Трудовая этика: взаимоотношения в коллективе, типовые положения

Трудовые отношения - это особая сфера общественных отношений. На них распространяются не только общепринятые, но также специфические этические нормы. Трудовая этика регулирует отношения не только внутри организации, но также взаимодействие с внешней средой.

История развития вопроса

Этика трудовых отношений имеет длинную и сложную историю развития, которая сопряжена с историей развития труда. Вот основные этапы, на которых стоит заострить внимание:

  1. В варварские времена стремление к созидательному труду воспринималось с презрением. Упор делался на военное искусство. Элитой общества были землевладельцы, которые содержали рабов и были лишены необходимости трудиться.
  2. В античный период к труду также не было почетного отношения. Особым уважением пользовались мыслители и политики. Бытовало мнение о природной низости людей, занятых физическим трудом.
  3. В христианстве произошла переоценка приоритетов. Считалось, что тот, кто не желает трудиться, не достоин пропитания. Тягчайшим грехом в раннем христианстве считалась праздная жизнь.
  4. В эпоху реформации лишь укрепилось достойное положение труда и низость праздности. Бродяжничество осуждалось на законодательном уровне. Моральным же долгом считалось преобразование и украшение жизни.
  5. В эпоху романтизма были сделаны первые шаги к капитализму. Ценность возымел не столько сам труд, сколько возможность и способность зарабатывать материальные ценности.
  6. В капитализме отмечается ценность предпринимательских способностей.
  7. Протестантская этика подразумевает высокое качество труда.

Составляющие этики

Трудовая этика включает в себя такие основные составляющие:

  1. Ценности - обобщенные оценки жизненных принципов, которые пользуются постоянной привлекательностью для подавляющего большинства людей.

  2. Права - определенное пространство для действий личности.

  3. Обязанности - ограничение пространства для действий личности.

  4. Моральные нормы - нравственные требование, присущие определенной социальной группе.

  5. Взаимоотношения - установленные связи между людьми.

Этические уровни

Трудовая этика реализуется на нескольких уровнях. А именно:

  • общественный - взаимодействие организации с обществом в целом (включая потребителей и поставщиков);

  • организационный - взаимодействие внутри организации (между коллегами, между сотрудниками и начальством);

  • индивидуальный - моральные аспекты взаимодействия между конкретными лицами в рамках организации.

Основные положения

Основные нормы трудовой этики можно сформулировать следующим образом:

  1. Необходимо выполнять обещания, данные коллективу (или коллективом).
  2. Необходимо отбросить мысль о том, чтобы причинить вред кому-то в организации.
  3. Необходимо помогать друг другу как в рабочих вопросах, так и в личных делах.
  4. Необходимо уважать личность каждого работника, независимо от его позиции в организационной иерархии.
  5. Необходимо неукоснительно следовать нормам трудовой дисциплины.
  6. Стоит исключать любые действия, которые противоречат интересам рабочего коллектива и организации в целом.
  7. Важно проявлять корректность и внимательность по отношению к коллегам.
  8. Стоит воздерживаться от публичных оценок личностных и профессиональных качеств коллег.
  9. Важно, чтобы более опытные сотрудники делились своими знаниями с другими членами коллектива.
  10. Важно осознавать ответственность не только за собственную работу, но и за результаты деятельности всего коллектива.
  11. Стоит подвергать осуждению поступки, которые резко противоречат нормам этики и морали.

Влияние на этику подчиненных

Основой продуктивных взаимоотношений является трудовая этика. Профессиональной этике должны следовать все сотрудники без исключения. С этой целью руководитель может использовать такие методы влияния:

  1. Авторитарное воздействие посредством приказов, наказаний и угроз.
  2. Призыв к исполнению этических норм посредством демонстрации на собственном примере.
  3. Использование системы информирования о моральных нормах и правилах, обязательных к исполнению в коллективе (листовки, интернет-рассылка, беседы и так далее).
  4. Разработка системы поощрения работников, которые неукоснительно следуют этическим нормам.
  5. Создание благоприятного морального климата в коллективе, который бы способствовал установлению конструктивных и доброжелательных отношений между сотрудниками.

