Упражнения на развитие воображения для детей и взрослых
Воображением можно назвать способность человеческого мозга создавать образы или генерировать идеи, имеющие в основе реальные явления, события или объекты. Воображение тесно связано со всеми процессами мышления человека и является важной частью психического функционала. Упражнения на развитие воображения так же полезны для творческой составляющей личности индивидуума, как тренировка памяти для улучшения обучаемости или практические занятия в любой сфере познавательной деятельности.
Виды воображения
Воображение является неотъемлемым элементом способности человека к абстрактному мышлению – оно помогает воссоздавать образы по отдельно существующим звеньям, планировать события, создавать цели и находить пути для их достижения. Однако не всегда этот процесс подчинен желанию человека или находится полностью под его контролем. Чаще человек имеет дело с так называемыми пассивными проявлениями фантазий, которым не суждено реализоваться в ближайшее время.
Это, например:
- мечты – относятся к осознанным мыслительным процессам, когда индивид наиболее ясно представляет себе желанные образы и события;
- грезы – могут создаваться осознанно или полуосознанно, и также представляют собой желанные моменты, которым никогда не суждено сбыться по ряду различных причин;
- галлюцинации – внеосознанное видение несуществующих визуальных картинок фантастического или адаптивного свойства, в реальности которых индивид не сомневается;
- сны – являются полностью неосознанным процессом, активирующимся в состоянии отдыха человека.
Активными видами воображения называют процессы подконтрольного вызывания нужных образов. Их тоже несколько:
- творческое (продуктивное) воображение – формирует образы или сценарии (алгоритмы) событий, позже воплощаемые в реальные объекты или свершения;
- воссоздающее – является своеобразным «архивом памяти», хранящим и мысленно восстанавливающим по желанию человека образы и факты, имевшие место в прошлом индивида.
Каждый психически здоровый человек обладает воображением, развитым в той или иной степени, но при желании способность оперировать абстрактно можно усилить, раскрыв в себе тем самым новые потенциалы и неизвестные ранее возможности.
Факты о формировании и развитии воображения
Формирование воображения у человека начинается примерно с двух с половиной лет и активно продолжается в течение всего школьного периода. Чем старше становится ребенок, тем более его фантазии адаптивны к окружающему миру – можно сказать, что основная часть его мечтаний принимает вид целей и воспринимается как руководство к действиям. У детей младшего возраста такое понятие, как осуществимость воображаемого, почти отсутствует, поэтому их фантазии менее привязаны к реальности.
Индивид со слабым воображением - это, по сути, человек без идей и конкретных взглядов на будущее, мыслящий стереотипами и не способный создать ничего уникального. Если такое состояние не является причиной стресса и является привычным для человека, то его жизнь можно уподобить существованию биоробота, нацеленного на удовлетворение физиологических и, в самой малой степени, духовных потребностей. Отличает людей с неразвитым воображением крайне низкая эмоциональность, ограниченность во взглядах и мыслях, отсутствие образного мышления.
Но если отсутствие фантазии - это серьезный недостаток, то бесконтрольность этого процесса и полная самоотдача ему уже является медицинским диагнозом. Данное явление психического нарушения называется визионерством, и наблюдается оно в основном у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Самые распространенные примеры визионерства у детей - это общение с вымышленными друзьями и приписывание игрушкам человеческих свойств в отсутствие игровых ситуаций.
Как правило, у детей визионерство проходит самостоятельно в процессе взросления, и они легко расстаются с созданными образами в пользу реальных. Для взрослых развитие патологии означает полный или частичный отказ от привычных понятий и рациональных шаблонов, принятых в обществе, и убедить их в нелогичности данных явлений очень сложно. Чаще всего визионерству подвержены экзальтированные и фанатичные личности, параноики, больные шизофренией.
Особенности развития воображения у маленьких детей
Воспитание воображения в раннем возрасте происходит по принципу «с миру по нитке» - ребенок воспринимает новые образы из сказок, услышанных разговоров, занятий творчеством, а затем учится их сравнивать. Детям крайне важно донести полученную информацию и свои фантазии, созданные на ее базе, до взрослых людей. По этой причине малыши старше трех лет охотно рисуют, играют с игрушками (причем кажется, что со всеми сразу) и с большим интересом участвуют в формировании нового: строительстве из кубиков, конструировании, собирании картинок из элементов.
