Оцифровка 8 мм кинопленки: способы, устройства, рекомендации
У многих людей старшего поколения или их наследников сохранились катушки с кинолентами семейных архивов на пленке формата 8 мм, на которых записано домашнее кино. Чтобы не потерять эту ценность, они стараются оцифровать их, сохранив память о прошлом.
Для этого необходимо произвести качественную оцифровку 8 мм кинопленки, которая позволит минимизировать потерю качества кадров. Как это сделать? Как оцифровать кинопленку в домашних условиях? Для этого существует несколько способов, описанных далее. Они отличаются сложностью исполнения и качеством выходного изображения.
Какое существует устройство для оцифровки кинопленки 8 мм? Об этом также подробно будет рассказано в статье.
Техническая база
Чтобы оцифровать кинопленку, можно обратиться в один из видеосалонов, где выполняют подобную работу. Правда, и стоить это будет недешево: это не совсем стандартная услуга, которую приобретают несколько раз за день, к тому же это довольно трудоемкий процесс.
Другой вариант перенести материал с пленки на диск – сделать это самостоятельно. Понадобятся лишь подробный план действий и рабочий аппарат (например, кинопроектор «Русь»).
Выделяют несколько методов оцифровки пленки, среди которых:
- съемка с экрана;
- покадровая пересъемка;
- съемка «объектив-в-объектив».
Далее каждый из методов будет рассмотрен подробнее.
Съемка с экрана
Суть метода съемки видео с экрана состоит в следующем: кинопроектор проецирует изображение на импровизированный экран, а камера, расположенная несколько в стороне, снимает его.
Для реализации метода нужно выполнить следующие условия:
- Съемка должна проходить при абсолютном затемнении с расстояния примерно 2 метров от экрана.
- Проектор должен проецировать изображение с незначительного расстояния на экран.
Камеру можно подключить напрямую к компьютеру, чтобы снятое изображение передавалось в его хранилище. Так получится сохранить исходный формат и не потерять качество.
Чтобы использовать данный метод оцифровки 8 мм кинопленки, не нужно дорабатывать имеющееся оборудование (кинопроектор, в частности) или менять формат выходного видео. И без того получается копия исходного изображения.
Практическая реализация
Пленочные проекторы теперь встречаются достаточно редко, найти их можно в каких-либо архивах или в школах, в которых сохранилась старая материальная база.
Облегчает задачу тот факт, что с полученным проектором ничего не нужно делать, вносить конструкционные изменения. Разве что понадобится заменить пассики (приводные ремни), которые могли потрескаться от времени, и смазать их силиконовой смазкой. Не будет лишним очистить от пыли и смазать сам кинопроектор.
Роль поверхности, на которую проецируется изображение, может выполнять как большой бумажный лист (главное, чтобы он был не глянцевым), так и простыня или специальный экран. Конечно, можно проецировать видео и на белую стену, в таком случае она должна быть максимально ровной, без явных изгибов, трещин и других дефектов.
Объектив проектора и камеру специально располагают на небольшом расстоянии от экрана, чтобы увеличить четкость изображения и не потерять насыщенность цветов. Чем дальше камера от проецируемой поверхности, тем меньше разрешение итогового изображения.
Важным критерием съемки непосредственно с экрана является максимальное совпадение оптических осей камеры и кинопроектора. Чем меньше угол между данным осями, тем меньше будет искажаться картинка, снятая цифровой камерой.
Из-за неидеального совпадения осей могут искажаться цвета изображения. Ближняя к камере часть будет освещена ярче, чем дальняя. Устранить этот недостаток практически невозможно, потому что работа с освещением – очень трудоемкий процесс.
Передача оцифрованного изображения
Чтобы снять проецируемое с проектора изображение, можно взять любую видеокамеру. Камеры планшетов, смартфонов и даже цифровых фотоаппаратов лучше не использовать, чтобы не потерять качество картинки.
Самый лучший вариант – цифровая видеокамера. Она создает файлы в том формате, который сразу можно переносить на компьютер без потери качества.
