"Транснефть": отзывы работников о работодателе, условия работы, уровень заработной платы
Публичное акционерное общество «Транснефть» является абсолютным монополистом российского рынка по транспортировке нефти и нефтепродуктов, обеспечивая более 84 % совокупных поставок. Это одно из ключевых предприятий топливно-энергетического комплекса страны. Общее количество персонала «Транснефти» можно сравнить с населением целого города, в компании работает более 119 тысяч сотрудников.
В ведении этого впечатляющего штата работников, обслуживающих транспортирование добытой на территории России нефти и произведенных из этого сырья светлых нефтепродуктов, пребывают значительные производственные активы, по итогам 2017 года оцениваемые в 2,9 триллиона рублей.
Речь идет о более чем 68 тысячах километров газопроводов магистрального типа, более чем полтысячи перекачивающих подстанций, резервуарных хранилищах нефти и нефтепродуктов объемом почти 25 млн м3.
Компания является стратегически важной, прибыльной и вносит значительный вклад в экономику РФ. По итогам 2017 г. чистая прибыль, полученная ею, составила 191,8 млрд руб. Безусловный интерес вызывает то, как сами работники «Транснефти» относятся к своей компании. Ведь лояльность сотрудников является одним из важнейших условий динамичного развития любого предприятия, а в особенности такого огромного, как рассматриваемое нами ПАО.
«Транснефть»: характеристика кадровой политики
Руководство АК проводит высокоэффективную социальную политику. В частности, кадровая политика компании четко определена и регламентирована приказом 199 от 28.11.2017 г. В нем уделяется должное внимание развитию персонала, мерам по преодолению текучести кадров, долгосрочного и открытого сотрудничества наемных работников с работодателем.
Так уж повелось, что об АК «Транснефть» дети начинают узнавать еще в школе, компания регулярно обустраивает в учебных заведениях компьютерные классы. Предприятие активно работает со студентами инженерных специальностей и рабочей молодежью. Оно регулярно организует экскурсии на производственные мощности, беседы с лучшими специалистами.
В компании приветствуется работа сотрудников старшего поколения, проработавших 30, 40 и даже 50 лет в ПАО «Транснефть». Отзывы работников полностью это подтверждают.
В «Транснефти» есть прецеденты весьма достойных трудовых династий с общим стажем 100 и более лет.
Глава «Транснефти» Николай Токарев в интервью изданию «Интерфакс» озвучил статистику удельного веса сотрудников старших 50 лет. Он составляет более 21,6 % от общего количества персонала. Иными словами, уровень квалификации персонала поддерживается самым надежным способом – минимизацией текучести кадров.
Нефтяники действительно дорожат своим местом работы на предприятии. По результатам 2017 года, текучесть кадров в «Транснефти» составила всего лишь 3,7 %. Это ничтожно мало по сравнению с аналогичным показателем по отрасли, составляющем 24 %. Такие факты четко и однозначно свидетельствуют об одном: менеджмент компании находится на высоком уровне, руководители высшего звена действительно проявляют заботу о социальной сфере.
Компанией для оздоровления своих работников реализована программа добровольного страхования, позволяющая 3 тысячам производственников ежегодно на льготных условиях отдыхать в санаториях. Также примерно 20 тысячам сотрудникам частично компенсирует отдых в домах отдыха и санаториях их работодатель - ПАО «Транснефть». Отзывы работников, уже ушедших на пенсию (из них 3,5 тысячи продолжает трудиться в компании), свидетельствуют, что они вдобавок к пенсии общегосударственной получают пенсию корпоративную, которую выплачивает им предприятие.
Компания в случае необходимости (бытовые происшествия, бедствия стихийные, полученный ущерб здоровью) оказывает сотрудникам единовременную материальную помощь. При сокращении либо вынужденном увольнении работникам, которым до получения пенсии осталось 2 года и меньше, предприятие начинает регулярно перечислять корпоративную пенсию.
