Японская система образования: особенности обучения, интересные факты
Японская система образования и воспитания значительно отличается от западной. Она тесно связана с японской культурой и образом жизни. Начало учебного года – не в сентябре, а в апреле. В зависимости от школы дети учатся либо пять, либо шесть дней в неделю. Всего в году три семестра, между которыми – зимой и весной – непродолжительные каникулы. Более длительный отдых летом, он длится один месяц. Подробнее о японской системе образования и воспитания будет рассказано в статье.
Три ступени в обучении
Именно из них и состоит школьная японская система образования. Среди них:
- Первая ступень – начальная школа со сроком обучения 6 лет.
- Вторая ступень – средняя школа, в которой учатся 3 года.
- Третья ступень – старшая школа, где обучаются 3 года.
Первые два этапа – начальная и средняя школы – являются строго обязательными, а третья – дополнительной. Но, несмотря на необязательность старшей школы, среди японских школьников процент ее окончания приближается к 96.
Дошкольное образование
В Японии оно представлено в трех видах:
- Ясли.
- Детские сады.
- Специальные школы для инвалидов.
В ясли детей принимают до 6 лет. Но там они не получают образовательной подготовки. В детских садах с 3 до 6 лет осуществляется подготовка к начальной школе. Интересный факт: в детских садах в Японии зачастую обязательно ношение формы.
Виды детских садов
Они бывают государственными и частными. Среди них, например,
- Хойкуэн – это ясли-сад, относящийся к государственным. Сюда принимаются дети, начиная с 3-месячного возраста. Работает он с утра до вечера и в субботу полдня. Сюда детей определяют посредством обращения в муниципальный отдел, находящийся по месту жительства. Для этого необходимо, чтобы оба родителя работали. Оплата производится в зависимости от величины семейных доходов.
- Етиэн – это и частные, и государственные сады. В них дети проводят не больше чем 7 часов, с 9 до 14, если их матери трудятся не больше чем 4 часа ежедневно.
- Элитные – их опекают престижные университеты. Когда ребенок оказывается в таком учреждении, это является огромным плюсом для его дальнейшего образования. После этого он будет учиться в университетской школе, а затем поступит в университет без экзаменов. Чтобы попасть сюда, ребенку нужно пройти сложное тестирование, а родителям – расстаться с крупной денежной суммой.
Отношения в коллективе
В японских детских садах довольно маленькие группы, которые составляют от шести до восьми человек. Их состав переформировывается каждые полгода. Это связано с предоставлением малышам более широких возможностей для социализации. У ребенка могут не сложиться отношения в группе, а в другой он может найти друзей. Воспитателей также все время меняют, чтобы дети сильно не привыкали к ним. Считается, что таким образом возникает зависимость воспитанников от их наставников.
В Японии предпочитают не сравнивать детей друг с другом. Никогда воспитатель не выделяет лучших, а худших он не ругает. Родителям также не рассказывают о том, что их ребенок лучше всех бегает или же плохо рисует. Выделять кого бы то ни было в Японии не принято. Даже в мероприятиях спортивного характера отсутствует конкуренция. Всегда побеждает либо дружба, либо одна из команд. «Не выделяться!» – таков важнейший принцип японской жизни и японской системы образования и воспитания.
Другая сторона медали
Однако такой принцип часто приводит к неудовлетворительным результатам. Основной задачей педагогики в Японии является воспитание человека, умеющего ладить с трудовым коллективом. Ведь японское общество – это общество, в основе которого лежат группы. Однако перекос, допускаемый в сторону группового сознания, часто приводит к отсутствию умения мыслить самостоятельно.
В сознании детей идея о соответствии единому стандарту укореняется очень прочно. Бывают случаи, что тот, кто настаивает на своем мнении, подвергается насмешкам и даже испытывает на себе ненависть со стороны сверстников. В японских школах сегодня распространено такое явление, как «идзимэ». По своему значению это понятие приближается к присутствующей в нашей армии дедовщине. Нестандартный ученик – это человек, который часто подвергается травле, его избивают.
Все по инструкции
Японские школьники должны неукоснительно соблюдать правила. Допустимые нормы определяются заранее в любой деятельности, даже если она носит творческий характер. Например, если ученики решили снять о своей школе видеофильм, они не могут сделать это самостоятельно. Для них в обязательном порядке будет определена продолжительность, очерчены основные съемочные объекты, четко обозначены функции каждого из участников процесса.
Решение задачи по математики оригинальным способом, скорее всего, будет сопровождаться замечанием учителя о том, что такой способ является ненадлежащим. Следование инструкциям ценится гораздо выше импровизации, пусть и талантливой.
