Управленческое консультирование - это... Понятие, определение, виды, направления и этапы развития
Управленческое консультирование — это уверенный шаг бизнеса к достижениям и победам. Ни одно значительное решение, вне зависимости от размера компании, не реализовывается без консультационной помощи специалиста, особенно на Западе. Одновременно главы таких фирм обычно имеют большой управленческий опыт и высшее образование. Невзирая на это, много средств тратится на получение консультации от компетентного специалиста. Это обусловлено желанием занимать высокие позиции на рынке и не отставать от конкурентов.
В период кризиса почти все владельцы и руководители компаний думают о том, как сократить издержки и минимизировать потенциальные опасности, как верно распределить ресурсы и настроить внутренние бизнес-процессы. На эти и иные вопросы могут ответить независимые специалисты, сосредоточенные на управленческом консалтинге.
Концепция
Управленческое консультирование — это услуга, выполняющая огромное количество функций, в том числе:
- развитие и улучшение управленческих полномочий менеджеров компании;
- налаживание их сотрудничества;
- оценка доходности фирмы;
- разработка возможностей для роста доходов и оптимизации издержек;
- разработка и укрепление конкурентоспособных преимуществ фирмы и ее продукта;
- повышение числа постоянных клиентов.
Главными принципами консалтинга по управлению качеством являются следующие качества: грамотность, конкретность, последовательность, креативность и продуктивность. Консультационные услуги регулируются нормативно-законодательной базой, которая состоит из огромного количества законов, в числе которых ст. 8 и 74 Конституции РФ, ст. 128 и гл. 39 ГК РФ, также Закон РФ « О защите прав потребителей».
Формы организации управленческого консалтинга предполагают следующие варианты:
- применение научных достижений;
- исследование новаторских вариантов, которые возникают в хозяйствовании других компаний, и возможностей их применения.
Иногда возможно переплетение сразу нескольких направлений консалтинга, что дает максимальный эффект и результативность.
Управленческое консультирование. Консультант как профессия
Международные рынки можно охарактеризовать наличием жестких условий конкурентной борьбой. Именно поэтому нужно часто обновлять организационные структуры, способы и системы управления. Одновременно с этим нужно держать в голове понимание того, что неверное изменение может иметь фатальные результаты для компании. Неправильное решение может привести к гибели бизнеса, а старые идеи управления и организационные способы не позволят ему развиваться.
Чтобы достичь успеха, нужно минимизировать опасности за счет использования компетентных и профессиональных советов. Обученный и опытный консультант исследует практику международных компаний. В данном случае упор делается не только на удачные компании, но и на проигравших игроков.
Консультант по управлению обладает знаниями о современных способах организационного проектирования, методами управленческого консультирования для принятия оперативных и длительных стратегических решений. Вот почему в управленческом консалтинге техники психологии и экономической науки переплетаются друг с другом. С помощью них специалист предлагает руководству компании беспристрастно посмотреть на положение дел фирмы и рассказывает о путях увеличения продуктивности управления компанией.
Принципиально держать в голове тот факт, что управленческое консультирование — это не разовая процедура. Оно подразумевает долгосрочное взаимодействие и поддержку управления компании на протяжении всего процесса трансформации управления.
На отечественном рынке консалтинга разделение профессионалов похоже на западные модели. Оно подразумевает функционирование обучающих, процессных и экспертных консультантов. В любом случае объектом консалтинга являются процессы, протекающие в бизнесе, и решаются только вопросы управляющего, которые связаны с финансами, кадрами и социальными трудностями в организации. Экспертные консультанты являются профессионалами высшего уровня, чья квалификация не вызывает сомнений. Их советы действуют фактически на сто процентов.