Типы подразделений компании
Как известно, социальная политика предприятия всегда стоит на втором месте после производственной деятельности. Поэтому считаем важным представить читателям, из каких подразделений состоит ПАО.
Для понимания масштабов работы компании вынужденно отвлечемся от основной темы статьи. Рассмотрим количество подразделений, это важно для понимания их статуса. Стоит отметить, что за прошлый год общее количество сотрудников предприятия увеличилось на 1,7 тыс. человек.
Огромное предприятие с впечатляющим штатом работников в 119 тысяч подразделяется на существенные организации, категорию «Другие», обслуживающие звенья. К существенным организациям относятся 11 стратегических предприятий, полноценно обслуживающих субъекты РФ, а также определяющих направления экспорта.
Категория «Другие» характеризует региональные транзитно-магистральные подразделения монополии, выполняющие важные задачи меньшего уровня охвата территории и потребителей. Таких подразделений в составе акционерной компании 10.
Впечатляет количество внутренних предприятий, обслуживающих две вышеупомянутые категории профильных подразделений ПАО «Транснефть». Отзывы работников свидетельствуют об их налаженной и ритмичной работе. К преимуществам сотрудники относят надлежащую и справедливую оплату труда, взаимопомощь, недостатком считают частые командировки. Обслуживание основных предприятий осуществляется по двум основным направлениям: сервисные и вспомогательные виды деятельности. К сервисным видам деятельности относится связь, охрана, бухгалтерский учет и аудит, их обслуживает 3 подразделения. Вспомогательные же виды деятельности предприятия федерального значения обеспечивают более 20 подразделений.
Мы в данной статье намеренно ограничиваемся количественной демонстрацией подразделений предприятия, не углубляясь в описание их характеристик и уровня основных первичных территориальных звеньев – районных нефтепроводных управлений (РНУ). «Транснефтью», как любой крупной монополией, управляют на двух уровнях. Генеральную линию развития и индикативные показатели доводят и контролируют высшие звенья руководства, они же держат руку на пульсе ритмичности производства. Региональные менеджеры осуществляют ежедневное руководство подразделениями. Как очевидно, в компании четко очерчена вертикаль власти, и одним из принципов руководства является единоначалие президента «Транснефти», которым нынче является Николай Петрович Токарев.
История организационных форм ПАО «Транснефть»
Стратегически важная государственная компания была создана на основании профильного производственного управления «Главтранснефть» министерства нефтяной промышленности СССР.
Первая российская организационная форма государственной акционерной компании называлась ООО «Транснефть» (1993 г.) С начала своего создания компания весьма последовательно проводит свою кадровую политику. Она поддерживает репутацию конкурентного работодателя не только для своих сотрудников, но и для других физических лиц, субъектов рынка труда.
Руководство компании мотивирует создание и поддержание в рабочих коллективах психологического и морального климата, комфортного, доброжелательного, благоприятного для трудовой деятельности. Неизменно с перспективными планами развития координируется кадровая политика ООО «Транснефть». Отзывы работников свидетельствуют не только об оперативности привлечения кандидатов на новые вакансии, но и о адресности, целесообразности морального и материального поощрения достойных работников.
Кадровая политика компании реально демонстрирует заботу о поддержании и улучшении качества уровня рабочей силы. Совершенствование подготовки работников достигается путем обучения и углубления специального образования всех уровней персонала: от руководящих до рядовых сотрудников. Специалисты высшего уровня проходят подготовку по новейшим инновационным технологиям, обучаются стратегии целевого результативного инвестирования.
Компания в своей кадровой политике соблюдает принцип соответствия возрастающего уровня задач уровню подготовки персонала. В соответствие с этим принципом обучение сотрудников компании оперативно планируется и координируется с планами развития компании ПАО «Транснефть». Отзывы работников также свидетельствуют о помощи компании в решении их жилищных проблем. Сотрудники подтверждают действенность усилий компании по обеспечению мест проживания непосредственно в районах производственной активности. Последовательно такая работа проводится в районах, характеризующихся экстремальным климатом.
