Директивное и индикативное планирование
В экономической науке существует два основных подхода к планированию. Речь идет о директивном и индикативном планировании. Понять полный объем функционала последнего вида можно, лишь осознав, что представляет собой первый. Именно поэтому статью об индикативом методе начнем с определения директивного планирования.
Дефиниция директивного планирования
Директивное планирование характеризуется обязательностью, жесткостью, необходимостью исполнения соответственно всем требованиям, не предполагает инициативы, а ориентируется на применение рычагов командно-административной экономики.
Дефиниция планирования на основе индикаторов
Индикативное планирование - это метод социально-экономического планирования, состоящий из комплекса составляющих и направленный на развитие экономики. Основой данного вида планирования ожидаемо является индикатор. Это доступная к наблюдению и измерению экономическая характеристика объекта изучения, которая позволяет делать выводы относительно других его свойств, которые недоступны исследованию (об индексах экономических изменений, налоговых ставках, уровне прибыльности и так далее). Для индуктивного планирования характерны два главных признака:
- особая система показателей-индикаторов;
- ориентирующий и информирующий характер индикаторов.
Таким образом, системы директивного и индикативного планирования противоположны по своей сути. Индикативная система имеет исключительно рекомендательный, а не указательный характер, с целью информирования систем управления субъектами экономики о возможностях экономического потенциала.
Опыт планирования индикаторами в развитых странах
Вариант планирования посредством индикаторов - наиболее распространенный способ регулирования развития социально-экономического комплекса рыночной экономики. Индикативное планирование развития в областях экономики и социума представляет собой комплексный механизм координации деятельности и интересов таких субъектов рынка, как домохозяйства, предприятия и государство.
Подходы к планированию с точки зрения индикаторов
В экономической науке выделяются разнообразные подходы к изучению процесса планирования индикаторами. Выделяют четыре основных формы индикативного планирования, которые активно применяются на практике в регулировании уже существующих и прогнозировании будущих рыночных процессов социально-экономического характера.
Первый подход основан на соотнесении с макроэкономическим планированием при самостоятельности субъектов хозяйствования - предприятий. В условиях данной формы директивное и индуктивное планирование тесно переплетены. Например, деятельность китайских государственных предприятий осуществляется на основе абсолютной экономической самостоятельности и представляет собой макроэкономический вариант планирования, в основе которого наблюдается сочетание частного и государственного секторов при доминировании последнего. Экономисты Китая утверждают, что, несмотря на схожесть по многим параметрам, планирование в Китае носит не директивный, а индикативный характер, при этом государственный сектор в ней преобладает.
Второй подход сформирован исходя из того, что планирование индикаторами отвечает за мотивационные и информационно-ориентирующие функции. Индикативное планирование применяется государством в интересах всего общества. Происходит это при учитывании потребностей региональных экономик и активных рыночных субъектов. Разрабатываются планы развития экономики всего народного хозяйства страны, в него входит и частный сектор, устанавливаются совершенно точно определенные ориентиры хозяйствования. Тем самым сущность индикативного планирования заключается в мотивированности заинтересованного участия отдельных предпринимателей и целых регионов в реализации планов, обладающих общественной ценностью.
Этот подход к планированию распространен преимущественно развитых странах. К числу таких государств относится Япония. Характерно индикативное планирование для социально-экономического развития. С формальной точки зрения госпланы не стоят в ранге законов, а являются лишь программами ориентации и мобилизации звеньев экономики с целью выполнения действенных в общенациональном аспекте программ.
Третий подход обрел высокий уровень популярности. В его основе - включение в содержание индуктивного плана особых заданий для госсектора. Характерна ориентация частных предприятий на планы государства как мощнейшего субъекта рыночного хозяйства, хотя это и необязательно. В качестве индикаторов в систему включаются директивные показатели (госзаказы), контрольные цифры, значимые для целых отраслей и регионов, отдельных предприятий, а также такие регуляторы, как налоги, цены, процентные ставки по кредитам и иные нормативы в сфере экономики.
Четвертый подход представляет в качестве индуктивного планирования механизм взаимного действия государства и более мелких экономических субъектов. Кроме информирования субъектов хозяйствования, оно предполагает под собой координационную работу.
Основной страной, пропагандирующей именно этот вариант планирования, является Франция. Правительство призвано информировать и координировать, а не принимать решения за субъектов и не выдает им наказания. Французская практика отвечает за взаимный обмен планами между частными предприятиями и государственным сектором.
