Чойбалсан в Монголии: история города, население, инфраструктура и экономика

Совсем небольшой город по мировым меркам, с очень древней историей, Чойбалсан в Монголии) - четвертый по размерам в своей стране. Назван он в честь монгольского коммунистического и политического деятеля - маршала Хорлогийна Чойбалсана. В советские времена здесь базировался авиационный и танковый полк и другие части вооруженных сил СССР.

Общая информация

Чойбалсан (Монголия) является административным центром Восточного (Дорнодского) аймака (современная административная единица). Входит в число крупнейших населенных пунктов страны. Расположен на берегу знаменитой реки Керулен (по монгольски, Хэрлэн) на горе Хэрлэнм, на высоте около 747 метров над уровнем моря. Территория города занимает площадь размером в 271 кв. км. Городские постройки растянулись на 20 км.

Находится на расстоянии 655 км от монгольской столицы Улан-Батора. Как наследие от располагавшейся здесь советского военного городка, осталось железнодорожное сообщение с Россией и аэродром.

Численность населения Чойбалсан в Монголии составляет около 41 000 человек. Из них экономически активное население составляет около 64,5 %, 29,9 % - дети от 0 до 16 лет, а люди старше 60 лет составляют 5,6 % .

Основание города

В древние времена территория современного Чойбалсана (Монголия) находилась на пересечении караванных путей и служила местом отдыха усталых путников многочисленных торговых караванов. Возникновение крупного населенного пункта связано со строительством крупного буддистского храма Сайн-Бэйсийн-Хурэ, который возвели на месте слияния торговых путей в Китай и Маньчжурию.

В XIX веке поселение стало административным центром округа и до 1921 года носило название Сан-Бейсе. Годом основания поселения считается 1931 год. В 1938 году в соответствии с постановлением Совета Министров Монгольской Народной Республики он был переименован в город Баянтумэн. А в 1942 году решением Президиума Малого Хурала Монголии - Парламента страны - опять переименован в честь руководителя страны. При этом выдающийся борец на независимость и революционер, дважды Герой МНР, маршал Хоролгийн Чойбалсан был тогда еще жив.

В начале ХХ века

Чойбалсан в Монголии долгое время был небольшим поселением на караванных путях и только к XIX веку вырос до размеров города. В 1826 году по инициативе монгольского князя Минжуурдоржа было построено первое здание Администрации хошуна (округа) и стал центром религиозной деятельности.

После победы в Монгольской народной революции 1921 года в поселении стали открываться культурные и образовательные учреждения, было организовано движение транспорта. Заработали первые учреждения связи, почта. Открылись ремесленные артели, начала развиваться торговая сфера, кооперативы, нефтяная база. Активно осваивалось месторождение "Баянбулаг", где вскоре был добыт первый уголь.

Времена военного конфликта

В 1923 году, согласно постановления народного Правительства страны, Баянтумэн Хан-уул Хошуна стал центром, а с 1931 года - областным центром Баянтумэнского аймака. К этому времени город стал экономическим и политическим центром Восточной Монголии. В это же время множество буддистских храмов было разрушено, а монахи или арестованы, или разогнаны.

В 1937 году, в соответствии с Протоколом о взаимопомощи, в стране стали разворачиваться части Красной Армии. Когда начались бои на реке Халкин-Гол, в населенном пункте дислоцировались монгольские и советские войска, воевавшие с японцами - японская авиация бомбила город. Здесь же находился военный госпиталь. В последующие годы из Забайкальского военного округа была передислоцирована 61-я танковая дивизия. В Чойбалсане, Монголия, часть находилась до Японской войны.

Открытие мемориала

В Чойбалсане, в Монголии, в связи с 25-летием победы в военном конфликте, в 1964 году, на холме Бунхан-толгой был построен мемориал советским летчикам, погибшим в ходе боев с японскими войсками. Считается, что инициатором проекта стал Владимир Александрович Судец, заместитель министра обороны СССР, маршал авиации и командующий ПВО страны. Во время боев на Халкин-Голе он занимал пост главного инструктора ВВС Монголии.

На памятнике высечены имена 112 летчиков, принявших участие в боях, причем не только тех, кто погиб в Монголии. Среди них три дважды Героя Советского Союза - С. И. Грицевц, Г. П. Кравченко и Я. В. Смушкевич. Многие летчики погибли в воздушных боях и умерли от ран в городских госпиталях или пропали без вести. Пять летчиков были удостоены звания Героя Советского Союза посмертно, а легендарный летчик-истребитель Виктор Рахов умер в день присвоения ему звания Героя.

Легенда о памятнике

Уже через несколько лет после открытия мемориала родилась история о памятнике спящему дневальному в Чойбалсане (Монголия). Среди советских военнослужащих передавалась легенда о нерадивом солдате, уснувшем в карауле, по вине которого вражеские диверсанты вырезали целый полк летчиков. Самая популярная версия была о том, что это были китайские диверсанты. Легенда родилась в тот период. когда советско-китайские отношения были очень напряженными.

История о спящем дневальном разносилась по стране дембелями, служившими в этом городе, обрастая мифическими подробностями. Дошло до того, что авиационный полк был вырезан двумя китайскими женщинами, которые убивали летчиков шомполом в ухо. С появлением интернета легенда о памятнике спящему дневальному окончательно закрепилась в массовом сознании.

