Рационал и иррационал: определение и характеристика

Вся соционика построены на дихотомиях, взятых из монографии Карла Густава Юнга "Психологические типы". Основные дихотомии - интроверсия и экстраверсия, интуиция и сенсорика, логика и этика. Однако помимо них существует еще одна, менее известная дихотомия - рациональность и иррациональность. О ней вы и прочтете в этой статье.

Соционические функции (аспекты)

В соционике, наследующей типологию Юнга, существует четыре основные функции, составляющие дихотомии:

  • логика;
  • этика;
  • сенсорика;
  • интуиция;

Рациональные аспекты

Логика и этика являются функциями, с помощью которых человек принимает те или иные решения. Решения, основанные на логике, апеллируют либо к фактам и причинно-следственным связям (черная, она же деловая логика), либо к абстрактным структурам и системам (белая логика). Решения, основанные на этике, опираются либо на субъективные представления о морали, отношения, добре и зле (белая этика), либо на представления о внешней эстетике, эмоциях, внешних человеческих реакциях (черная этика). Логика и этика называются решающими и, следовательно, рациональными аспектами. Носители психологических типов, базовой функцией которых является одна из форм логики или этики, называются рационалами.

Иррациональные аспекты

Сенсорика и интуиция являются воспринимающими функциями. С их помощью человек воспринимает окружающую реальность, ориентируясь в ней. Поскольку они ориентированы именно на восприятие, а не на принятие решений, их также называют иррациональными аспектами. Сенсорное восприятие подразумевает либо свои и чужие физические ощущения (белая сенсорика), либо ощущение своего и чужого силового потенциала (черная сенсорика). Интуитивное ощущение реальности подразумевает либо восприятие реальности как динамичного процесса, протяженного во времени (белая интуиция), либо как статичного пространства с бесчисленным множеством вариантов и возможностей (черная интуиция). Носители психологических типов, базовой функцией которых является одна из форм сенсорики или интуиции, называются иррационалами.

Что такое "рационал и иррационал": соционика, типология Юнга, популярная психология

Таким образом, базовые интуиты и сенсорики являются иррационалами, в то время как базовые логики и этики являются рационалами. Это влияет на их характер, мышление, поведение, рабочие привычки и манеру принимать решения.

Особенности иррационалов

Итак, рационалы и иррационалы, что бы кто ни говорил, очень разные. Иррационалы склонны во всем прислушиваться к собственным ощущениям. Они ориентируются на окружающую среду. Они как бы прислушиваются к вибрациям бытия, пытаясь сориентироваться в мириадах сенсорных и интуитивных сигналов. Из-за этого их решения часто выглядят спонтанными, необдуманными, принятыми на авось. Рационалы часто упрекают иррационалов за незапланированность и хаотичность их действий. Но на самом деле в этой кажущейся хаотичности есть своя внутренняя логика, основанная на глубоком понимании окружающей реальности, свойственной иррационалам.

Иррациональные интуиты склонны во всем полагаться на свои предчувствия, фантазии и озарения. Весь мир для них - бесконечное тонкое пространство, сотканное из образов, тенденций, динамик и возможностей. Они движутся сквозь это пространство, полагаясь на свою базовую функцию - черную или белую интуицию. Среди этих людей - множество писателей, поэтов, футурологов, шаманов и предсказателей.

Иррациональные сенсорики в буквальном смысле слова "живут" материальным миром, "дышат" материей. Они прекрасно ощущаю как возможности и состояние собственного тела, так и физические свойства окружающих предметов. Благодаря этой своей способности они твердо стоят на ногах и "подтягивают" в этом своих дуалов - в чем-то излишне податливых, безалаберных и оторванных от жизни иррациональных интуитов. Все решения, принимаемые иррациональными сенсориками, основаны на прекрасно осознаваемых свойствах и особенностях материального мира.