Необходимы забота и внимание
Сами японцы отмечают недостатки их педагогической системы воспитания. В печати они часто отмечают назревшую остроту потребности в творческих личностях, а также необходимость выявления одаренных ребят уже в раннем возрасте. Однако на сегодняшний день проблема остается нерешенной.
В Японии наблюдаются явления, которые зачастую свойственны и России. Это рост подросткового инфантилизма, неприятие критики со стороны взрослых молодыми, проявление агрессии в адрес старших, в том числе и родителей.
При этом японским родителям и педагогам свойственно заботливое и чуткое отношение к детям, пристальное внимание к их проблемам, ответственность за их судьбу. Этим качествам у японцев можно поучиться.
Начальная школа
В нее поступают с шести лет и учатся шесть лет. На этом этапе образования преподают:
- японский язык;
- японскую каллиграфию;
- арифметику;
- музыку;
- искусство;
- труд;
- физкультуру;
- основы жизнедеятельности;
- гуманитарные, естественные науки.
В частных школах существуют дополнительные предметы, которыми могут быть, например, светская этика, религиоведение. В японской системе образования общегосударственные учебники отсутствуют. Обязательными для учеников являются уборка школьных помещений и ношение школьной формы. В государственных школах мальчики и девочки обучаются совместно, а в частных существует два варианта.
Среднее образование в Японии
Оно длится три года. В обязательном порядке изучают:
- государственный язык;
- из гуманитарных наук – географию, историю, обществознание;
- из естественных – физику, химию, биологию, геологию;
- алгебру и геометрию;
- музыку;
- физкультуру;
- труд;
- английский язык;
- изобразительное искусство.
В некоторых из частных школ дополнительными предметами являются светская этика и религиоведение. На классных часах изучают пацифизм и историю края. Так же, как и в начальной школе, ношение формы и уборка обязательны.
Старшая школа
В японской системе образования она представлена такими составляющими, как: средняя старшая и техникум. В нее поступают с 15 лет. Во сколько лет заканчивают школу в Японии? Это происходит в 17-18 лет, так как в ней обучаются в продолжение трех лет.
И частные (55 %), и государственные школы являются платными. Присутствует специализация по естественным и гуманитарным предметам. Основная цель обучения – поступить в университет. Здесь изучают:
- государственный язык – современный и древний;
- гуманитарные науки: географию, всемирную и историю Японии;
- общественные науки: социологию, этику, политологию, экономику;
- алгебру и геометрию;
- естественные науки: физику, химию, биологию, геологию;
- искусство: музыку, изобразительное искусство, проектирование, ремесла;
- труд;
- физкультуру;
- информатику;
- английский язык.
Среди специализированных предметов на выбор в старшей школе Японии обучаются:
- агрономии;
- промышленности;
- торговле;
- рыбалке;
- медицинской подготовке;
- благосостоянию;
- иностранным языкам.
В частных школах в качестве дополнительных преподаются и другие предметы. В старшей школе также нет общегосударственных учебников, есть форма и обязательна уборка. Обучение в государственных учреждениях совместное. На факультативах и в клубах проходит изучение японской каллиграфии, политэкономии, атлетики, дзюдо, кэндо, кюдо.
Экзамены
Как правило, они представляют для японских учеников большую сложность. Каждый из них происходит в продолжение нескольких часов. В связи с их сложностью готовиться к ним требуется долгий период. Существует свидетельство того, что некоторые ученики не выдерживают такой нагрузки и заканчивают жизнь самоубийством.
В начальной школе экзаменов нет, а в средней и старшей их сдают пять раз в году. Это происходит в конце всех триместров, а также в середине первых двух. Те, что проводятся в середине периода, проверяют знания учеников по таким предметам, как:
- японский и английский язык;
- обществоведение;
- математика;
- естественные науки.
По окончании каждого семестра идет комплексная проверка знаний абсолютно по всем предметам. Результаты экзаменов определяют, может ли учащийся перейти из средней в старшую школу. При получении высоких баллов возможен переход в престижное учебное заведение. При окончании других школ шансы на поступление в вуз резко снижаются.
Ношение формы
В школах Японии форма появилась к концу 19-го века. Сегодня она обязательна в большинстве как государственных, так и частных школ. В японском языке ее разновидности обозначаются следующим образом:
- фуку, сэйфуку – это «форма»;
- сэйлор фуку – это «форма моряка», она же «матроска».
В начальной школе мальчики, как правило, носят белые рубашки. Шорты короткие, они бывают черными, белыми, темно-синими. Также они носят черные или, наоборот, яркие фуражки.
Японская школьная форма для девочек в младшей школе чаще всего состоит из белой блузки и длинной юбки серого цвета. В соответствии с сезоном форма несколько изменяется. Большое распространение имеют яркие головные уборы.