Можно, конечно, использовать и аналоговые видеокамеры. В таком случае процесс переноса файлов в цифровой формат заметно усложнится, ведь изображение с такой камеры нужно будет оцифровать при помощи телетюнера или с использованием устройства для оцифровки видеокассет.
Более того, съемка аналоговой камерой никогда не получится очень качественной, потому что в изображение всегда будут вноситься помехи. Именно поэтому предпочтительнее использовать сразу цифровую видеокамеру.
Недостатки метода съемки с экрана
Какие выделяют недостатки у данного метода?
Прежде всего, невысокое качество изображения. Несмотря на все ухищрения со светом, оптическими осями и применяемым оборудованием, использование этого метода никогда не позволит получить максимально качественное изображение, на котором не заметны дефекты.
Виды дефектов:
- Мерцание. Так как светочувствительность видеокамеры намного выше, чем у человеческого глаза, на оцифрованном изображении видно мерцание. Камера успевает снять момент смены кадров, который не виден глазам людей из-за наличия специального прибора в кинопроекторе, который называется обтюратором.
- Настройка экспозиции. Цифровые камеры автоматически настраивают данный параметр. Многие делают это за доли секунды. При стандартной съемке этот факт только улучшает итоговое изображение. При пересъемке изображения с кинопроектора это лишь мешает, потому что камера при настройке анализирует не только само изображение, но и черный экран, появляющийся при смене кадров пленки. Из-за этого возникают колебания яркости в оцифрованном изображении.
Наличие этих дефектов побудило специалистов по оцифровке 8 мм кинопленки изобрести новый, более эффективный метод.
Покадровая пересъемка
Добиться идеальной плавности и качества изображения можно, если каждый кадр снимать отдельно по формуле «1 видеокадр = 1 кинокадр». В этом и состоит суть метода покадровой оцифровки.
Правда, его техническая реализация сложнее, чем у предыдущего способа оцифровки пленки, потому что требуется решить следующие проблемы:
- Сложность захвата кадра в момент остановки пленки.
- Перегрев пленки при длительной остановке или медленном движении полотна.
Чтобы устранить первую проблему, придется конструктивно улучшить кинопроектор. Для этого на вал проектора (вращающаяся часть) устанавливается небольшой датчик, который играет роль переключателя. Он подает сигнал на компьютер для захвата кадра в нужный момент. Это позволяет синхронизировать момент захвата.
Проблема может возникнуть при настройке датчика. Чтобы его работа была корректной, нужно снять с кинопроектора обтюратор. Благодаря этому время захвата кадра можно увеличить почти в 3 раза.
Перегрев пленки
Чтобы добиться максимального качества съемки покадровым методом, нужно достичь минимальной скорости движения пленки: от 10 кадров в секунду и меньше. Чем медленнее двигается полотно, тем больше оно нагревается. От этого значительно портится пленка. Велик риск ее порвать.
На самом деле в проекторах предусмотрена защита от перегрева. Для этого в них установлен тепловой фильтр, который перекрывает проекцию изображения (свет лампы), если скорость падает до 5 кадров в секунду и ниже.
Проблема в том, что примерно на этой скорости и требуется вести съемку при покадровом методе. Поэтому тепловой фильтр необходимо снять. Правда, вопрос защиты пленки никто не отменял. От перегрева ее можно спасти следующими способами:
- самостоятельно контролировать скорость и отключать лампу при незапланированной остановке;
- установить дополнительное охлаждение, например, в виде вентилятора;
- заменить лампу накаливания на светодиодную, которая излучает тот же по мощности свет, но имеет гораздо меньшие тепловые потери.
В качестве вентилятора можно взять устройство охлаждения из системного блока компьютера. Его будет достаточно для управления проектором в ручном режиме.
Принцип работы датчика переключения
Датчик переключения представляет собой устройство, передающее сигнал на компьютер для захвата кадра и на вал для его вращения. Его можно взять из компьютерной мыши.
Принцип работы датчика следующий:
- Датчик передает сигнал на компьютер.
- Компьютер захватывает кадр.
- Как только кадр захвачен, вал меняет свое положение.
- Меняется кадр и датчик снова подает сигнал на компьютер.