После 5 лет часть действий, направленных на выражение фантазийных образов, заменяется способностью мыслить абстрактно и удерживать полученный результат в голове. В этот период важно помочь ребенку расширить имеющуюся у него информационную базу за счет простых упражнений на развитие мышления и воображения. Полезны будут игровые занятия типа "Продолжи логическую цепочку", "Фанты".
Правильно подобранные игры и упражнения на развитие воображения, помогут ребенку увеличить словарный запас, повысить вариативность мышления.
Как вырастить ребенка со здоровым воображением
Вот несколько советов родителям, помогающих ребенку раздвинуть рамки кругозора и сформировать здоровое воображение:
- с детьми нужно чаще разговаривать – обсуждать с ними события дня, заострять их внимание на разных возможных вариантах развития тех или иных ситуаций («мячик ударился о стену, а что было бы, если бы он улетел за забор?»);
- полезно рассказывать дошкольнику о различных позитивных или поучительных (но в положительном ключе) происшествиях из своей или чужой жизни;
- детям необходимо читать, но только те произведения, которые соответствуют их возрасту.
Многие упражнения на развитие воображения у детей требуют практического подкрепления. Например, придумали сказку – нарисовали главных персонажей (слепили из пластилина). Если ребенок любит рассуждать о животных, о природе, то прогулки в парк и зоологический сад должны стать регулярными.
Упражнения для детей 6-7 лет
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте воплощение фантазий ребенка претерпевает трансформацию. Большая часть воображаемых сюжетов и образов, рождающихся в сознании маленького человека, уже не находит проявления в игровых ситуациях и творческом самовыражении, а проигрывается ребенком в уме. Именно на этом этапе важно помочь юному фантазеру не уйти с головой в мир вымышленных образов, а подчинить свое воображение реальным целям, научиться продуцировать идеи.
Упражнения для развития воображения у младших школьников могут быть следующими:
- «Практика Л. Н. Толстого». Ребенку показывают любой привычный ему предмет (тетрадь, лампу, стол) и просят его представить, как будто он пришел из далекой страны, где о назначении этого предмета никто ничего не знает. Какими доступными понятиями иностранец мог бы описать увиденную вещь и какое значение придал бы ей?
- «Ожившая картинка». Сначала родителю с ребенком следует представить, что они получили удивительную способность оживлять все, что нарисуют на бумаге. Начать можно с простых образов – солнышка, тучки, цветочка, а затем перейти к более сложным объектам – вымышленным персонажам, древним животным, строениям. Как поведут себя ожившие предметы, будут ли они нуждаться в адаптации, какие новые свойства у них проявятся?
- «Волшебный лес». Родительской рукой на большом листе бумаги рисуется 3-4 стоящих порознь дерева, а все свободное белое пространства заполняется хаотично разбросанными точками и штрихами. Дошкольнику дается задание дорисовать на бумаге лес, задействуя в рисунке все случайные элементы, а потом рассказать о его чудесах.
Часто в детских журналах или обучающих рабочих тетрадях можно найти игровые задания «Продолжи рисунок». Ребенку дается один несложный элемент в виде большой буквы или цифры (геометрической фигуры, ломаной линии), который предлагается развить до самостоятельного изображения. Это упражнение на развитие воображения у дошкольников учит мыслить логически и улучшает мелкую моторику пальцев.
Развитие воображения у детей 10-12 лет
Подростка сложно уговорить «поиграть в фантазии», поскольку в этом возрасте дети боятся показаться смешными и быть уличенными в глупости. Однако они охотно включаются в обсуждение тем, близких им по духу, если не преподносить эти беседы как упражнения на развитие воображения. Лучше всего приурочивать время занятий к просмотру интересного фильма, посещения музея или выставки. Находясь под впечатлением, школьник с энтузиазмом откликнется на предложение развить тему.
