций, можно все в этой жизни подобрать для себя, сделать свое, индивидуальное пространство и находиться в гармонии с собой и с природой постоянно.

Комментарии
1
очень интересная и познавательная статья. много нового узнала. это мой первоисточник информации о золотом сечении /даже проект на его основе пишу/. Спасибо большое)