Феномен социальной ингибиции, исследования
Эффект социальной ингибиции состоит в снижении эффективности действий, производимых индивидом при присутствующих посторонних наблюдателях. Такие посторонние зрители могут быть как существующими на самом деле, так и воображаемыми. Эффект имеет сильную связь с феноменом фасилитации, механизм которого прямо противоположен ингибиции социальной.
Истоки феномена
Первым исследователем сферы воздействия зрителей на поведенческие особенности и психику был психолог из американского института Индианы по имени Норман Триплет. Ученый был фанатом велогонок и заметил то, что участники соревнований показывают лучшее время при состязаниях группами по сравнению с одиночными заездами.
Прежде чем продемонстрировать находку публике, Триплет провел ряд опытов, которые подтвердили выдвинутые им гипотезы. Вскоре исследователь обнаружил, что соперничество помогает освободить скрытую энергию, что недоступно в обычных условиях.
Иные опыты, что проводились исследователями из разных стран, обнаружили, что наличие зрителя помогает испытуемым более эффективно производить самые простейшие действия. При этом ряд дальнейших исследований установил, что наличие наблюдателей далеко не всегда приносит положительный исход работы.
Определенные опыты продемонстрировали, что наличие посторонних зрителей оказывает отрицательный эффект на качество исполнения заданной работы. Тогда исследователи еще не могли создать на основе всего этого одну теорию, которая объясняла бы оба эффекта социальной фасилитации и ингибиции. По этой причине исследования в этой сфере были остановлены надолго.
Новая теория
Следующий, кто заметил наличие проблемы, был Роберт Зайенс - ученый в области социальной психологии. Этот человек предложил совершенно новую гипотезу активации. Теория Зайенса утверждала, что оба эффекта социальной ингибиции и фасилитации проявляют себя за счет общего возбуждения.
Он также обнаружил некоторые нюансы этого процесса. Им было установлено, что примеры социальной ингибиции проявляют себя во время решения не самых простых интеллектуальных задач. Ученый обратил внимание на то, что эффективность выполнения обыкновенных действий только стимулируется наличием зрителя. Во время же выполнения сложных задач с не самыми очевидными исходами возможность допустить ошибку увеличивается.
Доминирующие реакции стимулируются из-за возбуждения в обоих случаях. Роберт Зайенс провел примерно триста исследований вместе со своими ассистентами, а также с десятками тысяч добровольцев и усилил свою теорию данными, полученными на практике.
Основные факторы
Как правило, ученые отмечают три фактора, оказывающих влияние на эффект социальной ингибиции. Во-первых, это страх оценки, то есть наблюдатели способствуют появлению тревожности попросту из-за того, что нам не наплевать на их мнение.
Рассеянное внимание. Когда человек начинает думать о реакции окружающих или же эффективности работы напарников, внимательность, а также правильность исполнения работы снижается, таким образом поддерживается гипотезу страха оценки собственных действий.
Наличие зрителя. Сам факт наличия наблюдателя уже может стать раздражителем и причиной возникновения ингибиции социальной. То, насколько сильной будет реакция, зависит от количества зрителей и степени их значимости для человека, отношения зрителей к нему и степени заполненности аудитории.
Отвлечение внимания
Все более популярной становится альтернативная точка зрения на вопрос - гипотеза об отвлечении внимания/конфликта. Гипотеза гласит, что в процессе любой деятельности, за которой кто-либо наблюдает, внимание индивида разрывается между зрителями и контролем за выполняемой работой.
Такая взаимная деятельность может увеличить возбуждения и повысить либо понизить эффективность работы. Это зависит от того, сталкивался ли уже человек с этой задачей или нет. Помимо этого, сила эффекта может зависеть от ряда факторов.
Теория перегрузки
Иной альтернативой социальной ингибиции является теория перегрузки, которая утверждает, что факторы отвлечения приводят не к повышению возбуждения, а к перегрузке мозговой деятельности. В это время у человека возникает переизбыток информационных данных в области рабочей памяти.
По отношению к сложным заданиям человеческая производительность угасает, потому как внимание его сосредоточено на посторонних вещах, из-за чего теряется концентрация на его основной задаче.
Влияние на науку
Эффект социальной ингибиции не был изучен до конца и все чаще привлекает внимание ученых. Поэтому они с завидной регулярностью продолжают проверять и перепроверять самые разные факторы этого процесса.
Один из последних больших опытов был проведен в 2014 году, во время которого изучались особенности социальной ингибиции и примеры этого состояния у аутистов. На данный момент наверняка можно сказать, что феномен нельзя рассматривать отдельно от случаев его проявления.
Управление коллективом
Эффекты социальной фасилитации и ингибиции являются одними из главных проблем в методике управления группой людей. В работе коллектива большую роль выполняет уровень развития этого самого коллектива. Например, наблюдение за хорошо развитыми социально и психологически группами оказывает на их работу только положительное влияние.
В особенности это затрагивает решение трудных задач, которые имеют разные варианты исхода. Таким образом, создание сильной и развитой группы - главное условие для решения подобных задач.