Методики диагностики памяти у дошкольников и способы ее развития
Как развивать малыша в возрасте 1-5 лет? Какие методы диагностики памяти у дошкольников являются самыми результативными? Многие современные родители мечтают о том, чтобы их малыш был самым умным, самым воспитанным, самым замечательным ребенком.
При этом они абсолютно не знают, что именно требуется от них в воспитательном процессе, чтобы получить желаемый результат. Постараемся проанализировать наиболее распространенные методики раннего обучения детей, применение которых всегда дает желаемый результат и позволяет помочь заботливым папам и мамам.
Раннее развитие
Диагностика слухоречевой памяти у дошкольников проводится для того чтобы использовать методику Монтессори. Мария Монтессори является известным итальянским врачом и педагогом.
Всемирную известность принесла ей собственная методика раннего развития детей. В начале прошлого века ею была открыта собственная школа, в которой малыши проходили обучение по методике, разработанной ею. Использовались специальные задания, основу которых составлял принцип саморазвития. Такое обучение дало уникальные результаты.
Дети, имеющие некоторые отклонения в развитии, не только догоняли сверстников, но иногда даже перегоняли их по уровню умственного развития. Подобные результаты настолько удивили саму Марию Монтессори, что ею было принято решение о распространении своего метода по всему миру. Мария постоянно говорила о том, что при правильной организации обучения не может быть отстающих детей!
Принципы раннего обучения
Диагностика памяти у детей основывается на принципах. Каждый из которых заслуживает отдельного рассмотрения. Основой является свобода. Игровые образовательные технологии, самостоятельность выполнения предложенных упражнений, все это используется в тех случаях, когда проводится оценка внимания, памяти и мышления у дошкольников.
Важные моменты
В наши дни есть детские сады, в которых используется методика раннего развития детей Марии Монтессори. Именно по этому варианту обучения у каждого малыша есть свой собственный план развития, перед ребенком поставленные индивидуальные задачи.
Основной задачей такого варианта воспитания становится помощь учителя (воспитателя) в организации самостоятельной деятельности ребенка, а не планирование развития за него взрослыми людьми: педагогом и воспитателем.
Специфика слуховой памяти
Основа данной методики легла в новые федеральные образовательные стандарты второго поколения, что стало подтверждением значимости и актуальности подобного метода воспитания.
Как проводится диагностика памяти у дошкольников? Методики существуют различные, поэтому остановимся только на некоторых из них.
Исследование «10 слов»
Педагог озвучивает 10 слов: слон, стол, ноги, калина, рука, парк, калитка, бак, окно, мел. Если после первого прочтения ребенок способен воспроизвести 5-6 слов, отлично развита слуховая память у дошкольников. Диагностика проводится для малышей 3-6 лет.
Методика Д. Векслера
Она дает возможность анализировать зрительное восприятие у малышей. Как проводится диагностика зрительной памяти у дошкольников? Детям предлагают 4 рисунка, смотреть на каждый из них можно 8-10 секунд. Далее ребенку предлагается воспроизвести их на чистом листе бумаги. В зависимости от количества линий, их расположения, качества картинок, психолог делает вывод о развитости зрительного восприятия у малышей.
Методика опосредованного запоминания А. Н. Леонтьева
Как еще осуществляется диагностика памяти у дошкольников? Методики, которые используются детскими психологами, часто основываются на словах. К примеру, детям предлагается подобрать 10-15 слов, а также рассмотреть набор карточек. Картинки не являются прямыми иллюстрациями к предлагаемым словам: ночь, одежда, молоко, поле, дорога, сад, обед, птица, лошадь, шубка, мышь, лес, стул, ученье.
На карточках могут быть: часы, яблоко, хлеб, стол, самолет, карандаш, корова, лампа, сани, гнездо, телега, велосипед, фонарь, луна, дерево.
Диагностика зрительной памяти у дошкольников по данной методике осуществляется следующим образом. Учитель зачитывает слова, дети подбирают к ним карточки с рисунками, чтобы лучше запомнить слова. К примеру, на слово «молоко», ребенок ищет карточку с изображением коровы. Далее малыш поясняет свой выбор, а педагог по их количеству определяет особенности памяти.
«Образная память»
Как еще осуществляется диагностика памяти у дошкольников? Методики помогают определять образную память малышей. Суть заключается в том, что ребенку предлагают за 30 секунд запомнить 12 образов, представленных в таблице. После того как картинки убирают, малыш должен нарисовать или пояснить представленные образы. В зависимости от числа правильных ответов можно делать вывод о развитии памяти дошкольника.
«Выучи слова»
Суть состоит в определении динамики процесса заучивания информации. Как проводится такая диагностика памяти у дошкольников? Методики такого плана направлены на анализ состояния мышления, внимания, утомляемости. Педагог-психолог использует слова, которые между собой не имеют особой связи, фиксирует их перечисления ребенком в протоколе «+» или «-». Воспроизведение слов дошкольником осуществляется в несколько этапов:
- сначала озвучивается 6 слов воспитателем, потом ребенок повторяет их в любом порядке;
- далее снова перечисляются слова, ребенок повторяет их, добавляя те, которые были им упущены в первом случае.