Особенности рационалов

Рационалы и иррационалы мыслят совершенно по-разному. Стереотипный рационал представляет собой классического Штольца из известного произведения русской литературы. Это люди, для которых возможность действия и принятия решений гораздо важнее, чем ощущение и восприятие окружающей реальности. Они склонны соблюдать планы и графики, жить по режиму, соблюдать давно прописанные правила. Это своего рода демиурги, пытающиеся переписать законы реальности под себя, свои планы и представления о рациональном (справедливом, эстетичном, логичном) устройстве мира. Среди этих людей больше всего аккуратистов, жаворонков, трудоголиков и блюстителей порядка. Их психика устроена таким образом, что соблюдение конкретной программы действий является для них более простой и удобной формой взаимодействия с миром, чем несколько сумасбродная, но гибкая и легко ко всему адаптирующая активность иррационалов.

На примере рациональных логиков лучше всего видно, как отличить рационала от иррационала. Рациональные логики склонны рисовать графики, создавать системы, придумывать правила и регламенты, которые с их точки зрения, упрощают жизнь (на самом деле они ее действительно упрощают - но только таким же рационалам). Они видят мир с точки зрения упорядоченных логических схем и причинно-следственных связей. Иррационалам их деятельность и мировоззрение могут показаться несколько нелепыми, но логики-рационалы, как правило, отличаются практичным умом и стабильной работоспособностью, а потому могут быстро и легко (и главное - на деле) доказать преимущество своего подхода к жизни.

Рациональные этики (особенно обладающие творческой интуицией) прекрасно видят сущность окружающих их людей, и действуют исходя из стабильных, фиксированных и часто очень субъективных представлений о том, как нужно строить отношения, проявлять эмоции, общаться с людьми и т.д. Это люди, живущие по законам чувств, эмоций, некой невидимой энергии, что сближает людей и заставляет их тянуться друг к другу, сбиваясь в пары, группы, семьи и компании. Чувства, эмоции и отношения, как ни странно, имеют свою внутреннюю логику и свои законы, потому-то этика и является сугубо рациональным аспектом, наравне с аспектом логики. Этики-рационалы бывают педантами и аккуратистами ничем не хуже рациональных логиков, а порой даже и превосходят их в этом. Это люди, живущие по законам чувств - строгим, стабильным и даже по-своему логичным.

Впрочем, они чаще всего задаются вопросом: "Как определить - рационал или иррационал я сам?" Дело в том, что этика (эмоции, чувства, отношения) ошибочно считается иррациональным явлением в силу своей противоположности логике.

Преимущества и недостатки иррационалов

Для того, чтобы понять отличия рационалов и иррационалов, следует кратко перечислить их качества. К очевидным преимуществам иррационального склада психики относятся:

  • гибкость;
  • адаптивность;
  • восприимчивость;
  • предусмотрительность;
  • многозадачность;
  • внутренняя независимость от правил и регламентов.

К недостаткам иррационалов относятся:

  • спонтанность;
  • непоследовательность;
  • нестабильная работоспособность;
  • плохие способности к планированию;
  • в перспективе - непунктуальность.

Преимущества и недостатки рационалов

К бесспорным преимуществам рационалов относятся:

  • умение все планировать;
  • умение жить по графику;
  • последовательность;
  • стабильная работоспособность;
  • собранность.

В то же время недостатки у рационалов тоже есть, и вот некоторые из них:

  • отсутствие гибкости;
  • низкая адаптивность;
  • монотонность деятельности;
  • в перспективе - чрезмерный, раздражающий окружающих педантизм.

Психотипы: рационалы и иррационалы

Пришло время перечислить основные соционические типы. Итак, начнем с иррациональных сенсориков:

  • СЭИ (Дюма);
  • СЛЭ (Жуков);
  • СЭЭ (Наполеон);
  • СЛИ (Габен).

Далее на очереди идут иррациональные интуиты:

  • ИЛЭ (Дон-Кихот);
  • ИЭИ (Есенин);
  • ИЛИ (Бальзак);
  • ИЭЭ (Гексли).

Теперь перейдем к сенсорикам-рационалам:

  • ЭСЭ (Гюго);
  • ЛСИ (Максим Горький);
  • ЭСИ (Драйзер);
  • ЛСЭ (Штирлиц).

И закончим перечень типов рациональными интуитами:

  • ЛИИ (Робеспьер);
  • ЭИЭ (Гамлет);
  • ЛИЭ (Джек Лондон);
  • ЭИИ (Достоевский).

Комментарии