Они мастера во многих областях, и потому предлагают чрезвычайно ценные методики. Консультанты нанимаются управляющими для того, чтобы верно создать тактику, определить задачи и цели фирмы, главные направления удачного развития бизнеса. К этой категории нередко относятся технологические консультанты, чьи познания в области определенных технологических действий могут повысить продуктивность и работу компании. Часто подобные консультанты являются топ-менеджерами известных фирм. Они делятся знаниями по организации работы административного органа.
Процессные специалисты оказывают помощь руководству компании в поиске решений актуальных задач. Иными словами, они дают советы о способах и методах управленческого консультирования при решении различных вопросов. Большая часть консультантов на современном консультационном рынке является процессными. Им интересны вопросы управленческого учета, оптимального финансового руководства, разработки рекламной политики.
На рынке консалтинга есть специалисты, которые могут охватить область процессного и экспертного консалтинга. Они владеют познаниями и возможностями устанавливать цели для определенных подразделений компаний и составлять планы их достижения.
Обучающие консультанты не имеют высокой квалификации. Обычно это педагоги высших учебных заведений финансовых факультетов. Их познания чисто теоретические. Чрезвычайно обширно на рынке консалтинга представлены компании, специализирующиеся на узкой тематике. Однако в данном случае фирме необходимо привлечь дополнительных аналитиков, которые соответствуют ее стратегическим целям, оперативному управлению и созданию действенной информационной системы.
Цели и задачи
В годы финансового кризиса в экономике владельцы и руководители компаний сталкиваются с задачей расширения и процветания бизнеса. Управленческое консультирование — это комплекс мер, направленных на решение этой трудности. Данная услуга нацелена на увеличение продуктивности компании, а также на выявление и ликвидацию внешних и внутренних причин, которые ей мешают.
В рамках данной цели управленческое консультирование справляется со следующими задачами:
- увеличение качественных характеристик рабочих процессов в аппарате управления;
- соотношение интересов компании и общества в целях нахождения точек соприкосновения;
- разработка новых способов менеджмента;
- разработка стратегий и тактик для предстоящего развития бизнеса.
Основные клиенты
Объектом оказания консультаций является человек (клиент управленческого консультирования), а точнее, организация как целевая форма объединения активного трудового ресурса. Объект управленческого консультирования совпадает с объектом управления. Это значит, что работа специалиста и работа менеджера в качестве представителя организации являются однонаправленными, и в процессе управленческого консультирования между ними появляется особенная форма трудового взаимодействия: партнерство. Данный тип трудового взаимодействия основан на определенных принципах и на разделении труда между субъектом и представителем объекта управленческого консультирования при реализации задач по улучшению управления.
Характер сотрудничества клиента управленческого консультирования и консультанта в процессе труда, их обязанности и права, особенности принятия решений отражаются в той либо другой форме организации разделения труда — определенной модели управленческого оказания услуг.
Выбор модели зависит от следующих причин:
- специфичность объекта (отраслевая принадлежность, размер объекта, мотивация к коллективной работе с консультантом и изменениям, квалификация и опыт управления персоналом);
- свойства предмета (профессиональные и личностные качества, квалификация и опыт консультанта по управлению);
- характер решаемой трудности и проблемы, ожидания от результата взаимодействия.
Основные услуги
Консалтинг является актуальным во время нестабильного положения в экономике государства и мира в целом. В период разноплановой международной ситуации и возникающих в итоге колебаний стоимости нефти и обменных курсов управленческий консалтинг может посодействовать компаниям не растратить свои доходы и позиции на рынке. Кроме того, эта услуга может пригодиться в ситуации перемены вектора деятельности компании либо при корректировке тактической политики.
Такой консалтинг полезен, когда компания планирует захватить новых потребителей или выйти на рынок с новым продуктом. Кроме того, данный сервис может посодействовать в решении внутренних трудностей управленческого персонала, разрешить противоречия между собственниками бизнеса и топ-менеджерами.
Показатели, которые компания достигает благодаря консалтингу, можно поделить на прямые и опосредованные, количественные и высококачественные, что отражено в таблице ниже.
