Духовное образование: система, цель и развитие
Достижение идеала – нелегкий процесс. Особенно если речь идет о личностном развитии. Но именно такая задача стоит перед системой современного образования: формирование не только знаний и умений, но и нравственных качеств и ориентиров учащихся. Как раз духовному образованию и воспитанию подрастающего поколения в последние годы уделяется особое внимание.
Основные формулировки
Нравственное развитие человека – комплексный процесс на основе множества факторов. Этим объясняется значительное количество связанных с ним понятий и терминов, которые составляют основу духовного образования.
Духовные ценности – нормы, принципы в отношении человека к обществу, семье, самому себе, основанные на понятиях добра и зла, истинного и ложного.
Духовно-нравственное воспитание - это процесс знакомства обучающегося с базовыми ценностными ориентирами, способствующий гармоничному развитию личности, формированию нравственно-смысловой сферы.
Кроме этого, выделяют такое понятие, как гражданско-нравственное развитие, включающее процесс укрепления базовых личностных ценностей, формирования умения сознательно выстраивать отношение к себе, государству, обществу на основе общепринятых норм морали.
Цели и задачи
Масштабность целей духовно-нравственного образования, заявленного одним из ключевых направлений государственной политики, впечатляет. В конечном счете это воспитание ответственного, инициативного, компетентного гражданина, придерживающегося традиционных нравственных, социальных, семейных ценностей.
От успехов такого воспитания во многом зависит дальнейшее развитие страны. Чем выше уровень принятия гражданином общечеловеческих и национальных ценностей и готовности следовать им в профессиональной, личной, социальной жизни, тем значительнее перспективы модернизации страны и общества. Духовные ценности в образовании полностью соотносятся с этими задачами.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
Разработанная еще в 2009 году, концепция стала основой для разработки новых образовательных стандартов. Именно в ней было сформулировано положение о необходимости взаимодействия семьи, образовательных учреждений, общественных, религиозных, культурных и спортивных организаций в сфере духовного образования подрастающего поколения. Концепция определила цели и задачи нравственного развития детей, тип современного воспитательного идеала, базовые национальные ценности, педагогические условия и принципы.
Задачи:
- создание условий для самоопределения ребенка;
- его интеграция в национальную и мировую культуру;
- формирование у школьника объективной картины мира.
Основные нравственные ориентиры
Согласно принятой концепции, основными источниками нравственности для детей и молодежи являются:
- любовь к родине и готовность служения отечеству;
- солидарность;
- семейные отношения;
- гражданственность;
- природа;
- научное познание;
- искусство и эстетическое развитие;
- культурологические представления и религиозные идеалы;
- созидание и творчество;
- многообразие народов и культур.
В процессе воспитания и обучения происходит развитие личностной, социальной и семейной культуры ребенка. При этом образовательная среда школы должна строиться на общих для всех граждан страны ценностях.
Система духовного образования в РФ
Необходимость усиления воспитательных функций образовательных учреждений отмечается в целом ряде нормативных документов. Так, согласно положениям нового закона об образовании, обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся является одной из главных задач образовательных программ. Процесс этот осуществляется в тесном сотрудничестве с семьей ученика, общественными и конфессиональными институтами. Все они становятся субъектами системы духовного воспитания.
Образовательная среда школы строится таким образом, чтобы способствовать разностороннему развитию ребенка, сочетаясь с внешними воспитательными факторами. Педагогу необязательно получать профессиональное духовное образование, чтобы выбрать наиболее эффективные методики нравственного развития ребенка на своих уроках или во внеучебной деятельности. При этом процессы обучения и воспитания на практике фактически неотделимы друг от друга.
Духовно-нравственное образование и ФГОС
Согласно новым федеральным стандартам (ФГОС), образованию отводится одна из ведущих ролей в деле нравственной консолидации современного общества. Их положения раскрывают содержание ключевых задач духовного образования детей, направления воспитательной работы на каждой ступени обучения, методы и формы нравственного развития. Ключевым моментом выступает единство урочной, внеурочной и внешкольной деятельности как залог всестороннего развития школьника.
Знакомство ребенка с базовыми ценностями происходит не только в рамках предметов гуманитарно-эстетического цикла (литература, искусство, обществознание). Воспитательным потенциалом обладают все учебные предметы. Кроме того, в 2012 году во всех отечественных школах был введен специальный курс – основы религиозных культур и светской этики. В ходе обучения ребята получили возможность ближе познакомиться с основными религиозными системами (христианство, буддизм, ислам, иудаизм), историей развития ключевых этических и философских понятий.
Направления духовного воспитания в школе
Речь ниже пойдет о трех основных компонентах духовного образования: познавательном, ценностном, деятельностном.
Познавательный компонент обеспечивает формирование определенной системы знаний и представлений о нравственной сфере. Эффективными технологиями в этом отношении становятся исследовательские проекты, конференции, интеллектуальные марафоны и олимпиады.
Ценностный (аксиологический) – отвечает за эмоциональное восприятие учащимся тех или иных моральных принципов и правил. Неплохие результаты приносят регулярные проблемные беседы с обсуждением ситуаций нравственного выбора, а также различные виды творческих заданий, в которых находят отражение представления и взгляды ученика.
Деятельностный компонент связан с практическими результатами школьников, отражающими уровень усвоения нравственных ценностей. Ведущая роль здесь отводится внеурочным и внешкольным практикам. Это и игровая деятельность, и организация акций, и подготовка социально-значимых проектов, и общественно-полезные работы, и спортивно-оздоровительные мероприятия.
Способы оценки уровня духовного воспитания и развития
В системе современного образования проверка результатов, которых удалось добиться школьникам, является обязательным мероприятием. Для этого существует целый комплекс процедур - от проверочных работ до государственной итоговой аттестации. Подвергнуть оценке достижения в сфере духовного образования значительно сложнее. Основными показателями выступают: широта познавательных интересов, интерес к духовной культуре, понимание и принятие основных нравственных ценностей, сформированность этических представлений, определяющих выбор в различных ситуациях.
Исходя из этого, основная задача педагогического коллектива – разработать возможные критерии оценки результативности процесса воспитания. К ним относятся:
- уровень интереса к нравственно значимым ценностям;
- объем и полнота знаний о духовных ориентирах и принципах;
- направленность эмоционального отношения к системе базовых ценностей, степень их принятия;
- готовность объективно оценивать собственные поступки и действия окружающих с позиций этических норм;
- наличие опыта практического следования нравственным правилам в ситуациях выбора;
- уровень активности участия школьников в мероприятиях, связанных с духовно-нравственным развитием;
- инициативность учащихся и способность к самоорганизации;
- активность и сплоченность педагогического коллектива в воспитательной работе.