Японское рукоделие: обзор видов, техник

Япония - быстроразвивающаяся страна с сохранением многовековых устоев и традиций. Она загадочная, неповторимая и очень творческая. Здесь множество старинных техник в рукоделии используется и по сей день, а готовые изделия не только привлекательны, но и несут глубокий символический смысл. Некоторые из техник похожи на классические, распространенные по всему миру, какие-то не имеют аналогов, но все же популярны, а некоторые и вовсе остались востребованными лишь в пределах своей родины.

Амигуруми

Данный вид японского рукоделия невозможно спутать с другим, несмотря на то что, по сути, это простое вязание игрушек крючком. Однако, здесь есть несколько основных нюансов:

  • Изделия миниатюрные, обычно размер их составляет от 2 до 8 см.
  • Плотность вязки очень высокая. Для того чтобы добиться такого результата, необходимо выбирать крючок меньшего размера, чем того требуют нитки.
  • Изделие вяжется по спирали простыми столбиками без накидов.
  • Классические амигуруми отличаются диспропорцией - у них большая голова и маленькое тельце. Хотя последнее время они принимают более пропорциональные очертания.
  • Нитки должны использоваться гладкие, с минимальным количеством выступающих ворсинок. В идеале - использовать хлопковые или шелковые нити.

Канзаши

Изначально канзаши называли традиционные длинные заколки для волос, которыми фиксировались прически гейш. Так как кимоно не подразумевает ношение браслетов и колье, то украшать стали именно шпильки, преимущественно, сделанными своими руками из шелка и атласа цветам и бабочками. Со временем внешний вид канзаши стал демонстрировать окружающим не только умения рукодельницы, но и ее социальный статус и материальное положение. Многие японские девушки могли украшать прически множеством заколок, превращая свою голову в клумбу. Сегодня канзаши - разновидность японского рукоделия, представляющая собой технику создания цветов из атласных лент. Основными особенностями таких цветов является то, что все лепестки получены в процессе сложения базовых форм - квадрата, треугольника, круга, прямоугольника, а фиксируется лепесток и закрепляется на изделии посредством огня или клея.

Темари

Данная техника японского рукоделия подразумевает вышивку на шарах. Родоначальником ее является Китай, однако особую популярность она приобрела именно в Японии. Изначально таким образом изготавливали мячи, фиксируя нитками круглую форму, позже их стали украшать жонглеры для привлечения внимания публики, а также мамы для маленьких детей. Позже такая техника перешла в раздел прикладного искусства и стала популярна среди знатных рукодельниц. За основу брали ненужные вещи, пряжу, деревянные заготовки, сейчас используют мячи для пинг-понга или пенопластовые шары. Данную основу оборачивают сначала толстой пряжей, создавая слой, который и будут вышивать, а сверху оборачивают тонкими нитями, чтобы зафиксировать положение пряжи и выровнять поверхность шара. Затем необходимо сделать отметки: верхняя точка, нижняя, "экватор", после чего делается дополнительная продольная и поперечная разметка. Готовый к вышивке шар должен быть похож на глобус. Чем сложнее рисунок, тем больше должно быть вспомогательных линий. Сама вышивка представляет собой гладь с длинными стежками, которые покрывают поверхность шара. Они могут переплетаться, пересекать друг друга, придавая поверхности необходимый вид.

Мидзухики

Эта техника - дальний родственник макраме, заключается она в вязании узлов. Здесь есть три особенности:

  1. Для вязания используется бумажный шнур.
  2. Готовое изделие может состоять как из нескольких, так и из всего одного узла.
  3. Каждый узел имеет свое значение.