Для заучивания можно взять следующие слова: птица, кошка, машина, кровать, собака, рыбка. Затем обрабатывается диагностика слуховой памяти у дошкольников. Методики оценки результатов при желании можно даже придумать самостоятельно или же использовать существующие. К примеру, за каждое правильное слово малыш получает по 1 баллу, следовательно, при безошибочном воспроизводстве всех 12 слов можно заработать 12 баллов.
Как сделать вывод об уровне развития? Предполагается следующая градация:
- 1-3 балла - низкое;
- 4-7 баллов - среднее;
- 8-12 баллов - высокое.
Воспроизведение рассказов
Как проводится диагностика памяти у старших дошкольников? Методики основываются на чтении рассказа на слух, последующем воспроизведении его малышами. Психолог учитывает использование смысловых звеньев. Помимо диагностики, подобные задания способствуют развитию коммуникативных навыков у малышей.
Развиваем моторику
Мудрые родители стараются найти для своего малыша существенный стимул, который позволит ребенку развивать свою память, логику, мышление. Таким стимулом педагоги считают мелкую моторику рук.
Можно выделить много современных игрушек, которым присвоен статус развивающих игр. К примеру, производители детских игрушек, учитывая индивидуальные особенности каждого детского возраста, обязательно на упаковке игрушки указывают, на какой возраст она рассчитана.
Оригинальные развивающие коврики, которые шуршат (гладкие или пушистые), сделаны специально для малышей 1-2 лет. Соприкасаясь с таким ковриком, дети получают представление о мягкости, грубости, упругости. Именно прикосновение к таким коврикам является для малышей способом получения новых знаний, то есть стимулирует его мыслительную деятельность.
В любом доме есть так много предметов, которые можно использовать для развития моторики ребенка. Среди самых простых и бюджетных предметов, которые подходят для развития моторики, отметить можно обычную крупу.
Взяв ее, можно провести множество интересных занятий с дошкольниками, придумать массу занимательных игр. Потребуются две разные емкости, затем малышу предлагается пересыпать крупу из одной мисочки в другую.
Также можно рассыпать рис или гречу на столе, и предложить ребенку порисовать в крупе пальчиками. Из гороха, бобов, фасоли можно выложить фигурки, представленные на картинках.
Главное, чтобы не только у воспитателей детского сада, но и у родителей было желание играть со своими малышами.
Полезные советы
Как только малышу исполнится один годик, в его психологии проявляются отличия между полами. В этот промежуток времени очень важно для малыша расти в полноценной семье.
В возрасте 1-3 лет ребенок старается активно подражать поведению своих родителей, пытаясь сформировать свои собственные манеры поведения.
Мальчики в дошкольном возрасте склонны к развитию абстрактной логики, а у девочек формируется социальное мышление. Такие особенности необходимо учитывать в процессе воспитания. Именно поэтому так важна диагностика развития памяти у малышей, анализируя сформированность логического и абстрактного мышления, а также способность к запоминанию информации.
Именно в дошкольный период происходит формирование интеллектуального потенциала малыша. Для того чтобы он мог полноценно и быстро развиваться, ему нужны упражнения, помогающие развитию мелкой моторики. Именно поэтому психологи рекомендуют вовлекать малыша в игры с матрешками, конструкторами, рисовать вместе с ним.
Воспитатель и родители должны помогать своему малышу, показывать ему, как именно нужно собирать детали конструктора, как складывать кубики. Через какое-то время малыш получит определенные навыки, а взрослый сможет оценить уровень сформированности логической памяти.
Родители должны читать своему ребенку книги, вместе с ним разглядывать картинки, все это важно для развития малыша. Психологи советуют мамам и папам хвалить его за любые, даже самые маленькие «победы», например, выученное стихотворение, усвоенный рассказ.
Постепенно малыш начинает понимать важность своих сверстников, у него появляется желание общаться. Важно дать малышу навыки социального поведения, научить его убирать за собой игрушки, заправлять кровать, чистить зубки. Если малыш предлагает взрослым людям помощь, нельзя отказываться от нее, нужно набраться терпения, вместе приготовить обед, намыть полы, вытереть пыль.
Своевременная и полная диагностика внимания, памяти, мышления у дошкольника необходима для того, чтобы подобрать каждому ребенку собственную образовательную и развивающую траекторию. Полученная информация помогает педагогам и родителям приобщать малыша к самостоятельности, давать ему возможность развиваться в качестве полноценной личности.
Если не провести своевременной диагностики, не оценить с помощью различных методик, приведенных выше, уровень умственной сформированности ребенка 2-3 лет. К трем годам у малыша могут возникать серьезные сложности, которые связаны с формированием его характера.
Родители, воспитатели, психологи – это люди, благодаря которым осуществляется формирование будущих граждан. Именно они работают над формированием личности. Поэтому от их заинтересованности в изучении дошкольников зависит конечный результат – воспитание гармонически сформированной и развитой личности.
Согласно требованиям новых федеральных образовательных стандартов, внедренных в систему дополнительного образования, проведение ранней диагностики различных видов памяти является обязательным элементом работы детских психологов и воспитателей.