Легенду рассказывают российским туристам, посещающим Мемориальный комплекс советским летчикам в Чойбалсане (Монголия). Фото памятника хранится в альбомах большинства россиян, посетивших город.

В советские времена

Самые благодатные для города времена наступили в послевоенные времена, когда в связи с обострением отношений с Китаем здесь разместилась группа советских войск. В голой степи был построен современный военный аэродром и большой благоустроенный гарнизон. В нем были размещены в том числе учебный железнодорожный полк, 43-й авиационный полк, 90-й танковый полк. В Чойбалсане (Монголия) был построен военный городок, в котором было 4 советских школы.

Благодаря присутствию советских военных и помощи Советского Союза город активно застраивался и благоустраивался. Развивалась городская инфраструктура, заработали учреждения коммунального хозяйства, торговли и строительства. В период с 1960 по 1990 годы были построены многочисленные предприятия: по переработке шерсти, мелькомбинат, пищевой, ковровый и мясокомбинат. Для снабжения города электроэнергией была построена тепло-энергетическая станция и начата добыча на Адунчулунском угольном разрезе. В городе проживала большая группа советских гражданских и военных. Многие из них делятся своими воспоминаниями о тех годах на интернет-форуме "Чойбалсан/ Монголия/ Ностальгия".

Постсоветское время

После вывода советских войск в 1990 году город пережил экономический кризис. Из города уехали советские специалисты, некоторые отрасли пришли в упадок. В стране начались реформы, было разрешено частное предпринимательство, открылись предприятия малого бизнеса - гостиницы, кафе, производственные компании. В городе началось строительство новых жилых комплексов - "Городок шахтеров" и "Бумбат". Несмотря на это, только около 40 % населения города жили в благоустроенных квартирах с инженерными коммуникациями, а остальные – в частных домах и даже в юртах.

Город Чойбалсан в Монголии развивается в соответствии с Генеральным планом, Концепцией развития города до 2020 года. В последнее время были построены и начали работать музыкальная школа №12, спортивный комплекс, Дворец бракосочетания, драматический театр и т. п.

Городская экономика

Чойбалсан (Монголия) является главным центром развития всего Восточного региона страны. Здесь по-прежнему эффективно работают крупные предприятия, построенные еще при Советском Союзе. Электроэнергией город снабжает Чойбалсанская ТЭЦ (акционерное общества "Энергосистема Восточного региона"), которая работает на местном буром угле с разреза Бэрхе. Угледобывающее предприятие "Адунчулун" отгружает уголь на экспорт в Россию и Китай. Крупнейшие предприятия пищевой промышленности АО "Дорнод гурил" производит муку и комбикорма, АО "Дорнод"- мясо и мясную продукцию.

В городе построены новые гостиничные комплекс, в том числе Eastpalace, "Түшиг", «Болор" и бизнес центр "Хэрлэн Номин". Работают многочисленные предприятия общественного питания, рынки и магазины (свыше 800 торговых точек).

В городе сейчас 140 малых предприятий, которые занимаются производством строительных материалов, железных и швейных изделий, пищевой продукции и изделий из шерсти и дерева.

В окрестностях города развивается фермерское сельское хозяйство- разведение мясного и молочного скота. Численность поголовья скота составляет 122 000 голов, большая часть из которых ( 89,5 %) находится в частной собственности.

Социальная инфраструктура

Чойбалсан (Монголия) является региональным образовательным и медицинским центром. Весь Восточный регион обслуживают современный Лечебно-диагностический центр, Центр народной монгольской медицины, множество частных и государственных клиник, больниц и аптек.

В городе работает институт Восточной Монголии, который ведет подготовку кадров для различных отраслей экономики. Профессионально-техническое училище и центр профессиональной подготовки ведут обучение по 27 специальностям, в том числе для нефтяной и горно-обогатительной отрасли. Около 35,4 % жителей города составляют дети, которые учатся в 12 государственных и нескольких частных школах.

В городе Чойбалсан (Монголия) работают культурно- просветительские учреждения, в том числе музыкально-драматический театр, молодежные развлекательные центры и центральная региональная библиотека.

Транспортная инфраструктура

Город Чойбалсан (Монголия) с советских времен, как уже говорилось, связан железнодорожной линией с российскими станциями "Соловьевск" и "Борзя" Забайкальской железной дороги. Планируется строительство новой железнодорожной магистрали, которая свяжет город с Китайской Народной Республикой. Город является крупным транспортным узлом, из которого можно доехать до других населенных пунктов региона.

На базе бывшего советского военного аэродрома построен международный резервный аэропорт, располагающий одной бетонной взлетно-посадочной полосой. Первоначально она использовалась для полетов внутри страны, после реконструкции в 2001 году отсюда выполняются регулярные рейсы в Улан-Батор. В задачи аэропорта входит прием международных авиарейсов при отсутствии возможности совершить посадку в столичном аэропорту Чингисхан.

Комментарии
Я работал в Генеральном консульстве СССР в г. Чойбалсан с марта 1984 по октябрь 1988 г. Какая судьба у городка советскх специалистов СОТ-3?