Просодическая сторона речи - это... Описание, формирование, развитие

Некоторым кажется, что главное — сказать, что думаешь, а как — не важно. Однако это крайне неправильное мнение! Можно привести множество примеров, когда неправильно выбранный тон (такая мелочь!) разговора привел к большим недоразумениям и драмам...

«Prosodia» - в переводе с греческого...

Современные ученые по-разному трактуют значение этого греческого слова.

  1. В филологии, изучающей метрическую сторону речи, это такие ее показатели, как ударные, безударные и разные по долготе звучания слоги (долгие, краткие).
  2. Лингвистика называет просодией систему их произношения.
  3. Другие обозначают этим словом учение об ударении.

Звучащая речь может быть охарактеризована несколькими показателями — силой и мелодикой произнесения, скоростью - темпом, тембром.

Например, резко отличается по звучанию военная команда от ласкового воркования матери над младенцем.

Итак, просодическая сторона речи — это ее звуковая сторона, сложное сочетание таких ее составляющих как ритм, сила, тембр, мелодика, темп, логическое ударение, дикция, полетность голоса. Эти элементы обеспечивают передачу и понимание эмоций, позволяют различать смысловые нюансы речи.

Слагаемые речевой выразительности

У людей с плохо развитой просодикой нарушается установление социальных контактов, ограничен выбор области трудовой деятельности.

Она, как мозаика, складывается из различных компонентов, основной из которых — интонация. В свою очередь, это также сумма выразительных языковых средств, правильное сочетание которых делает просодическую сторону речи важным способом общения:

  • мелодика — изменение высоты и силы произношения гласных звуков, что, по желанию говорящего, позволяет выразить чувства с их мельчайшими оттенками (нежность, гордость, разочарование, радость и др.);
  • ритм — результат тонирования голоса по высоте и чередования ударных и безударных слогов, а также отличающихся долготой;
  • темп — определяется по количеству произнесенных звуков, слогов, слов, например, за секунду;
  • логическое, фразовое ударение — увеличение напряжения или высоты голоса, с выделением слов, фраз паузами для придания высказыванию особого смысла;
  • тембр речи — ее индивидуальная звуковая окраска;
  • паузы — завершают высказывание отдельных предложений, мыслей; психологические паузы — способ воздействия на эмоции собеседника, аудитории;
  • сила голоса — изменение громкости произношения отдельных слов, фраз. Зависит от степени напряжения голосовых связок и давления выдыхаемого воздуха;
  • дикция — результат энергичной работы речевого аппарата: хорошая дикция — это четкое, чистое произношение.

При умелом использовании этих интонационных средств мысли говорящим выражаются точнее, разнообразнее, а также все оттенки его чувств и переживаний.

Закономерности развития

Интересный научный факт: по сравнению со словесной, звуковая сторона речи начинает развиваться у малышей еще в самом раннем возрасте и без затруднений. Первый крик при рождении уже выражает психическое состояние нового человека. Причем у младенцев он акустически неодинаков, обертонально индивидуален.

В 2-3 месяца появляются новые интонации, голосовые модуляции.

Гуление и спонтанное гуканье в 3-4 месяца призваны привлекать внимание окружающих, ребенок постепенно усваивает интонации взрослых.

В 4-6 месяцев формируется лепет, то есть гуление распадается на локализованные слоги, характерные для родной речи, что свидетельствует о начале формирования слогообразования. Ребенок вначале многократно повторяет одинаковые слоги, а потом комбинирует разные, изменяя громкость, высоту голоса. К концу этого периода интенсивно осваиваются интонации, ритм, звуки, которые к 8 месяцам становятся похожими на фонемы языка, появляются их сочетания - предвестники первых слов. Они появляются примерно в 12 месяцев. В общении со взрослыми благодаря подражанию ребенок начинает осознанно использовать такие просодические элементы, как мелодика, сила голоса, варьирует интонации.

Ускорение темпа и совершенствование ритмической стороны речи происходят по мере того, как отрабатывается произношение звуков и слогов и их сочетаний. В речи двухлетнего малыша имеются простые фразы, ударения, но для нее характерны прерывистость, повторы. Он еще не владеет речевым дыханием и не умеет регулировать темп произношения.

Мелодика и фраза усложняются на 5 году жизни, улучшается выразительность, совершенствуется умение различать звуки, что необходимо для узнавания похожих слов. Часто ошибается в ударениях.

К концу 6 года ребенок говорит быстро, но нечетко, тихо. У него недостаточная подвижность губ, языка, нижней челюсти, дыхание в процессе речи сбивается, от чего страдает звукопроизношение.

Постепенно, с накапливанием речевых навыков, речь дошкольника становится правильнее, содержательнее, интонационно выразительнее.

Условия формирования

Важнейшие условия правильного развития просодической стороны речи это, во-первых, нормальное функционирование центральной нервной системы, во-вторых, нормальный слух, во-третьих, правильный образец произношения взрослых.

В отсутствии или снижении физического слуха часто кроются причины серьезных речевых нарушений у ребенка, в том числе и ее выразительности, так как он не имеет слухового образца для подражания речевым действиям.

Дефекты фонематического слуха, благодаря которому ребенок имеет возможность различать звуки и слоги, выражаются в их неправильном восприятии и произношении, непонимании похожих слов. Поэтому при поступлении в школу он с трудом осваивает чтение и письмо.

Формирование просодической стороны речи протекает тем более успешно, чем более правильные ее образцы малыш получает от взрослых уже с первых дней жизни. Все ее недостатки - крикливая, невнятная, интонационно бедная, слишком быстрая или слишком медленная — обязательно будут копироваться и в дальнейшем станут недостатками его собственной манеры говорить.