Есть великое множество узлов, даже самый опытный мастер не помнит наизусть и половины из них. Используют их при упаковывании подарков, вещей или как оберег. В Японии существует определенный язык узлов, благодаря которому, подарив, например, рыбку в данной технике, можно пожелать удачи, богатства и процветания, а книга, упаковка которой зафиксирована красивым узлом, может стать пожеланием мудрости и счастья. Зачастую подарком является преимущественно именно узел, а не то, на чем он завязан. Таким образом можно поздравить со свадьбой, пожелать здоровья, принести соболезнования и так далее. Простые узлы данного японского рукоделия достаточно просто вязать, однако стоит помнить, что все повторные элементы должны быть одинакового размера, иначе возникнет искажение смысла, поэтому основными требованиями здесь будет внимательность, развитая мелкая моторика и хороший глазомер.

Кинусайга

Японское рукоделие в данной технике представляет собой создание панно из лоскутов. Основой таких изделий служат деревянные доски, на который сначала наносится рисунок, а потом прорезаются по его контуру желобки. Изначально для данной техники использовали старые кимоно, которые разрезали на маленькие лоскутки и обтягивали каждый элемент панно, заправляя края ткани в вырезанные желобки. Таким образом получалась лоскутная картина, но, в отличие от пэчворка, здесь не используются нити и иголки.

Сейчас эта техника набирает популярность во всем мире, можно найти как готовые наборы, так и просто схемы для создания таких панно, причем сложность их варьируется от совсем простых, состоящих из нескольких лоскутов, а сделать картины смогут даже дети, до очень сложных. В таких картинах элементы рисунка могут быть всего несколько миллиметров, а цветовая палитра используемых лоскутов настолько широка, что готовое изделие можно спутать с картиной, нарисованной красками. Вместо деревянной основы все чаще используют картон от коробок, склеенный в несколько слоев. Это существенно облегчает вырезание контуров рисунка, но при этом не особо удобен в работе, так как в процессе обтягивания элементов есть риск помять верхний слой картона, что приведет к нарушению фиксации края лоскута и, следовательно, общей деформации изделия.

Важно!

  1. Каждый элемент рисунка должен иметь замкнутый контур.
  2. Фон так же необходимо разбивать на элементы.
  3. Чем мельче будут детали рисунка и шире палитра лоскутков, тем красивее и реалистичнее будет готовое панно.

Теримэн

Этот вид японского рукоделия очень близок русскому народу за счет схожести с изготовлением обережных кукол - кубышек и травниц. Они также представляют собой мешочки, выполненные в форме людей и животных и цветов, однако при этом имеют меньшие размеры - около 5-9 см. Их использовали для ароматизации помещений, чистого белья или в качестве духов. Сейчас теримен представляют собой миниатюрные мягкие игрушки, предназначенные скорее для украшения интерьера, чем для игры. Некоторые рукодельницы все еще добавляют внутрь травы, но уже смешивая с синтетическим наполнителем. Основной сложностью создания данных изделий заключается в их размере. Мелкие детали достаточно сложно шить и выворачивать, поэтому работа в данной технике требует усидчивости, аккуратности и хорошо развитой мелкой моторики.

Фурошики

Японское рукоделие из ткани разных размеров, направленное на упаковку и перенос вещей. Если быть точнее, то это целое искусство. С помощью одного отреза материи и нескольких узлов можно создать разные виды сумок, рюкзаки, переноски тяжелых покупок и упаковки для подарков. Причем смотрятся они очень привлекательно и могут гармонично дополнить любой образ. Стандартный размер материи - квадрат со стороной 75 см, однако допустимо использование и других размеров, подходящих для конкретного случая. Фурошики - пожалуй, самый практичная разновидность японского рукоделия. Сумки можно формировать в зависимости от модных тенденций, а когда материал надоест или потеряет свою привлекательность - использовать для бытовых нужд или в других видах рукоделия.