Программы для захвата кадров на компьютере находятся в свободном доступе. Примерами такого софта являются Bandicam или Fraps. Правда, для корректной работы захвата понадобится вывести контакты сигнала датчика на компьютерную мышь.
Удаление обтюратора
От обтюратора можно избавиться двумя способами:
- аккуратно выкрутить его из проектора;
- срезать лопасти, перекрывающие свет от лампы.
Последний способ намного проще. Для его реализации понадобятся только ножницы по металлу. Правда, после удаления лопастей использовать проектор в нормальном режиме, то есть без мерцания кадров, уже не получится.
Как только необходимые доработки кинопроектора будут выполнены, можно переходить к захвату изображения с пленки и его оцифровке.
Метод оцифровки «объектив-в-объектив»
Суть метода заключается в том, чтобы установить камеру вплотную к объективу проектора и снимать изображение таким образом. Для его реализации понадобятся минимальные конструктивные изменения в проекторе, а именно потребуется сменить лампу на менее мощную.
Последнее производится из соображений уменьшения светового потока: чем выше показатель светового потока, тем качественнее получается проекция на более далеком расстоянии, но в данном методе расстояние от объектива проектора до проецируемой области (объектива камеры) минимальное.
Установка камеры и кинопроектора
Проектор и видеокамеру нужно установить на одну жесткую конструкцию, которая даст возможность менять положение проектора и камеры в пространстве (это требуется для того, чтобы совместить оптические оси).
Используемый объектив
Объектив, который применяется при таком методе оцифровки пленки, должен быть короткофокусным, ведь расстояние, на котором ему нужно фокусироваться, очень маленькое. Подойдет объектив от любой телескопической системы или даже объектив для макросъемки.
Оцифровка черно-белой пленки
Если производится оцифровка черно-белой пленки, то между объективами камеры и проектора нужно поставить световой фильтр, чтобы исключить появление виньетки. Лучше установить интерференционный фильтр, но подойдет и стандартный красный.
Особенности метода
При использовании метода оцифровки «объектив-в-объектив»:
- съемка ведется почти с обычной скоростью и перегрев не страшен;
- скорость проецирования будет снижена до 5 кадров в секунду, только если проектор хорошо прогрет; если проектор находится в холодном состоянии, скорость снижаться не будет;
- непрогретый проектор не начнет работу на маленькой скорости; лучше установить этот параметр сразу на среднее значение, а затем постепенно опускать.
Определить на слух момент повышения скорости проектора сложно. Чтобы это сделать, можно записать звук и сравнить аудиодорожку с той, которая записана при нормальном режиме работы кинопроектора.
Заключение
Конечно, существует множество методов оцифровки видеопленки, но те, что описаны в данной статье, применяются чаще всего, поэтому стоит тезисно выделить достоинства и недостатки каждого из способов.
Достоинства способа съемки с экрана:
- простота съемки;
- отсутствие необходимости конструктивно менять проектор.
Недостатки этого метода:
- низкое качество изображения по сравнению с другими способами оцифровки 8 мм кинопленки.
Достоинства метода покадровой пересъемки:
- высокое качество изображения.
Недостатки:
- возможность перегрева пленки;
- необходимость серьезно модернизировать кинопроектор.
Достоинства метода съемки «объектив-в-объектив»:
- высокое качество изображения;
- низкая вероятность перегрева пленки;
- отсутствие необходимости внесения серьезных изменений в конструкцию проектора.
Существенных недостатков у метода «объектив-в-объектив» нет, поэтому он является наиболее оптимальным для того, чтобы оцифровать кинопленку.
Таким образом, оцифровку пленки совсем не сложно произвести дома своими силами. Главное – следовать советам, которые описаны выше. Хотя, если есть риск испортить видеопленку, дело лучше доверить профессионалам, которые знают, как работать с таким материалом.
Стоит ожидать, что за такую работу потребуют немалую сумму. Например, в Москве минута материала в HD-разрешении может стоить около ₽350, поэтому в некоторых случаях проще, дешевле и быстрее оцифровать пленку самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов из различных видеосалонов.
К тому же это довольно интересный процесс.