Компания следит за уровнем справедливой оплаты квалифицированной работы. Тарифные разряды оплаты труда периодически пересматриваются с целью совершенствования стимулирования значимого и результативного труда.
Высокая квалификация специалистов является предметом особой гордости этой одной из крупнейших в мире компаний. Так, в 2017 году на отраслевом международном конкурсе в Шанхае, где было представлено 12 стран, призовые места получили именно сварщики АО «Транснефть-Дружба». Отзывы работников (большинства из них) также свидетельствуют о том, что за время работы на предприятии их авторы действительно многому научились.
Важным направлением деятельности компании является постоянная забота о повышении производительности труда. Среди планово проводимых в этом направлении мероприятий в интервью ее руководителей упоминается дальнейшая автоматизация бизнес-функций, оптимизация и стандартизация производственных процессов, соблюдение соответствия задействованного персонала уровню сложности задач.
Даже не вникая в планы развития компании можно обоснованно прийти к выводу, что поступательно развивается ПАО «Транснефть». Вакансии в компании с относительно низкой текучестью кадров, конечно же, появляются достаточно редко.
Далее в статье буде приведена краткая социальная характеристика некоторых звеньев компании.
ООО «Транснефть-Восток»
Данное подразделение компании выполняет задачи как по региональному снабжению нефтепродуктами, так и по экспорту данного сырья в КНР. Протяженность нефтепровода, транспортирующего нефть в Китай, составляет 2 700 км, общая протяженность внутренних нефтепроводов (из Омска и Красноярска – в Иркутск) составляет 1 300 км.
Емкостной парк, нефтеперекачивающие станции, пункты налива нефти, базы обеспечения также составляют производственный потенциал АО «Транснефть – Восток». Отзывы работников содержат следующие характеристики работы в нем:
- достойный социальный пакет;
- хорошая производственная школа;
- конструктивные отношения в трудовых коллективах.
Подразделение имеет перспективы дальнейшего развития. В настоящее время, кроме действующего экспортирующего нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», принято стратегическое решение о строительстве другого нефтепровода «Куюмба – Тайшет». Структурно из трех районных нефтепроводных предприятий (Нерюгринского, Ленинского, Иркутского) состоит АО «Транснефть - Восток». Отзывы работников о ней носят позитивный характер. Согласитесь, для региональных менеджеров оценка 4,4 балла из 5 возможных - это очень высокий показатель. Нечасто на неформальных форумах сотрудники столь открыто одобряют стиль и методы руководства, методику стимулирования труда, моральный климат в коллективах.
«Транснефть - Дальний Восток»
Это довольно молодая компания, старт строительства ее магистралей состоялся 13.01.2010 г. Инвестором и обслуживающим предприятием для второй очереди нефтепровода, протянувшегося до Тихого океана, является АО «Транснефть – Дальний Восток». Отзывы работников о нем свидетельствуют как о явных преимуществах, так и о неприятных моментах в организации труда.
Соответственно, сотрудники дают предприятию 3 балла из 5, что соответствует средневзвешенной оценке предприятий в промышленности.
Попробуем разобраться, в чем кроется проблема. Предприятие решает сложные производственные задачи: обслуживает 2 047 км магистрального газопровода по направлению Сковородино-Хабаровск-Врангель; транспортирует нефть на экспорт, а также обеспечивает сырьем Хабаровский нефтеперерабатывающий завод АО «Транснефть – Дальний Восток». Отзывы работников отмечают, что это весьма надежное место работы, сотрудники получают полный соцпакет, но также отзывы содержат и критику, которая касается того, что сотрудников низшего звена часто штрафуют их непосредственные начальники. Существуют, конечно, и более лояльные рецензии сотрудников, где между строк можно прочитать, что их серьезное отношение к работе было оценено по достоинству. Однако факт есть факт - о предприятии «Транснефть – Дальний Восток» отсутствует такое количество хвалебных отзывы, как о предприятии АО «Транснефть - Восток». Сотрудники не пишут о своем предприятии с гордостью.