Услуги управленческого консультирования:
Количественные | Качественные | |
Прямые | · снижение затрат; · рост эффективности; · рост оборота капитала; · рост производственного цикла. | · новые технологии; · инновации в производстве; · новые компетенции; · анализ и решение проблемных ситуаций. |
Косвенные | · привлечение инвестиционного капитала; · приток новых партнеров; · рост стоимости компании. | · формирование связей с контрагентами; · рост квалификации сотрудников; · рост деловых контактов. |
Основные типы
Сегодня существует два вида управленческого консультирования: проектный и процессный. У них есть свои индивидуальные свойства, преимущества и недостатки. Достоинства названного подхода к классификации состоят в том, что он является оперативным и определенным (есть запрос — есть решение). В числе минусов необходимо отметить вероятное устранение следствий проблем, но не их предпосылок, а также трудность в реализации решений без заранее приготовленной площадки со стороны клиента.
Лучше всего проектный консалтинг решает локальные разовые задачи. Оказание консультаций по типу процесса не предполагает предоставление решения «под ключ».
Консультанты помогают сотрудникам выработать собственный метод решения трудности, применяя разные способы, подобные коучингу. Данный тип консультаций требует больше времени и огромных сил со стороны клиента, его главным недочетом является неизвестность итога. Положительные стороны: решение глубочайших вопросов, легкое приспособление способов управления в компании. Данный подход к консалтингу идеально применять для решения системных вопросов, в кризисных и переходных ситуациях, а также в ситуациях, когда источник проблемы скрыт.
Существует определенное количество видов управленческого консалтинга:
- стратегический консалтинг:
- изучение локального и глобального рынка;
- оценка позиции компании в числе соперников;
- построение действенной бизнес-модели;
- просчет риска;
- рекламный консалтинг;
- разработка тактики развития фирмы;
- исследование целевых групп потребителей и возможности управлять ею;
- консультации в области управления персоналом;
- формирование организационной культуры;
- разработка менеджмента;
- распределение ответственности и классификация схемы принятия решений.
Есть и иные систематизации управленческого консультирования: многофункциональные и профессиональные подходы, рекомендательные и процедурные типы и так далее.
Возможные направления
При любом варианте главная цель управленческого консультирования соблюдается. Она заключается в том, что увеличивается продуктивность работы компании.
Сегодня нередко встречаются следующие направления управленческого консультирования:
- улучшение организационной структуры фирмы;
- формирование системы мотивации и стимулирования служащих;
- создание критериев для самостоятельной работы персонала и управления компанией;
- коучинг — поиск решений вместе с клиентом методом сочетания обучения и консалтинга.
Организация процесса
Процесс организация управленческого консультирования состоит из элементов:
- Диагностика компании. Это мероприятие позволяет оценить состояние, в котором в текущее время находится компания, оценить возможности ее развития, инновационный потенциал, выявить важные трудности и проблемы, которые мешают развитию фирмы, а также выработать методы их преодоления.
- Определение проблемного поля фирмы, его рассмотрение и описание. Все трудности, мешающие настоящему развитию бизнеса, группируются, изучаются и тщательно рассматриваются в целях предстоящей разработки комплекса мер, направленных на улучшение финансово-экономических характеристик.
- Формирование стратегии развития компании. Основываясь на выявленных и изученных вопросах персонально для каждого бизнеса, разрабатывается список мер, которые направлены на реализацию более действенной работы компании.
Этапы процесса
Исследуемый процесс состоит из нескольких этапов управленческого консультирования:
- Проводится организационная диагностика, задачей которой является выявление главных вопросов и недочетов компании. На данном шаге могут быть установлены определенные различия во взглядах управляющего и выводах стороннего специалиста-консультанта. К примеру, менеджер вначале нанял консультанта для изменения организационной структуры. В итоге исследования было установлено, что неадекватно изложены цели компании, ее тактики и стратегии.
