Трудовая этика: взаимоотношения в коллективе, типовые положения
Трудовые отношения - это особая сфера общественных отношений. На них распространяются не только общепринятые, но также специфические этические нормы. Трудовая этика регулирует отношения не только внутри организации, но также взаимодействие с внешней средой.
История развития вопроса
Этика трудовых отношений имеет длинную и сложную историю развития, которая сопряжена с историей развития труда. Вот основные этапы, на которых стоит заострить внимание:
- В варварские времена стремление к созидательному труду воспринималось с презрением. Упор делался на военное искусство. Элитой общества были землевладельцы, которые содержали рабов и были лишены необходимости трудиться.
- В античный период к труду также не было почетного отношения. Особым уважением пользовались мыслители и политики. Бытовало мнение о природной низости людей, занятых физическим трудом.
- В христианстве произошла переоценка приоритетов. Считалось, что тот, кто не желает трудиться, не достоин пропитания. Тягчайшим грехом в раннем христианстве считалась праздная жизнь.
- В эпоху реформации лишь укрепилось достойное положение труда и низость праздности. Бродяжничество осуждалось на законодательном уровне. Моральным же долгом считалось преобразование и украшение жизни.
- В эпоху романтизма были сделаны первые шаги к капитализму. Ценность возымел не столько сам труд, сколько возможность и способность зарабатывать материальные ценности.
- В капитализме отмечается ценность предпринимательских способностей.
- Протестантская этика подразумевает высокое качество труда.
Составляющие этики
Трудовая этика включает в себя такие основные составляющие:
-
Ценности - обобщенные оценки жизненных принципов, которые пользуются постоянной привлекательностью для подавляющего большинства людей.
-
Права - определенное пространство для действий личности.
-
Обязанности - ограничение пространства для действий личности.
-
Моральные нормы - нравственные требование, присущие определенной социальной группе.
-
Взаимоотношения - установленные связи между людьми.
Этические уровни
Трудовая этика реализуется на нескольких уровнях. А именно:
-
общественный - взаимодействие организации с обществом в целом (включая потребителей и поставщиков);
-
организационный - взаимодействие внутри организации (между коллегами, между сотрудниками и начальством);
-
индивидуальный - моральные аспекты взаимодействия между конкретными лицами в рамках организации.
Основные положения
Основные нормы трудовой этики можно сформулировать следующим образом:
- Необходимо выполнять обещания, данные коллективу (или коллективом).
- Необходимо отбросить мысль о том, чтобы причинить вред кому-то в организации.
- Необходимо помогать друг другу как в рабочих вопросах, так и в личных делах.
- Необходимо уважать личность каждого работника, независимо от его позиции в организационной иерархии.
- Необходимо неукоснительно следовать нормам трудовой дисциплины.
- Стоит исключать любые действия, которые противоречат интересам рабочего коллектива и организации в целом.
- Важно проявлять корректность и внимательность по отношению к коллегам.
- Стоит воздерживаться от публичных оценок личностных и профессиональных качеств коллег.
- Важно, чтобы более опытные сотрудники делились своими знаниями с другими членами коллектива.
- Важно осознавать ответственность не только за собственную работу, но и за результаты деятельности всего коллектива.
- Стоит подвергать осуждению поступки, которые резко противоречат нормам этики и морали.
Влияние на этику подчиненных
Основой продуктивных взаимоотношений является трудовая этика. Профессиональной этике должны следовать все сотрудники без исключения. С этой целью руководитель может использовать такие методы влияния:
- Авторитарное воздействие посредством приказов, наказаний и угроз.
- Призыв к исполнению этических норм посредством демонстрации на собственном примере.
- Использование системы информирования о моральных нормах и правилах, обязательных к исполнению в коллективе (листовки, интернет-рассылка, беседы и так далее).
- Разработка системы поощрения работников, которые неукоснительно следуют этическим нормам.
- Создание благоприятного морального климата в коллективе, который бы способствовал установлению конструктивных и доброжелательных отношений между сотрудниками.