Вот несколько подходящих упражнений на развитие воображения у подростков:
- «Жилец с незнакомой планеты». Ребенок при поддержке родителя придумывает несуществующую планету с условиями жизни, не знакомыми землянам. Основываясь на законах физики и других особенностях, типичных для данной местности, школьник создает образ обитателя этой планеты с подробным описанием.
- «Современный человек». Подросток сначала выбирает, представителя какого направления современного веяния (блогера, дизайнера, менеджера) он хотел бы описать, а затем при помощи взрослого создает среднестатистический типаж данной абстрактной личности (риелтор – суетливый, угодливый, хитрый и др.).
Психологи рекомендуют ввести в привычный обиход семьи такую игру-упражнение на развитие воображения у школьников, как «Новые свойства», помогающую лучше развить вариативность мышление и логики. В любой момент один из играющих указывает на какой-либо обычный предмет (мыльницу, табурет, ботинок), и все присутствующие при этом должны придумать и назвать минимум по три новых способа применения данной вещицы. Например: «Мыльница – это лодочка для гномика, шкатулка для жемчуга, бункер для микробов».
Развитие творческого воображения у детей
Упражнения на развитие воображения у детей дошкольного возраста всегда включают в себя игровые элементы, направленные на раскрытие творческой стороны ребенка. Маленькие дети не боятся казаться смешными, поэтому их фантазии раскрываются гораздо полнее и красочнее – нужно лишь подобрать интересный способ для их проявления.
Вот какие игры и упражнения на развитие воображения у детей 5-7 лет предлагают проводить психологи в домашних условиях:
- «Обведи ладошку». Ребенок плотно прижимает к листу бумаги свою ладошку и обводит ее карандашом. На что похож отпечаток ладони – на древесную крону, смешного человечка или дракона? Пусть ребенок сам увидит в наброске элемент для будущей картинки и дорисует ее так, как посчитает нужным.
- «Клякса». Взрослый человек ставит на плотном листе бумаги чернильную кляксу, затем перегибает лист посередине, «отзеркаливая» пятно так, чтобы получилась одна большая клякса. Ребенок должен увидеть на карточке очертания какого-нибудь знакомого ему образа, а по возможности и нескольких.
- «Кто какой». Через копирку взрослый переносит на бумагу несколько одинаковых фигурок человечков (волшебников, супергероев, принцесс). Ребенку предлагается раскрасить картинки так, чтобы один персонаж получился добрым, другой – злым, третий – хитрым и так далее.
Упражнения на развитие воображения у школьников 7-9 лет могут уже включать в себя элементы свободной фантазии. Пусть после просмотра мультфильма или прочтения книги ребенок пофантазирует на тему, что было бы, если бы история завершилась по-другому. Кто бы тогда оказался среди победивших, а кто - среди проигравших? Что, если бы умершие герои остались живы, а хорошие персонажи оказались злыми?
Среди упражнений на развитие творческого воображения у детей любого возраста можно выделить одно универсальное, помогающее ребенку всегда смотреть на окружающий мир с интересом. Это игра в «Угадай, что?». Ребенка просят представить, что он, например, робот (котенок, инопланетянин, дракон, китаец), которому показывают предмет, ранее ему незнакомый (кольцо, собачий поводок, пуговицу, матрешку). Как выдуманный персонаж отнесется к новому предмету, какое впечатление получит, какое предназначение ему придумает?
Как развить воображение взрослому человеку
Окунаясь с головой в рутину повседневных забот, взрослый человек сознательно ограничивает свое видение мира до узких рамок необходимых ему событий и образов. Это не значит, что способность к воображению у него при этом теряется, однако реализовать ее с каждым годом ему все тяжелее.
Упражнения для развития воображения у взрослых создаются с учетом необходимости отказаться от багажа старых шаблонов, заставляющих мыслить стереотипами. Сознание взрослого человека устроено таким образом, что при попытках мыслить нестандартно в его голове включается целая цепочка защитных механизмов. По этой причине не нужно с первых дней стараться посвятить упражнениям на развитие воображения больше 10 минут подряд.
