Психологическая диагностика

Психологическая диагностика, являясь одним из ключевых направлений в деятельности практикующего специалиста, обладает существенным весом во всей его работе. Так, без нее становится невозможным осуществление ни психпрофилактики, ни консультирования, ни экспертизы. Психологическая диагностика является определяющим компонентом проверки эффективности лечебного и педагогического процесса. Она необходима при уточнении в структуре расстройств развития и способностей к обучению у детей, при дифференцировании патологий, для обоснования способов наиболее результативного коррекционного и воспитательного влияния и прочего.

Эта отрасль науки предусматривает различные психодиагностические методики. Они разрабатываются и применяются для наиболее эффективного распознавания индивидуальных человеческих способностей.

В практическом смысле психологическая диагностика является процессом определения того или другого заболевания. При этом описание состояния осуществляется при помощи определенных приемов; оно может являть собой элемент эксперимента либо выступать в качестве самостоятельного способа исследования. Диагностика личности, кроме того, может представлять собой и область деятельности практикующего специалиста.

Практическое использование этого направления науки отмечается в различных сферах работы специалиста. Так, например, психологическая диагностика применяется психологом и при проведении консультирования или коррекции, и в случаях, когда он является автором или участником исследований или экспериментов. Однако, как показывает практика, чаще всего это направление деятельности является самостоятельным, отдельным видом практики.

Целью психодиагностики является постановка психологических диагнозов – оценка имеющегося психологического состояния людей.

При обследовании специалисты определяют три главных этапа:

  1. Сбор информации.
  2. Переработка и интерпретация полученных данных.
  3. Постановка диагноза или формулирование прогноза.

Если рассматривать с теоретической стороны, то дисциплина имеет дело с постоянными и переменными показателями, которые дают характеристику внутреннему миру человека. С одной стороны психологическую диагностику можно рассматривать как способ, при помощи которого осуществляется проверка теоретических построений. С другой же стороны – эта дисциплина отражает способ движения от обобщения и абстрактной теории к конкретным фактам.

Психодиагностика способствует решению нескольких задач.

Так, дисциплина позволяет установить у человека (людей) те или другие психологические качества и свойства либо особенности поведения. Кроме того, психодиагностика описывает диагностируемые поведенческие и психологические особенности в тех ситуациях, когда необходимо. Дисциплина позволяет определить уровень развитости того или другого свойства, выразить его в конкретных качественных и количественных величинах. Психодиагностика способствует также выявлению степени развитости исследуемых характеристик у различных людей.

Все указанные выше задачи решаются в рамках дисциплины, как самостоятельно, так и в комплексе. Это, главным образом, зависит от цели осуществляемого исследования. При этом необходимо отметить, что практически во всех случаях, кроме качественного описания полученных результатов, необходимо владение приемами количественного анализа.

Среди основных методов психодиагностики следует выделить опросные, продуктивные, утверждающие, действенные, бессознательные, физиологические, осознанные, сенсорные, технические, бланковые и прочие. При этом один и тот же прием может квалифицироваться в соответствии с различными критериями, в связи с чем, может относиться к разным классификационным группам.

Комментарии