Виды нарушений

Нарушения просодической стороны речи характерны для людей разных возрастов:

  1. Недостатки темпоритмического ее оформления - чрезмерно высокая или недостаточная скорость, нечеткость, нарушение звуковой и слоговой структуры слов, спазмы.
  2. Нарушения голосообразования - искажения тембра, высоты, недостаточная сила.
  3. Звукопроизношения - смешение звуков, их отсутствие или искажение, замена.
  4. Нарушения интонационной выразительности - речь невыразительна, монотонна, ребенок не различает интонации.

Очень часто при хорошем понимании обращенной к нему речи ребенок не может самостоятельно высказаться или повторить за взрослым фразу с заданными особенностями.

Нарушения звукового оформления речи как результат заболеваний

Травмирование мозга и инфекции до рождения или в постнатальный период могут отрицательно повлиять на речь в целом и ее просодику в частности. Например:

  • дизартрия характеризуется недостаточностью иннервирования органов речи;
  • алалия — при хороших интеллектуальных задатках и нормальном слухе речь дефектная или вовсе отсутствует;
  • заикание;
  • дисфония — недостатки дикции, высоты, силы голоса при дефектах голосового аппарата;
  • брадилалия — монотонность, невыразительность речи, ее недостаточный темп при нечеткой артикуляции;
  • тахилалия — чрезмерно быстрый темп, неправильный ритм речи, искажения, отсутствие слогов, звуков;
  • дислалия — нарушения произношения одного или нескольких звуков, отклонений в психофизическом развитии не наблюдается;
  • ринолалия — гнусавость и искажение звукопроизношения.

Просодическая сторона речи — это объект пристального внимания и заботы взрослых. Внешние проявления ее недостатков могут быть следствием скрытых серьезных и далеко идущих нарушений развития нервной системы ребенка.

Выявление дефектов и их причин

При малейшем подозрении на наличие у ребенка неблагополучного хода формирования речи не следует надеяться на то, что он «перерастет, поумнеет и научится говорить». Нарушения просодической стороны речи — это обязательный повод обратиться к следующим специалистам за консультациями:

  1. Проверить остроту слуха у отоларинголога.
  2. Невропатолог поможет убедиться в отсутствии или наличии повреждений речевых центров мозга и других его отделов.
  3. Уровень умственного развития проверят детский психиатр, психолог или дефектолог.
  4. Учитель-логопед проведет диагностику на выявление речевых дефектов с учетом возраста ребенка, в том числе и состояние просодической стороны речи.

В беседе с матерью специалисты узнают, не было ли каких-то отклонений в вынашивании ребенка, травмирующих ситуаций во время и после родов, наследственных причин выявленных нарушений, здоровый ли образ жизни поддерживается в семье (употребление алкоголя, химических веществ, табакокурение, сбалансированное питание, психологический климат). Обобщив результаты обследования, специалисты предложат наиболее рациональный ход общего и речевого развития и воспитания ребенка.

Внимание: у ребенка дизартрия

Причин, следствием которых являются нарушения иннервации речевых органов, очень много. Они могут затронуть различные участки мозга, иметь разную выраженность. Легкая степень — стертая дизартрия — может обнаружиться во время логопедической проверки, а при тяжелой (анартрия) паралич речевых мышц полностью лишает больного возможности говорить.

Все или почти все компоненты просодической стороны речи при дизартрии нарушены. Внешние ее признаки, на которые родителям и воспитателям следует обратить внимание: ребенок с трудом глотает и жует, неточно выполняет мелкие движения и плохо артикулирует звуки.

Дети со значительной степенью этого заболевания направляются в специализированные школы. С учетом их возраста, формы дизартрии им назначается медикаментозное лечение, занятия с психологом, логопедом.

Приемы коррекции недостатков выразительности речи

В работе с детьми-логопатами специалисты используют как готовые пособия, так и собственные разработки занятий, игр, упражнений. Учитывая, что особенности просодической стороны речи таковы, что требуют постоянного контроля и упражнений, малышам предлагают домашние задания для развития и закрепления полученных на занятиях в детском саду знаний и речевых навыков. На индивидуальных и групповых консультациях для родителей специалисты рассказывают, как проводить специальные упражнения дома. Например: распевание гласных под музыку, меняющуюся по громкости и тону; раскладывание и называние картинок, игрушек с заданным звуком; чтение заученных стихов, скороговорок громко и тихо, радостно и сердито, медленно и быстро.

Дети очень любят театрализованные игры, поэтому привлечение их к исполнению посильных ролей — один из распространенных приемов развития просодической стороны речи.

Это обязательно сопровождается примером интонирования речи героя и ее воспроизведением, анализом допущенных ошибок, неоднократным исполнением, соотнесением скорости и ритма речи с движениями, тональностью, чувствами При этом взрослый показывает, как надо пользоваться жестами, мимикой, телодвижениями для усиления эмоционального эффекта.

Подведем итоги...

Если обследование просодической стороны речи выявило у ребенка ее нарушения, то специалист, логопед, даст конкретные советы родителям по их коррекции. Основная цель — организация такой работы, результатом которой будет формирование сознательного отношения самого ребенка к акту говорения, умения анализировать, сравнивать, подражать правильным образцам. Он должен преодолеть чувство стыда, научиться общаться с окружающими без страха.

В большинстве случае развитие просодической стороны речи — это вполне решаемая задача, хотя и не сиюминутная. При тяжелых формах ее нарушения следует уделить особое внимание социализации ребенка, учить его пользоваться неречевыми средствами общения.

Комментарии