Роль планирования посредством индикаторов
Индикативное планирование такой формы способно не только упразднять дефекты механизма рынка, но и налаживать государственное вмешательство в экономику за счет саморегуляции. По ходу анализа происходит выявление системы макро- и микроэкономических показателей. Установленные показатели научно-технического прогресса, исследований выявляет система макроэкономических и микроэкономических показателей, определяющих степень эффективности капитала, научно-технического процесса и науки вообще. В качестве результата имеем эффективное сочетание всех этих характеристик в экономике частных предприятиях и целых отраслей.
То есть индикативное планирование – это механизм координации интересов государства и субъектов самостоятельного рыночного хозяйствования, который эффективно сочетает в себе государственное регулирование и саморегулирование рынка. Данный механизм, кроме всего прочего, отвечает за разработку комплекса индикаторов, отвечающих за развитие в сферах социума и экономики и определение общенациональных предпочтений в аспекте данного механизма, также происходит согласование микро- и макроэкономических решений.
Индикативный метод планирования определяет особые меры государственной поддержки субъектов рыночного хозяйствования, которые непосредственно участвуют в реализации плана. К ним относятся многие институты местного самоуправления, органы управления корпорациями, группы финансово-промышленной направленности и так далее.
В реализации системы индуктивного планирования следует принимать во внимание опыт развитых экономически стран. Он явно демонстрирует, что систему невозможно заставить эффективно функционировать без учреждения специальных плановых органов, а также наделения ведомств и министерств рядом функций в этой сфере. Например, японская система планирования обладает рядом широких ответвлений.
Российская система
В России, по сравнению с ведущими в этой области государствами, все не столь радужно: система планирования и прогнозирования состоит из Министерства экономики (наделено полномочиями в области разработки и поддержания прогнозов развития социума и экономики) и финансов (ответственности в области разработки, установления и исполнения бюджетных обязательств). В комплекс структурных подразделений также включают Центробанк (выполняет формирование главных пунктов денежной, кредитной и валютной политики) и Государственный комитет по статистике (мониторит промежуточные и конечные (за некоторый период) результаты социально-экономического развития).
Дополнительным недостатком российской системы представляется и совмещение функций прогнозирования, контроля и регулирования в руках один и тех же государственных органов. Упразднить этот изъян возможно только за счет увеличения числа структурных ответвлений в системе. Сегодня уже имеются предложения по расширению системы за счет новых органов:
- казначейства (ответственного за исполнение федерального, регионального и местного бюджетов);
- комитета прогнозирования (должен обобщать информацию обоих министерств и всех ведомств, а также властей местного и регионального уровня, организаций и их профсоюзов, им планируется формирование долгосрочных прогнозов развития);
- налоговой службы, фондов управления государственным имуществом (участие наряду с федеральными таможенными органами в разработке разделов бюджета, соответствующих доходному компоненту).
Эволюция форм индикативного планирования в управлении
Немного о развитии явления. Первая в истории форма государственного индикативного планирования - конъюнктурная, которая связывает пропорции и скорость роста экономики с усилением влияния на них бюджета государства. Перестройка структуры экономики сразу в нескольких развитых государствах по завершении первой половины двадцатого столетия обусловила острую необходимость согласования бюджета и показателей прогнозов в сфере народного хозяйства. На этих прогнозах, в свою очередь, обосновывались оценки общей суммы налоговых поступлений. Такая схема привела к формированию средне- и долгосрочных прогнозов.
Примеры их:
- японский «Десятилетний план удвоения национального дохода:
- канадский «Выбор путей экономического роста».
В шестидесятых годах прошлого века сразу многие страны рыночной экономики стали создавать особые органы планирования:
- Генеральный комиссариат по планированию (Франция).
- Экономический совет (Канада).
- Экономический консультативный совет (Япония).
Частные предприятия и территориальные власти не сразу были вовлечены в структуру планирования по индикаторам. Дополнение ими участников системы индикативных планов, с учреждением налоговых льгот, государственных программ, других мер породило структурную форму индикативного планирования.
Япония
Данная форма планирования довольно успешно использовалась в Японии. Об этом говорит тот факт, что на ее основе в стране разработали первый план комплексного территориально-отраслевого развития.
Основными направлениями в государственной политике Японии на протяжении двадцати пяти лет оставались целевые изменения в структуре (в том числе и развитие наукоемких отраслей) и верное размещение производств в границах территории. Но даже после обширной либерализации, курс на которую был избран с начала восьмидесятых годов, в финансовой системе Япония не отказалась от активной политики долгосрочного прогнозирования. Так, в ныне функционирующем в реальных условиях «Четвертом комплексном плане национального развития» выделены главные цели развития во всех сферах.