Требования к руководителю

Несмотря на то что ответственность за соблюдение трудовой этики и морали лежит на всем трудовом коллективе, основное внимание приковано именно к руководителю. Именно он подает пример сотрудникам. Вот каким требованиям он должен соответствовать (касательно рассматриваемой тематики):

  • знание основных положений этики взаимоотношений в трудовом коллективе, а также обладание навыками применения данных сведений на практике;
  • навыки ведения деловой беседы как с равнозначными руководителями, так и с сотрудниками более низкого звена;
  • навыки критического разбора поведения подчиненных, а также принятие мер, соответствующих сделанным выводам;
  • умение сочетать деловую активность с отдыхом.

Правила для руководителя

Для руководителя трудового коллектива этика является методом эффективного воздействия на подчиненных. Чтобы поддерживать здоровую атмосферу и дисциплину, стоит руководствоваться такими правилами:

  1. Связывайте поощрение и вознаграждение с деятельностью, которая приводит к повышению эффективности работы организации.
  2. Публично поощряйте тех людей, которые демонстрируют высокие показатели в работе и придерживаются этических норм.
  3. Организуйте работу так, чтобы каждый сотрудник ощутил на себе результаты улучшения результатов деятельности организации.
  4. Поощряйте участие сотрудников в управленческой деятельности.
  5. Обращайте внимание на трудности, с которыми сталкиваются работники среднего и низшего звена в вашей организации.
  6. Не допускайте ситуаций, в которых интересы организации противоречат интересам ее сотрудников.
  7. Не пытайтесь вводить более строгие нормы труда и трудовых взаимоотношений, пока не сможете обеспечить их беспрепятственную реализацию.
  8. Не допускайте расхождения между декларируемыми нормами и фактической ситуацией.
  9. Не подменяйте понятие доходов сотрудников общими доходами организации.
  10. Не создавайте привилегии для отдельных сотрудников, чтобы не создавать напряженности в рабочем коллективе.

Требования к подчиненному

Не стоит недооценивать роли рядовых сотрудников в формировании здорового морального климата на предприятии. Если руководитель - это фундамент, то подчиненные - это "кирпичики", из которых состоит мощная организация. В морально-этическом плане к ним выдвигаются такие требования:

  1. Не создавать начальнику лишних проблем. Если решение вопроса находится в ваших силах и в рамках вашей компетенции, не стоит лишний раз отвлекать вышестоящего.
  2. Не отвлекайте начальника в напряженные моменты. Отложите свой вопрос до того момента, когда руководитель будет свободен и в хорошем расположении духа.
  3. Заметив неправоту руководителя, донесите это до него в уважительной деликатной форме.
  4. Ведите диалог с начальством в вежливом и уважительном тоне, но не заискивайте перед ним.
  5. Если вы не успеваете выполнить порученную работу в срок, заблаговременно уведомьте об этом начальника.
  6. Не общайтесь с высшим руководством, минуя своего непосредственного начальника.

Черты самоактуализированного сотрудника

Каждый руководитель хочет, чтобы в его организации работали самоактуализированные сотрудники. То есть такие, которые ставят интересы предприятия и нормы трудовой этики выше собственных интересов и выгоды. Вот основные черты самоактуализированного сотрудника:

  • получает удовольствие от того, что делает свою работу качественно;
  • получает удовольствие от поиска выхода из сложных ситуаций;
  • работает увлеченно и с азартом;
  • относится к работе, как к какому-то личному делу;
  • стремится превратить хаос в порядок и привнести мораль в дезориентированный коллектив;
  • получает удовольствие от помощи коллегам по рабочим вопросам;
  • считают свою работу очень важной как в масштабах организации, так и в масштабах общества в целом;
  • самоотверженно стремится к самосовершенствованию.

Гендерные аспекты

В последнее время все больше внимания уделяется гендерным аспектам трудовой этики. В коллективах, где трудятся и мужчины, и женщины, устанавливаются такие правила:

  • в рабочих спорах никогда не затрагивайте разницу между полами;
  • не позволяйте себе фривольностей в общении:
  • в рабочее время характер отношений должен быть исключительно официальным;
  • не интерпретируйте дружелюбное отношение как флирт;
  • общайтесь на равных;
  • не разглашайте личные отношения с коллегой, если таковые имеются.

Заключение

Соблюдение правил трудовой этики - это залог успешного функционирования организации. Ведь эффективная работа коллектива невозможна без конструктивных человеческих отношений. Под этикой труда можно понимать практическую реализацию общепринятых норм, определяющих поведение людей в процессе работы. Ответственность за соблюдение правил лежит как на руководителе, так и на каждом сотруднике организации.

Комментарии