В средних и старших классах стиль форменной одежды у юношей склоняется к военному, а девушки носят матроски. Прообразом является военная одежда, относящаяся к периоду Мэйдзи (1868-1912), но смоделирована она на основе морской европейской формы.
Одновременно многие из школ сегодня осуществляют переход на фасоны, похожие на те, что носят в западных приходских школах. У юношей это белая рубашка с галстуком, свитер с изображением школьного герба и штаны. У девушек – белая блузка с галстуком, свитер с гербом и шерстяная юбка в клетку.
Гакуран и матроска
Во множестве средних и старших школ мальчики носят гакуран. Это черный, коричневый или темно-синий костюм. Он напоминает прусскую военную форму. Иероглифы, которыми обозначается понятие «гакуран», означают «западный ученик». Подобную одежду носят южнокорейские школьники, а также, до 1949 года, носили и китайские.
Матроска представляет собой один из видов японской школьной формы для девочек, который довольно распространена в средней и старшей школе. Реже встречается в начальной. В противовес гакурану внешний вид матроски имеет множество вариаций. Чаще всего в форму входят блузка с матросским воротником и плиссированная юбка.
С изменением сезона могут изменяться и некоторые детали. Такие, как материал, длина рукавов. Иногда спереди завязывают ленту, которая протягивается на блузке сквозь петлю. Вместо ленты может быть бант, галстук, шейный платок. Самые распространенные цвета для формы:
- черный;
- светло-зеленый;
- темно-синий;
- серый;
- белый.
Частью формы могут являться носки, обувь, прочие аксессуары. Носки обычно темно-синие, белые, черные, а туфли бывают черными или коричневыми. Некоторые из школ становятся известными благодаря своей форме, которую часто ассоциируют с беззаботной юностью. В культуре отаку матроске отводится большая роль. Персонажи, носящие школьную форму, присутствуют во множестве аниме и манги.
Высшее образование
По данным 2005 года, в 726 японских университетах обучалось около 3 млн студентов. Чтобы получить степень бакалавра, как и в европейской, в японской системе образования предполагается четырехлетнее обучение. Для достижения степени магистра предусматривается шестилетняя программа.
Существует два типа университетов – национальные и государственные. Первых из них – 96, а вторых – 39, остальные – частные заведения. Особенностью высшего образования в Японии является то, что бесплатного образования здесь практически не существует. Так, согласно данным 2011 года, из почти 3 млн студентов стипендии от японского правительства получали лишь около 100 человек. Это самые необеспеченные и самые талантливые из всех. При этом стипендии даются на возвратной основе и полностью расходов на обучение не покрывают.
Рейтинг вузов
Согласно данным рейтинга 2015 года такой консалтинговой компании, как Quacquarelli Symonds, среди тридцати самых престижных азиатских университетов находились такие лучшие вузы Японии, как:
- Токийский университет – на 12-м месте;
- Осакский – на 13-м;
- Киотский – на 14-м;
- Токийский технологический институт – на 15-м;
- Университет Тохоку – на 20-м;
- Нагои – на 21-м;
- Хоккайдо – на 25-м;
- Университет Кюсю – на 28-м.
Студенты, обучающиеся в престижных частных университетах, таких как Нихон, Токай, Васэда, Кейо – это будущая элита. Им, независимо от оценок по результатам сдачи экзаменов и специальности, после получения диплома гарантировано успешное трудоустройство. Они, как правило, становятся менеджерами высшего звена или правительственными чиновниками. Попасть в такие вузы без специальной подготовки и рекомендаций нереально.
Конкурс в топовые учебные заведения, о которых сказано выше, невероятно высокий, но плата в них намного ниже, чем в престижных частных. Те вузы, что созданы в префектурах, берут небольшую плату за обучение, и конкурс в них относительно невелик. В небольших частных университетах платить за обучение нужно большие деньги, однако выдаваемые в них дипломы не являются престижными, и гарантий трудоустройства они не дают.
Для иностранных студентов
Уровень образования в Японии является очень высоким. Неудивительно, что многие иностранные граждане хотят учиться в этой стране. Для них существует два варианта:
- Полный курс университетского образования, длящийся от четырех до шести лет. Его стоимость колеблется от 6 до 9 тыс. долларов США. Подход к сдаче вступительных экзаменов очень строгий, плюс требуется знание японского языка.
- Краткосрочный курс вузовского образования, длительностью в два года. Он стоит гораздо дешевле, и требуется знание английского языка.
Для получения послевузовского образование нужно перед представлением его в Японии апостилировать имеющийся диплом. Так как эта страна участвует в Гаагской конвенции, можно использовать апостиль, а не легализацию.
Вне зависимости от страны всем студентам предоставляются одинаковые возможности в получении высшего образования. Естественно, что при этом нужно успешно сдать экзамены и внести плату за обучение.