Начать желательно с простого наблюдения в условиях, близких к обыденным – например, по дороге с работы домой. Даже путь, пройденный многократно, может таить немало сюрпризов, которые и насмешат, и шокируют, если присмотреться к ним внимательнее. Забавно составленное объявление на стене, горящие окна высотного дома, образующие буквенные или цифирные знаки – стоит только открыть свое сознание для необычного, как воображение заработает с удвоенной силой.
Упражнения на развитие фантазии для взрослых
Хорошо развитое воображение характеризуется в первую очередь раскрепощенностью сознания, которую невозможно получить, если мыслить стандартными клише. Разве раковина рапана, привезенная из отпуска, годится только на то, чтобы стать пепельницей? Наполненная почвосмесью и закрепленная отверстием вверх ракушка легко превращается в мини-кашпо для карликового кактуса. Или, покрытая лаком, ложится в основу морской инсталляции. Сколько еще предметов в доме находятся «не на своем месте»?
Кроме этой простейшей тренировки на сообразительность, которую можно проводить где угодно, психологи предлагают применять и такие упражнения на развитие фантазии и воображения:
- «А что, если…». Что, если все охладительные системы в супермаркетах мира одновременно перестанут работать? Что, если воздух на планете превратится в веселящий газ? Задавая себе такие, казалось бы, нелепые вопросы и подробно их «раскручивая» до исчерпывающего ответа, человек учится видеть обычные вещи с неожиданного ракурса и находить логические решения в самых запутанных ситуациях.
- «Скрытый смысл». Это упражнение на развитие воображения от сценариста Жана Пере можно проигрывать в голове каждую свободную минуту, когда есть возможность полистать журнал или галерею картинок в Интернете. Нужно наугад раскрыть первую попавшуюся иллюстрацию и попробовать придумать к ней не менее 10 юмористических подписей, открывающих тайный смысл картинки.
Модное сейчас направление озвучивания иностранных фильмов «гоблинским» переводом – еще один отличный вариант «прокачать» свое представление о нормальности мира. При просмотре любой киноленты по телевизору нужно просто включить беззвучный режим видео и попробовать создать свою версию «озвучки» фильма. Пусть это выглядит глупо и даже бредово, но при регулярных тренировках это упражнение на развитие воображения способно трансформировать обычную серую личность в местную звезду юмора.
Развитие воображения у творческих натур
Творческая «перепрокачка» необходима каждому человеку, мечтающему выделиться из толпы, проявить свою индивидуальность или испытать себя на авторском поприще. Упражнения для развития писательского воображения обязательно должны сопровождаться визуализацией, причем чем ярче получилась «картинка», тем выше эффект от занятия.
Итак, примеры домашних тренировок для начинающих писателей:
- Нужно взять любой небольшой предмет (мягкую игрушку, расческу, заколку), рассмотреть его 10-15 секунд, а затем, закрыв глаза, как можно более полно описать, используя метафоры и другие литературные средства, приемы и обороты речи.
- Взять томик стихов любого автора, открыть его на произвольной странице и сразу прочесть первую попавшуюся строку. Теперь нужно сочинить собственное четверостишие, первой фразой которого и будет выбранная строка.
- Каждый день нужно взять за правило в 100 словах описывать один любой фактор, явление или состояние. Например, если выбрано природное явление «ветер», то подходящими словами станут: неприятно, пронизывать, рвать, поддувать и др.
Будущим авторам полезно как можно чаще заниматься письменными описаниями, причем не имеет значения, чего именно. Можно вспомнить один чем-то примечательный день из своей жизни и описать его, можно в письменной форме охарактеризовать своего друга, зубного врача, соседа из дома напротив. Следует чаще примерять на себя роли других людей (или даже существ) и пытаться описывать мир, видимый их глазами.
Богатое воображение – это необычайный дар природы, которым она наделила каждого человека без исключения. Можно оставить эту способность видеть мир в ярких красках без внимания или всячески поощрять собственную возможность жить неординарной жизнью – решение принимается индивидуально. Но всегда следует помнить, что исторически значимые поступки, гениальные действия и важные открытия доступны только тем людям, которые не боятся впустить в свой мир необычное и чудесное.