Наверное, высшему менеджменту компании «Транснефть» стоит уделить больше внимания совершенствованию методики руководства этим подразделением.
«Транснефть – Сибирь»
Это крупнейшее подразделение в составе компании «Транснефть». 300 млн т в год тюменской нефти транспортируют производственные фонды данного предприятия. Оно обслуживает 27 магистральных нефтепроводов общей протяженностью 9,3 тыс. км. Крупнейшие среди них:
- Сургут – Горький – Полоцк;
- Холмогоры – Клин;
- Усть-Балык – Курган – Уфа – Альметьевск;
- Нижневартовск – Курган – Куйбышев;
- Усть-Балык – Омск.
Персонал предприятия в количестве 11 тысяч человек обслуживает объекты, находящиеся в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, а также в Тюменской, Курганской, Свердловской областях. 85 станций нефтеперекачки, резервуарный парк емкостью 3,3 млн м3 обслуживает персонал АО «Транснефть – Сибирь». Отзывы работников самого большего подразделения компании можно назвать достаточно лояльными. Среди позитивных аспектов организации труда упоминается:
- возможность обучения профессии;
- стабильность оплаты труда и достойный социальный пакет;
- бонусы: оклад на день нефтяника и 13-я зарплата.
Относительно нормированного рабочего дня мнения сотрудников расходятся. Большинство из них пишет, что на предприятии восьмичасовой рабочий день и два выходных. Однако есть отзывы сотрудников, которые утверждают, что этот график не соответствует действительности.
Также упоминается, что «человеку с улицы» по резюме нереально устроиться на работу в АО «Транснефть – Сибирь». Отзывы работников предприятия свидетельствуют, что для получения работы человек должен предоставить рекомендации. Такая осторожная кадровая политика присутствует лишь в тех организациях, работу в которых ценят.
«Транснефть – Север»
Это предприятие является стратегическим для развития Тимано-Печерского региона. На нем трудится примерно 2 700 сотрудников. Оно обслуживает нефтепроводы Респубики Коми, Ярославской, Архангельской, Вологодской областей. Их общая протяженность – 1 560 км. Крупнейшие ветки магистралей - «Ухта – Ярославль» и «Уса – Ухта». В производственном и общем балансе компании «Транснефть» относительно небольшой удельный вес занимает АО «Транснефть - Север». Отзывы работников лояльны. Средний бал – 4 по пятибалльной системе. Среди достоинств предприятия отмечаются:
- высокая зарплата и достойный соцпакет;
- возможность построить карьеру;
- сплоченные рабочие коллективы;
- своевременное обновление и правильное содержание техники;
- уважительное отношение руководства к сотрудникам.
Среди недостатков отмечается искусственное создание текучести кадров путем заключения трудовых договоров с сотрудниками на короткий срок.
«Транснефть - Урал»
Это предприятие обслуживает 8 858 км нефтепродуктопроводов, а также емкостной парк общей емкостью 2 млн м3. Оно принимает нефть от ее производителей ПАО «Оренбургнефть», ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ». Кроме того, предприятие принимает нефть от смежных подразделений в системе компании: «Сибирь», «Западная Сибирь».
Выполняет транзитные функции на территории восьми субъектов РФ АО «Транснефть - Урал». Отзывы работников данного предприятия на официальном сайте компании, к сожалению, отсутствуют. Хорошо это или плохо? Социологи утверждают, что такая ситуация примерно соответствует оценке 4 по пятибалльной системе. Ведь ничего не мешает работнику предприятия, уволенному незаслуженно, выразить свою досаду в соответствующей рецензии.