Требования к руководителю
Несмотря на то что ответственность за соблюдение трудовой этики и морали лежит на всем трудовом коллективе, основное внимание приковано именно к руководителю. Именно он подает пример сотрудникам. Вот каким требованиям он должен соответствовать (касательно рассматриваемой тематики):
- знание основных положений этики взаимоотношений в трудовом коллективе, а также обладание навыками применения данных сведений на практике;
- навыки ведения деловой беседы как с равнозначными руководителями, так и с сотрудниками более низкого звена;
- навыки критического разбора поведения подчиненных, а также принятие мер, соответствующих сделанным выводам;
- умение сочетать деловую активность с отдыхом.
Правила для руководителя
Для руководителя трудового коллектива этика является методом эффективного воздействия на подчиненных. Чтобы поддерживать здоровую атмосферу и дисциплину, стоит руководствоваться такими правилами:
- Связывайте поощрение и вознаграждение с деятельностью, которая приводит к повышению эффективности работы организации.
- Публично поощряйте тех людей, которые демонстрируют высокие показатели в работе и придерживаются этических норм.
- Организуйте работу так, чтобы каждый сотрудник ощутил на себе результаты улучшения результатов деятельности организации.
- Поощряйте участие сотрудников в управленческой деятельности.
- Обращайте внимание на трудности, с которыми сталкиваются работники среднего и низшего звена в вашей организации.
- Не допускайте ситуаций, в которых интересы организации противоречат интересам ее сотрудников.
- Не пытайтесь вводить более строгие нормы труда и трудовых взаимоотношений, пока не сможете обеспечить их беспрепятственную реализацию.
- Не допускайте расхождения между декларируемыми нормами и фактической ситуацией.
- Не подменяйте понятие доходов сотрудников общими доходами организации.
- Не создавайте привилегии для отдельных сотрудников, чтобы не создавать напряженности в рабочем коллективе.
Требования к подчиненному
Не стоит недооценивать роли рядовых сотрудников в формировании здорового морального климата на предприятии. Если руководитель - это фундамент, то подчиненные - это "кирпичики", из которых состоит мощная организация. В морально-этическом плане к ним выдвигаются такие требования:
- Не создавать начальнику лишних проблем. Если решение вопроса находится в ваших силах и в рамках вашей компетенции, не стоит лишний раз отвлекать вышестоящего.
- Не отвлекайте начальника в напряженные моменты. Отложите свой вопрос до того момента, когда руководитель будет свободен и в хорошем расположении духа.
- Заметив неправоту руководителя, донесите это до него в уважительной деликатной форме.
- Ведите диалог с начальством в вежливом и уважительном тоне, но не заискивайте перед ним.
- Если вы не успеваете выполнить порученную работу в срок, заблаговременно уведомьте об этом начальника.
- Не общайтесь с высшим руководством, минуя своего непосредственного начальника.
Черты самоактуализированного сотрудника
Каждый руководитель хочет, чтобы в его организации работали самоактуализированные сотрудники. То есть такие, которые ставят интересы предприятия и нормы трудовой этики выше собственных интересов и выгоды. Вот основные черты самоактуализированного сотрудника:
- получает удовольствие от того, что делает свою работу качественно;
- получает удовольствие от поиска выхода из сложных ситуаций;
- работает увлеченно и с азартом;
- относится к работе, как к какому-то личному делу;
- стремится превратить хаос в порядок и привнести мораль в дезориентированный коллектив;
- получает удовольствие от помощи коллегам по рабочим вопросам;
- считают свою работу очень важной как в масштабах организации, так и в масштабах общества в целом;
- самоотверженно стремится к самосовершенствованию.
Гендерные аспекты
В последнее время все больше внимания уделяется гендерным аспектам трудовой этики. В коллективах, где трудятся и мужчины, и женщины, устанавливаются такие правила:
- в рабочих спорах никогда не затрагивайте разницу между полами;
- не позволяйте себе фривольностей в общении:
- в рабочее время характер отношений должен быть исключительно официальным;
- не интерпретируйте дружелюбное отношение как флирт;
- общайтесь на равных;
- не разглашайте личные отношения с коллегой, если таковые имеются.
Заключение
Соблюдение правил трудовой этики - это залог успешного функционирования организации. Ведь эффективная работа коллектива невозможна без конструктивных человеческих отношений. Под этикой труда можно понимать практическую реализацию общепринятых норм, определяющих поведение людей в процессе работы. Ответственность за соблюдение правил лежит как на руководителе, так и на каждом сотруднике организации.