Сады и парки Версаля

Удивительно, но несколько веков назад потрясающий королевский дворец, о величии которого слагаются настоящие легенды, был всего лишь маленькой деревушкой вблизи Парижа. Разросшееся поместье, простиравшееся на восемь тысяч гектаров, стало домом для правителей Франции и местом, где плелись политические интриги. Сейчас ни один турист, мечтающий поближе познакомиться с Парижем, не обойдет своим вниманием одну из самых популярных туристических достопримечательностей.

История строительства

Говорят, что история возведения дворца, в котором все дышало роскошью, началась после того, как до Людовика XIV дошла слава о масштабном и величественном замке министра финансов страны. Когда «король-солнце» увидел собственными глазами пышность убранства, то понял, что резиденция его подданного гораздо прекрасней, чем его собственная. Конечно, правитель Франции этого не смог стерпеть и задумался о дворце, который бы затмил своим богатством все остальные.

После недавнего восстания проживание в Лувре было небезопасным, поэтому для строительства король выбрал находящийся за городом Версаль. Дворец и парк, ставшие национальным достоянием французов, появились не сразу.

Масштабные работы и огромные затраты

Для начала была осушена вся территория, занимаемая болотами, потом ее засыпали землей и камнями. После тщательного выравнивания почв к небольшому охотничьему домику завезли леса для будущего возведения королевской резиденции.

1661 год ознаменован началом строительства. Известно о тридцати тысячах исполнителях, занятых работами, к которым присоединялись матросы и солдаты по приказу Людовика XIV. Во время возведения дворца была очень жесткая экономия на материалах, продаваемых рабочим правителя Франции по самым низким ценам, но общий итог потраченных средств превышал 25 миллионов лир, что по современным меркам составляет более 250 миллиардов евро.

Дворец-город

Официальное открытие Версальского дворца состоялось через 21 год, но строительство при этом не останавливалось. Архитектурный шедевр постоянно разрастался новыми строениями до тех пор, пока в 1789 году не началась французская революция. Небольшая деревушка превратилась в настоящий город, в котором проживала не только королевская семья с придворными, но и вся прислуга и охрана.

Версаль: сады и парки

Резиденция включала в себя огромный садово-парковый ансамбль, закладка которого выверялась с математической точностью и подчинялась симметрии, поэтому все ландшафтные элементы имеют строгие геометрические формы. Идеально круглые фонтанные комплексы, выполненные в виде узоров красочные цветники и абсолютно ровные аллеи следовали идее четкой планировки.

Громадные парки Версаля спроектировал придерживавшийся классического стиля известный ландшафтный архитектор Ленотр. Не зря их считали самым совершенным творением той эпохи. Пышная зеленая изгородь создавала настоящие лабиринты и коридоры, в которых прятались мраморные скульптуры античных богов. Такое гармоничное сочетание архитектуры и растительности вызывало чувство восхищения. Считается, что тем самым была положена мода на идеально ровные парки Версаля в классическом французском стиле, как будто расчерченные строго по линейке с подчеркнутым разбиением на зеркальную симметрию.

Единый дворцово-парковый ансамбль

Особую атмосферу торжественности придают малые архитектурные элементы, расположенные в парке – мостики, пандусы и лестницы. А буйная растительность необычно смотрится сквозь прозрачные струи работающих фонтанов. По всей территории помпезного парка протекали искусственно созданные километровые каналы. Красочные газоны были украшены геометрическими рисунками, выложенными из цветов.

Ленотр объединил дворец и садово-парковый комплекс в единый ансамбль, что стало важной особенностью Версаля. Архитектор учел особенности барочных садов Голландии и использовал трехлучевую композицию, состоявшую из прямых аллей, расходившихся в разные стороны. На их пересечении находились живописнейшие пейзажи, и казалось, будто они простираются на несколько километров. Именно этим архитектурным решением славится парк Версаля.

Версаль, ставший настоящим памятником эпохи правления «короля-солнце», являлся грандиозным ансамблем, где природа покорялась архитектурным линиям дворца – доминанты паркового комплекса. А вся композиция королевской резиденции подчинялась одной-единственной идее восхваления самого могущественного из всех королей государства.