Главная цель планирования в Японии - многополярное использование специфических ограниченных возможностей страны, принимая во внимание существующие проблемы и острую необходимость обеспечения безопасности страны. Главными аспектами достижения этой задачи являются ликвидирование концентрации населения и хозяйства в отдельных частях острова, а также территориальное развитие с целью углубления отношений между некоторыми районами и их взаимодействия в международном масштабе.
Франция
Эволюция в структурном индикативном планировании и прогнозировании явно прослеживается и во Франции. С семидесятых годов прошлого века индикативный план представлен как государственный план, ориентированный на производство общественных благ, и метод соотнесения действий государства в зависимости от политики расходных и доходных пунктов бюджетов региональных и отраслевых экономических подсистем. На данном примере можно увидеть, как происходит разделение прогнозируемых и обязательных аспектов плана.
Под влиянием кризисного развития, зафиксированного в семидесятых-восьмидесятых годах и связанного с переменой в доминирующих технологических раскладах и углублением тенденций развития постиндустриального формата, индикативное планирование трансформировалось в развитых государствах в стратегическое. Для стратегического планирования характерна колоссальная гибкость, которая по понятным причинам необходима в ходе быстрых эволюционных изменений в экономической структуре. В стратегическом планировании по сравнению с предыдущим видом серьезно сократились границы области возможных действий субъектов, также произошло уменьшение количественных показателей и сроков планирования.
Во Франции стратегическое планирование впервые было применено в десятом индикативном плане последнего десятилетия двадцатого века, суть данной идеи заключалась в выборе основных приоритетов национального экономического развития. Было определено шесть главных направлений развития экономики Франции:
- образование,
- укрепление национальной валюты и обеспечение занятости населения,
- социальная защита,
- научные исследования,
- курс на обновление госслужб,
- благоустройство местных территорий.
Соединенные Штаты
Американские власти индикативное стратегическое планирование определили в качестве поиска неиспользованных ранее решений, преследующих своими целями достижение свободной и успешной конкуренции, развитие международного сотрудничества по многим пунктам, максимально возможное содействие продуктивности экономики. Все эти меры должны быть непременно основаны на абсолютном доверии и полномасштабной финансовой поддержке местных и штатных властных органов.
В предпоследнее десятилетие двадцатого века масштабы индикативного структурного планирования в среде развитых стран пошли на убыль. Такой исход был обусловлен недостаточной пластичностью и гибкостью установленной формы планирования. Вместе с тем, структурное планирование в определенной степени провоцировало лоббирование интересов сокращающихся устаревших отраслей.
Краткие общие итоги
Финансовые кризисы девяностых в развитых странах наглядно продемонстрировали, что увеличение роли механизмов свободных рынков по мере интернационализации экономики государства усиливает проблемы в области национальных кредитно-финансовых систем. В итоге еще более явной становится необходимость постоянной эффективной координации функционирования субъектов хозяйствования на национальном и международном уровнях. Именно поэтому многие крупные экономисты современности делают ставки на усиление роли государственного планирования в экономиках развитых стран в самом ближайшем будущем.
Эволюционные процессы в области форм индикативного планирования от конъюнктуры к структуре, а далее и процессы образование стратегической формы, в развитых странах протекали в течение нескольких десятков лет.
Выводы по России
Индикативное планирование является слабой стороной экономики нашей страны на данный момент. В России на сегодня используются лишь отдельные элементы, но все необходимые компоненты еще не внедрены в систему планирования. Термин «индикативное планирование» в российских законах также не используется. А планирование и прогнозирование процессов в различных направлениях государственного регулирования на сегодня не объединены в нашей стране в единую систему.
Варианты государственных влияний на социально-экономическое развитие страны могут быть реализованы как включенными в систему индикативного планирования, так и выключенными из нее, но первый вариант будет несравнимо более эффективным.
По мнению многих экспертов в экономической сфере, оформление системы планирования на основе индикаторов в структурной форме остро необходимо в аспекте развития механизма национального хозяйства. Однако допускают они и возможность переориентации на либеральную (стратегическую) модель индикативного планирования, но только по преодолении экономического кризиса и после завершения институционального и технологического видов модернизации.
Наиболее эффективно в кризисных условиях себя проявили методы управления на основе долгосрочной стратегии. Основная черта данного вида - гибкость, а главные принципы: откровенно низкий уровень регламентации и максимально быстрое принятие решений по уменьшению степени возникающих опасностей. Имеющиеся на данный период возможности диктуют острую необходимость использования в России именно стратегической формы индикативного планирования, однако с применением в ее рамках некоторых элементов структурного планирования.