Кумихимо

Плетение шнуров в Японии имеет большое значение. Данная техника имеет многовековую историю, а перевод дословно звучит как "перекладывание нитей". Шнурки, а, соответственно, и станки по их изготовлению, бывают двух видов:

  • Круглые. Станок выглядит как деревянная катушка большого размера. Нити наматываются на шпульки и раскладываются по кругу в определенном цветовом порядке. Затем они начинают перекладываться движением по кругу. В зависимости от вида шнурка, шаг может быть равен 1,2 нитям, 170° и т. д.
  • Плоские. Станок имеет форму прямого угла, мастер располагается между его лучами, на которых закреплены нити.

Однако не обязательно использовать специальный станок, например, для плетения круглого шнурка достаточно картонного круга с насечками по внешней стороне и отверстием в центре.

Изготавливались такие шнурки для крепления доспехов, элементов одежды, для волос и прочих предметов, а цвета, порядок и даже ситуации, когда преподносился шнурок, имели особое символическое значение. Сейчас данный вид японского рукоделия активно используется для создания браслетов, брелоков, подвесок и прочих украшений.

Сашико

Японская техника стежки слоев старой ткани для создания более теплой одежды в бедных кварталах перешла в разряд вышивки, сохраняя за собой только внешний вид и символизм орнамента. Классическая вышивка выполняется на темном синем полотне белыми нитями. Отличается от обыкновенной вышивки тем, что линии здесь прерывистые, расстояния между стежками равны длине стежка. Сложность техники сашико сложно переоценить, мало того, что все стежки должны быть мелкими и одинаковыми, так он не должны пересекаться, между ними всегда должно оставаться равное расстояние. Сегодня используют и другие цвета основы и нитей, встречается так же и разноцветная вышивка, однако это уже более европейская вариация, которая не имеет именно японскую самобытность.

Анэсама

Данное японское бумажное рукоделие предназначалось для детской игры. Готовилась куколка-заготовка, которая состояла из белого круга головы, черных волос из бумаги (круг сзади, полукруг с разрезанной под челку ровной стороной спереди) и деревянной плоской палочки вместо тела. Затем ее заворачивали в красивую бумагу, имитируя кимоно. Такими куколками любили играть девочки, легко меняя наряды, а иногда и прически. Особенностью игрушек являлось отсутствие лица, как и на русских обережных куклах. Изделия в технике анэсама создавать очень легко, основу можно делать из картона, а дорогую японскую бумагу можно заменить обыкновенной цветной, красивыми плотными салфетками или яркими страницами журналов.

Шибори

Рукоделие в Японии не всегда имеет собственные корни, например данная техника была позаимствована в Индии, однако получила признание сначала в Японии, а затем покорила весь мир. Суть ее заключается в своеобразном окрашивании ткани. В отличие от классического, где ткань просто опускают в чан с красителем, здесь ее предварительно скручивают, складывают или завязывают, после чего наносят краску. Это может быть один или несколько цветов. После этого ткань подсушивают, распрямляют и досушивают полностью. Краситель попадает только в верхние, доступные слои, не задевая те, которые находятся в узлах и складках. Таким образом возникают всевозможные орнаменты, декоративные разводы и переходы цветов. Сейчас можно встретить множество предметов одежды - джинсы, футболки, платки, окрашенные в данной технике.

Одним из применений японского рукоделия шибори является создание украшений. Для этого шелковая ткань гофрируется, а затем прокрашиваются верхние сгибы. Такие ленты можно купить и в магазине, однако стоимость у них достаточно высока в связи с тем, что все материалы на производстве натуральные, а работа - ручная. С помощью таких лент в сочетании с бисером и камнями можно создать достаточно объемные, но при этом практически невесомые изделия, которые станут достойным украшением вечернего образа.

Нет ничего более душевного, чем подарок, сделанный своими руками. Японское рукоделие открывает большие возможности в создании уникального изделия, которое не только станет украшением интерьера, но и будет наполнен определенным смыслом. А склонность японцев к созданию миниатюрных вещей позволит сделать уникальную вещь из небольшого количества материала, а так же дать вторую, а может быть и третью жизнь ненужным лоскуткам и нитям.

Комментарии