Методика: чего не хватает на этих рисунках? Диагностика развития ребенка
Суть методики "Чего не хватает на этих рисунках" заключается в том, чтобы грамотно оценить восприятие ребенка с самых разных сторон. Таким образом выявляется способность детей формировать образы, на основе которых делать умозаключения и выражать их в словесной форме.
Как работает методика?
Чего не хватает на этих рисунках? Детям предоставляют некоторое количество рисунков, но не простых. Суть в том, что на каждом из них не хватает какого-то существенного элемента. Ребенок должен успеть определить по картинке, чего не хватает на этих рисунках в максимально короткий период времени. У тех, кто проводит диагностику есть секундомер, при помощи которого фиксируется время, которое тратит ребенок на выполнение задания. Это время переводя в баллы, при помощи которых в конце тестирования и выносится вердикт. Методика "Чего не хватает на этих рисунках" позволяет быстро и эффективно произвести диагностику.
Как оцениваются полученные результаты?
В методике "Чего не хватает на этих рисунках" используется десятибалльная шкала, где:
- 10 баллов дается в том случае, если ребенок затрачивает на выполнение задания менее 25 секунд. Важно, чтобы за это время были названы все семь недостающих элементов.
- От 8 до 9 баллов начисляется тем, у кого выполнение задачи заняло от 26 до 30 секунд.
- От 6 до 7 баллов дается в случае, если поиск нужных элементов занял от 31 до 35 секунд.
- От 4 до 5 баллов за результат в пределах от 36 до 40 секунд.
- От 2 до 3 баллов начисляется в том случае, если на выполнение задания было затрачено от 41 до 45 секунд.
- От 0 до 1 балла – больше 45 секунд.
Оценки в баллах позволяют с максимальной точностью делать выводы об уровне психологического развития детей. Несмотря на то что данные показатели считаются весьма обобщенными, на их основании можно более глубоко судить об уровне развития и восприятия. А колебания баллов – это вынужденная мера, так как точные критерии оценок задать фактически невозможно. Именно поэтому диагностам разрешается либо добавлять, либо отнимать по баллу. Конечно, это мало влияет на итоговые показатели, но тем не менее дает хорошую возможность лучше дифференцировать ребят по методике "Чего не хватает на этих рисунках".
Что означают баллы?
Все очень просто, от 10 до 8 баллов – это высокий уровень, от 4 до 7 – средний, от 3 до 0 – низкий. Уже примерно к трем с половиной годам ребенок начинает понимать простые причинно-следственные связи, однако немалое количество детей, которые имеют некоторые проблемы с речью или психическим развитием, сталкиваются с трудностями понимания и осознания причин и следствий происходящих событий.
Причинно-следственная связь
Еще одним важным методом диагностики являются те же картинки, только на них нужно искать не отсутствующие элементы, а причинно-следственную связь между происходящим. Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, что происходит в первую очередь, а что после. В идеале дети должны брать в правую руку картинку на которой изображена причина, а в левую – следствие произошедшего. На этом задания не заканчиваются, придется также объяснить происходящее, использовав правильные речевые конструкции. Следите за тем, чтобы слова-связки стояли в нужных местах.
Творческий потенциал
Е. П. Торренс предложил методику, суть которой заключается в том, чтобы дорисовывать недостающие элементы фигур. В тестировании обычно принимают участие дети в возрасте от 5 до 7 лет. Суть заключается в том, что детям даются геометрические фигуры, изображенные на чистом листе в центре, а задача детишек – дорисовать недостающие элементы при помощи цветных карандашей. После чего рисунки собираются и подводятся итоги диагностики. Оценивается результат также по установленной десятибалльной шкале.