Муниципальная собственность: кто владеет, тот и распоряжается
Муниципальная собственность - важнейшая часть экономики городов и поселений. Кто управляет этой собственностью, тот определяет развитие территории. Давайте разберемся, из чего состоит муниципальная собственность, как ею управляют и зачем она нужна.
Состав муниципальной собственности
Согласно статье 215 Гражданского кодекса РФ, муниципальная собственность - это совокупность имущества, принадлежащего на правах собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. (Статья 215 ГК РФ)
В состав муниципальной собственности входит широкий спектр объектов:
- Земельные участки в границах городов и поселений
- Жилые и нежилые здания и помещения
- Дороги и транспортная инфраструктура
- Коммунальные сети и объекты ЖКХ
- Объекты социальной сферы: школы, больницы, культурные учреждения
Законодательством установлены требования о необходимости перепрофилирования или отчуждения муниципальной собственности, если она не отвечает целям ее использования.
С точки зрения возможности приватизации, муниципальную собственность разделяют на три группы:
- Имущество, которое может быть приватизировано
- Имущество, приватизация которого ограничена
- Имущество, которое не подлежит приватизации
Например, к первой группе можно отнести неиспользуемые административные здания, ко второй - объекты ЖКХ, к третьей - дороги и парки.
Перечень объектов муниципальной собственности, подлежащих приватизации, утверждается представительным органом местного самоуправления.
Управление муниципальной собственностью
Управление муниципальной собственностью осуществляют органы местного самоуправления и назначенные ими лица. Они могут совершать различные операции с муниципальным имуществом.
Продажа и покупка муниципального имущества
Продажа используется для приватизации неэффективных активов. Она может проходить в форме аукциона или конкурса.
Например, в городе N в 2020 году на аукционе за 5 млн рублей было продано неиспользуемое административное здание площадью 500 кв. метров. Это позволило получить средства в бюджет и избавиться от расходов на содержание объекта.
При необходимости органы местного самоуправления могут приобретать имущество у государства, юридических или физических лиц.
Сдача в аренду
Аренда позволяет эффективно использовать муниципальную собственность и получать доход. Объекты сдаются по результатам конкурса или аукциона.
К примеру, в городе Z с помощью аукциона удалось сдать в аренду на 10 лет несколько пустующих помещений общей площадью 300 кв. метров по ставке 3000 рублей за 1 кв. метр в год. Это обеспечило городскому бюджету гарантированный годовой доход в размере 900 тысяч рублей.
Однако существуют риски недобросовестного управления со стороны чиновников. К примеру, занижение стартовой цены на аукционе, непрозрачный отбор участников, нарушение условий контракта и так далее.
Зачем нужна муниципальная собственность
Муниципальная собственность играет важную роль в жизни городов и поселений. Вот основные ее функции:
- Обеспечение жизнедеятельности территории. Объекты транспорта, ЖКХ, социальной инфраструктуры позволяют удовлетворять потребности населения.
- Финансирование местного бюджета. Муниципальная собственность приносит доход в виде налогов, аренды, приватизации. В городе Z эти доходы составляют 20% бюджета.
- Создание рабочих мест. Муниципальные предприятия являются крупными работодателями. Например, в городе X муниципальное транспортное предприятие обеспечивает 1500 рабочих мест.
- Поддержка местного бизнеса. Льготная аренда помещений позволяет развиваться малому бизнесу.
Как сделать управление эффективным
Чтобы минимизировать риски и повысить эффективность использования муниципальной собственности, необходимо:
- Обеспечить прозрачность процессов управления с помощью открытых данных.
- Внедрить общественный контроль через общественные советы, слушания, СМИ.
- Привлекать профессиональные организации для оценки, аудита, управления имуществом.
- Использовать современные информационные системы для учета и управления муниципальным имуществом.
- Проводить регулярный аудит и оценку эффективности использования собственности.
Примеры эффективного управления
Рассмотрим положительный опыт некоторых городов по повышению эффективности управления муниципальной собственностью.
Город N: Внедрил информационную систему учета объектов собственности и сделок с ними. Это повысило прозрачность процессов для горожан.
Город Y: Создал общественный совет по контролю за использованием муниципального имущества. Удалось предотвратить ряд сомнительных сделок.
Город Z: Привлек профессиональную компанию для управления коммерческой недвижимостью. Это увеличило доходы от сдачи помещений в аренду на 15%.
Риски неэффективного управления
К сожалению, не во всех муниципалитетах процессы управления собственностью отличаются прозрачностью и эффективностью. Часто встречаются следующие проблемы:
- Неполные и неточные данные об объектах собственности.
- Несоблюдение процедур проведения конкурсов и аукционов.
- Отсутствие контроля за выполнением условий договоров аренды.
- Занижение стартовых цен на торгах.
- Нецелевое использование муниципальных объектов.
Такие нарушения приводят к потерям бюджета и снижению эффективности использования муниципального имущества.