Открытая планировка

Отлично обозреваемый со всех сторон парк Версаля во Франции с открытой планировкой отобразил задумку Ленотра, мечтавшего показать отсутствие замкнутого пространства. Он использовал эффект обратной перспективы, позволяющий при удалении от сердца парка видеть нарастание некоторых элементов с укрупнением их рисунка. Талантливый француз тонко продумал последовательность визуального восприятия общей композиции ансамбля.

Прекрасный парк Версаль (Франция), за состоянием которого следили около тысячи работников, был отлично виден из любого окна королевской резиденции. В представлении ландшафтного архитектора зеленая зона должна была выглядеть как настоящий город с проложенными улочками, триумфальными арками, колоннами и галереями.

Собственная флотилия

Нельзя не восхититься видом, открывающимся на Большой канал, площадь которого превышает 20 гектаров. Созданный по проекту Ленотра, он символизирует морское превосходство флотилии Франции. Во время красочных праздников, так любимых Людовиком, разноцветные огни фейерверков освещали темный канал.

Во времена правления «короля-солнце» была создана специальная флотилия, состоящая из копий военных кораблей, яхт и баркасов, неизменно восхищавшая современников. Зная особую любовь Людовика, венецианские дожи подарили ему гондолу, ставшую настоящим украшением коллекции. Прибывавшие на переговоры дипломаты издалека видели мачты на кораблях, курсирующих по водной глади канала, которая зимой застывала, превращаясь в каток.

Вид с открытых террас Версаля удивлял всех особым визуальным эффектом, которым так любил пользоваться Ленотр: создавалось обманчивое впечатление, что канал находится совсем рядом со стоявшими, хотя это было не так.

Фонтаны парка

Королевский парк в Версале гордится великолепными фонтанами, действующими и в наши дни, а их постоянная работа считалась настоящим техническим прорывом той эпохи. Они были соединены в единую гидравлическую систему, которая с развитием прогресса совершенствовалась и давала возможность качать воду из самых дальних источников страны.

Фонтаны представляли собой целые скульптурные комплексы, состоящие из нескольких платформ. А отлитая фигура Аполлона, возникающая из воды и обращенная лицом к Версалю, считалась центральным образом. Сопоставление лучезарного бога, олицетворявшего Солнце, с могущественным монархом подчеркивало блеск королевского дворца. Кроме того, Людовик покровительствовал искусству точно так же, как Аполлон опекал муз.

Превосходство дворца над парком

Но Ленотр не забывал, что версальский дворец должен доминировать, показывая свое явное превосходство над парковым комплексом, который французы считают самым обворожительным на всем земном шаре.

Идеально вписан в архитектуру резиденции короля уникальный парк Версаля. Версаль со строгими пропорциями и линиями не кажется однообразным, а наоборот, производит невероятное впечатление буйством красок и особым великолепием. С определенных точек гости комплекса наблюдают линейную перспективу организованного с математической точностью пространства.

Наследие ЮНЕСКО

Всемирное наследие ЮНЕСКО с 1979 года переносит всех посетителей в эпоху тщеславного короля, словно машина времени. Роскошные сады и парки Версаля служили огромной театральной сценой для обитателей дворца. Здесь устраивались грандиозные праздники, массовые гуляния, таинственные маскарады, что неудивительно, ведь Людовик обожал театр и ему покровительствовал.

Сюда приезжали труппы, ставившие в стенах дворца пьесы Мольера и Расина, а наследники короля собрали актеров для собственного театра, в котором участвовали знатные особы.

Перемены в облике парка

После того как к власти пришел Людовик XVI, многое поменялось в облике зеленого парка. Кустарники и деревья безжалостно выкорчевывали, чтобы превратить французский парк в подобие английского под влиянием новых веяний в политике. Однако вскоре от новой эстетики, которая не прижилась, отказались, и вновь были высажены сады в классическом стиле.

Известно о пяти существенных пересадках растений сада. После разрушительных ураганов пострадали тысячи деревьев, и это был весьма ощутимый урон, который понесли парки Версаля.

Несостоявшееся восстановление

С 1837 года является музеем истории Франции бывшая резиденция королей Версаль. Парк, фото которого передают фантастической красоты зеленое буйство и четкие линии, по проекту масштабной реставрации правительства страны должен был подвергнуться восстановлению.

Однако современные реалии внесли существенные коррективы в этот план, и пока все работы отложены. Современники ограничились лишь поддержанием жизнедеятельности Версаля.

Комментарии