Что такое таксономия? Классификация таксономии
Таксономия – это метод систематизации областей знания со сложной организацией согласно иерархическому положению каждого из рассматриваемых элементов. Понятием, наиболее близким таксономии, является классификация – форма упорядочивания информации, в которой изучаемые объекты объединяются в классы или группы на основании общих черт и характеристик.
История возникновения
Для точного понимания о том, что такое таксономия, необходимо изучить историю возникновения этого понятия.
Термин «таксономия» был введен в науку в начале 19 века французско-швейцарским биологом Огюстеном де Кандоллем. Он разрабатывал классификацию изучаемых растений, поэтому таксономия в первое время применялась только в такой науке, как ботаника. Через некоторое время изобретенный метод стал распространен не только в ботанике, но и в остальных областях биологии, а также в других системах научных знаний.
Таксономия имеет прямую связь с типологией – методом, который занимается созданием структур объектов и объединением их в группы с использованием обобщенного типа рассматриваемого предмета.
Таксономические схемы и категории
В задачи таксономии, как одного из предметов систематики, входит установление таксономических рангов и определение градации элементов системы. Таким образом, классификация образуется при последовательном включении объектов класса в другой класс по какому-либо общему принципу. Кроме того, на уровне каждого из классов рассматривается вопрос взаимоотношений между имеющимися классами и объема одной из выделенных групп по отношению к другой.
Для того чтобы выделить группы, которые имеют в своих свойствах характеристику взаимного подчинения, используют понятие таксономических категорий. Сами группы объектов, входящих в систему классификации, называют таксонами. Таксоны имеют между собой общие черты и свойства.
На последнем этапе классификации образуются таксономические схемы – системы компонентов. По ним можно проследить факторы создания групп и свойства, согласно которым объекты были выделены в соответствующие группы. Схемы бывают одномерными и многомерными. Одномерные схемы, которые в таксономии считают идеальными, строятся на наличии всего одного общего критерия классификации. Многомерные схемы, в свою очередь, учитывают большое количество общих свойств при создании системы.
Виды таксономии
О том, что такое таксономия и как с ее помощью создают классификации, можно более подробно узнать из исследования двух видов таксономии: естественной и искусственной.
Естественная таксономия классифицирует объекты согласно анализу имеющихся свойств объектов. Искусственная - вводит один логический принцип и на его основе создает группы объектов. В некоторых науках используют сразу оба вида классификации.
Кроме того, имеется классификация таксономии по характеру проведения таксономической процедуры, которая также выделяет два вида: качественную и количественную таксономию.
Качественная таксономия производит группировку предметов по наличию или отсутствию общих признаков, а количественная – по степени сходства предметов друг к другу согласно имеющимся свойствам. Таким образом, с использованием качественной таксономии можно получить четко обозначенные классы и группы. А количественная классификация, в свою очередь, создает только поля – группы с размытыми границами, где некоторые объекты могут принадлежать сразу к нескольким из них.
Теория Блума
В 1956 году английским ученым Бенджамином Блумом была создана новая таксономия, рассчитанная на применение в образовательных целях.
До сегодняшнего дня применение таксономии Блума в разработке учебных планов и проектов считается одним из наиболее действенных и полезных методов. В области обучения он выделяет три уровня:
- когнитивный, связанный с получением знаний;
- аффективный, привязанный к эмоциональным реакциям на воздействия;
- психомоторный, к которому относится приобретение каких-либо физических навыков.
Когнитивная область
Когнитивная область в теории Блума включает в себя получение знаний и информации, а также развитие ментальных способностей. Например: изучение и воспроизведение по памяти определенных фактов, построение моделей или схем, которые способствуют развитию умственных способностей, и т. д.
В качестве примера таксономии на когнитивном уровне Блум выделяет шесть типов когнитивного процесса:
- знание – изучение и воспроизведение информации;
- понимание – пересказ смысла текста со своей интерпретацией;
- применение – умение использовать полученными теоретическими знаниями на практике;
- анализ – распределение целого материала на составляющие элементы, нахождение различий между ними;
- оценка – определение важности материала по отношению к другой информации;
- создание – умение открывать новые идеи на основе других, несвязанных между собой частей информации.
Каждый из шести типов можно рассматривать как один из переходящих уровней сложности когнитивного уровня обучения. Поэтому образовательный процесс желательно начинать с первого из них – со знания, и постепенно переходить к следующим.
Аффективная область
Понятие таксономии Блума включает также аффективную область, связанную с эмоциональным состоянием и чувствами, вызванными у учащегося в период образовательного процесса. К данному уровню можно отнести следующие типы:
- восприятие – готовность учащегося услышать то, что ему говорят, и уделить внимание чужим словам;
- реагирование – наличие мотивации для участия в образовательном процессе, проявление активности;
- усвоение ценностей – принятие положительной или отрицательной оценки для какого-либо предмета или явления;
- организация ценностей – умение расставлять приоритеты и противопоставлять маловажные более значительным;
- интернализация ценностей – введение ценностных установок в свое поведение в процессе обучения.
Таким образом можно отметить, что таксономия целей – это методика, которая затрагивает не только ментальную сторону обучения, но и эмоциональную. Это положительно влияет на получение и усвоение новых знаний и информации.
Психомоторная область
О том, что такое таксономия в психомоторной области, на данный момент имеется наименьшее количество сведений в сравнении с другими уровнями образовательного процесса. Известно то, что рассматриваемая область охватывает цели, которые имеют отношение к различной двигательной координации. К ним можно отнести: приобретение навыков письма, речи, трудового обучения и т. д.
Навыки, рассматриваемые на психомоторном уровне, имеют один и тот же алгоритм отработки: получение информации о навыке из приведенного примера, его осмысление, самостоятельное применение в практической деятельности и оценка полученного результата. Многократное повторение действий в виде положительного опыта, как правило, со временем улучшает результат.
Психомоторная сфера охватывает сразу два отдела человеческой деятельности: мозговой и мышечный. Исследование литературы в данной области показывает, что рассматриваемая сфера образовательного процесса тесно связана с двумя другими. Но проявление этой связи, как и весь психомоторный уровень, изучено наиболее слабо.
Психомоторная сфера широко распространена в таких областях получения образования, как медицинские дисциплины, искусство и музыка, физическое воспитание, инженерные науки.
Применение таксономии
На сегодняшний день о том, что такое таксономия и для чего она нужна, знают немногие люди. Но, тем не менее, данная методика используется во многих областях, особенно в педагогике. Таксономия Блума до современных времен является объектов исследования многих ученых. Малоисследованные области продолжают изучаться и пополняться новой информацией. Кроме того, разработанная английским ученым теория применяется также и на практике – непосредственно в образовательном процессе.
Таксономия, затрагивающая другие области, является не менее распространенной в науках, где нужно построение четкой классификации изучаемых объектов.