Обслуживающие подразделения (надзор, охрана, водители)
Подразделение ООО «Транснефть Надзор» осуществляет плановые проверки во всех звеньях компании. Ею осуществляется входной контроль, проверка соответствия всех процессов транспортировки, хранение материалов и продукции имеющейся проектной и технологической документации. Контрольно-ревизионная работа руководствуется градостроительным кодексом, положением о строительном контроле, СНиП 12-01-2004 ООО «Транснефть - Надзор». Отзывы работников отмечают повышенные требования дисциплины, частые и длительные командировки, высокую текучесть кадров. Заслуживает внимание суждения сотрудников, свидетельствующие о предпочтительности набора кадров из числа сотрудников других подразделений АК «Транснефть». Именно такие ревизоры, уже имеющие стаж работы в компании и знающие принципы его работы, могут принести пользу своими проверками. Ведь цель ведомственного контроля, кроме определения недостатков, - это своевременная подсказка о путях решения проблемы. А дельный совет можно ожидать лишь от профессионала, знающего специфику работы.
Относительно недавно, в 2014 году, в составе АК «Транснефть» было создано подразделение ООО «Транснефть – Охрана». Отзывы работников свидетельствуют о надлежащей организации охраны нефтепроводов, поддержании объектного и пропускного режимов, предупреждение административных нарушений и должностных преступлений. В составе предприятия функционируют 11 подразделений межрегионального типа.
В компании «Транснефть» работает большое число водителей. При комплектации подразделений транспортом берутся во внимание технико-экономические показатели (коэффициенты использования, грузоподъемности, пробега, средняя скорость техническая).
Две категории автотранспорта: общего назначения и специализированный действующий подвижный состав используют в компании ПАО «Транснефть». Отзывы работников – водителей свидетельствуют о различной организации их работы: одно-, двухсменной и круглосуточной. Цикл работы водителей зависит от общего графика ремонта и обслуживания, количества единиц транспорта, времени возможной отгрузки поставщиков.
Сами работники-водители оценивают работу в компании на 3 балла из 5. Среди позитивных моментов упоминается достойный соцпакет, обеспечение предприятием своевременного ремонта и обслуживания транспорта. Отрицательно эти сотрудники отзываются о ненормированном рабочем дне, частых командировках. Среди водителей компании повышена текучесть кадров.
Заключение
Компания является надежным работодателем. АК «Транснефть» постоянно пребывает в процессе развития: совершенствуется структура, наращивается сеть магистральных нефтепроводов. В настоящее время продолжается работа по строительству:
- системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» способной транспортировать около 30 млн т в год;
- балтийской системы (35 млн т в год);
- Мурманского нефтепровода;
- Нефтепровода «Заполярье-Пурпе-Самотлор».
Вопросы социального обеспечения работников постоянно находятся в фокусе внимания руководства компании. На предприятии четко установлены принципы оплаты труда, дополнительного материального обеспечения. Эта работа получила наивысшую оценку на Петербургском международном форуме предприятий нефтегазовой отрасли, где главным призом социальноориентированной компании было награждено именно ПАО «Транснефть». Отзывы работников предприятия это подтверждают. Сотрудники практически всех подразделений отмечают весомый социальный пакет.
Кроме того, персонал большинства предприятий компании упоминают хорошую организацию профессионального обучения, благоприятный деловой климат в рабочих коллективах. Впрочем, эти характеристики реализованы в различных подразделениях по-разному. Скорее всего, руководство АК «Транснефть» уже предпринимает меры для повышения лояльности трудовых коллективов с высокой текучестью кадров.
Вполне заслужено всероссийскими дипломами «За системный подбор и обучение инженерно-технических и рабочих кадров» и «За эффективность мотивации рабочих к труду» награждена компания ПАО «Транснефть». Отзывы работников о компании подтверждают справедливость такой высокой оценки. Ведь постоянно встречающиеся в рецензиях персонала лаконичные фразы «хорошая производственная школа» или же «я получил ценный опыт» свидетельствуют о многом.