- Далее организация моделируется таким образом, чтобы ей не надо было менять тип управления предприятием. Данный шаг является промежуточным, так как не дает решить все имеющиеся в организации трудности и не достигает главной цели — оптимизации системы менеджмента.
- На третьем этапе консультант разрабатывает советы для урегулирования вопросов, выявленных на первом шаге, но уже с изменениями в организации управления. Обычно несколько проектов находится в стадии разработки.
- Разработанные проекты проверяются на существующую модель работы компании, формируется детализированный план реализации
- На заключительном этапе консультант сопровождает реализацию принятых решений. Это особенно принципиально для российского бизнеса, где типично не реализовывать даже эффективные решения из-за их кардинальности.
Управленческое консультирование
Далее целесообразно рассмотреть развитие управленческого консультирования. Рынок консультационных услуг на постсоветском пространстве сейчас, очевидно, отстает от западного. Однако глобализация мира, выход российских компаний на мировой рынок в критериях твердой конкурентной борьбы вынудили менеджеров понять, что качественное управление — среди самых высоких ценностей компании, которая стремится быть доходной. Для увеличения качества управления нужно применять новые информационные технологии, организационные структуры и оптимальные способы принятия решений.
Способы реализации услуг
Сегодня существует огромное количество способов управленческого консультирования. Особой популярностью пользуется способ SWOT-анализа. В процессе осуществления процедур консультанты оценивают состояние дел в компании, анализируют ее достоинства и недочеты. Далее они находят решения, чтобы сбалансировать работу компании.
Есть также другие способы управленческого консультирования, которые направлены на персонал: коучинг, активация креативного мышления, тестирование. Все эти методы работы с персоналом клиента позволяют объединить команду, развить новые профессиональные способности и выявить проблемные области общения, а также недочеты в оргкультуре. Применяют и прочие методики коллективного управленческого консалтинга: способы мозгового штурма, Делфи-метод. На практике наименее востребованы способы нейролингвистического программирования и организационной самодиагностики.
Основы управленческо-педагогического консультирования
Управленческий консалтинг — это один из видов профессиональной поддержки снаружи. Его продуктивность зависит от определенных факторов: степени квалификации консультантов, отношения к ним управляющих, возможностей преподавательского состава, степени обоюдного взаимодействия, осознания взаимодействия консультантов, управляющих школ, преподавателей.
Главная задача системы управленческо-педагогического консультирования ориентирована на увеличение степени самостоятельности преподавателя, формирование у него возможности распознавать и решать сложности, преодолевать препятствия, которые возникают в профессиональной работе. Объектом управления должны быть сами сложности, личные отклонения в работе преподавателя. Задачи управления: создать позитивную Я-концепцию, обучить преподавателей принимать решения и производить рефлексию.
Задачи:
- помощь в формировании и развитии образовательной среды, предоставление действенных методов, разработка советов по их реализации;
- помощь в выявлении вопросов управления и решении образовательных задач;
- помощь улучшению педагогических способностей;
- помощь в определении содержания образовательной управленческой культуры;
- взаимодействие с педагогическими коллективами школ в режиме саморазвития на научной и профессиональной базе;
- осознание содержания и разработка технологии внедрения в педагогическое сотрудничество;
- участие в построении плодотворного процесса нововведений и инноваций.
Ожидаемый итог: переход от прямого управления действием (консультации, диалоги) к опосредованному, когда администрация несет ответственность за процесс, а преподаватель отвечает за планы и деятельность.
Заключение
Управленческий консалтинг — это особенный вид профессиональной работы. Он направлен на оказание услуг руководству компаний в области экономики и управления в форме самостоятельной поддержки и консультаций. Основой управленческого консультирования является особенный вид деятельности, который имеет определенные элементы и свойства, определяется умственным характером труда. Для более глубокого осознания управленческого консалтинга как профессии необходимо рассматривать его специфику исходя из особенностей умственной деятельности.