Миманса - это школа индийской философии
Миманса - это санскритское слово, означающее «отражение» или «почитаемая мысль». Согласно индуистской философии, это один из шести даршанов, или способов взглянуть на мир. Другие пять даршанов – это йога, самкхья, вайшешика, ньяя и веданта. Миманса, как обычно полагают, является старейшей из шести ортодоксальных школ индуистской философии. Она оказала значительное влияние на индуистское право.
Название учения
В другой транскрипции эта философская школа называется мимамса. Она предоставляет правила для толкования ранних индуистских писаний, известных как Веды, и предлагает философское обоснование для соблюдения ведических ритуалов.
Она также называется карма-мимамса («изучение действий») или пурва-мимамса («предварительное изучение»). Такое название объясняется тем, что она связана с самыми ранними частями: Ведами, Самхитами и Брахманами, которые фокусируются на ритуалах. Другая из шести даршанов, веданта, также имеет другое название – уттара-мимамса («позднее изучение»), потому что она фокусируется на Упанишадах, которые являются более поздней частью ведического писания.
Еще одно название миманса – это кармамарга, так как она учит, что карма – это главное. Но здесь понятие не имеет того же значения, что и в Веданте, в которой говорится о трех путях: карме, бхакти и джняне. В Веданте карма не соблюдается ради нее самой и не является самоцелью, а посвящена Ишваре без всякого ожидания награды. Поэтому кармамарга - это то же самое, что кармайога. Именно этот взгляд на карму изложен в «Бхагаватгите».
В философии миманса кармамарге нет бхакти (эмоциональных привязанностей). Но тем не менее ведические ритуалы создают благополучие в мире, ведут к дисциплинированной и гармоничной социальной жизни и приносят исполнителю внутреннюю чистоту. Мимамса считает карму самоцелью; Веданта расценивает это как средство для более высокой цели.
Что изучает
Цель философской школы миманса – просвещение о дхарме, которое ее ученые определяют как ритуальные обязательства и привилегии, поддерживающие гармонию для человека и мира. Веды считаются непогрешимыми и, следовательно, обладают силой, необходимой для познания дхармы.
На метафизическом уровне миманса – это школа, которая верит в реальность индивидуальной души и внешнего мира, но постулирует, что нет никаких оснований полагать, что Бог существует или существовал когда-либо. Все во вселенной пришло и продолжает существовать через естественные процессы.
Восприятие философами
Адвайта, или недвойственность, в определенной степени согласна с положениями мимамсы. Она принимает ведическую карму, а также шесть праман (восприятий, или источников знаний), определенных Кумарилабхаттой. Недуализм Шанкары, Рамануджи и дуализм Мадхвы - все это ведические доктрины, и все три не противоречат ведическим ритуалам. В то время как в первом случае принимаются все шесть праман мимамсы, во втором (речь идет о Раманудже) – только три пратьякши, анумана и Веды.
Три ведущих учителя Веданты (Шанкара, Рамануджа и Мадхва) не полностью отвергают мимамсу, но пути, которые они прокладывают, выходят за рамки такого взгляда: преданность в случае Вишистадвайты, Дваты и джнаны в случае Адвайты.
Связь со священными текстами
Пурва миманса – это в определенной степени анализ значения слов, особенно слов Вед. Есть некоторая разница между двумя основными понятиями, которая заключается в том, что пурва мимамса занимается исследованием тех частей Вед, которые имеют дело с Дхармой (нормами и правилами). С другой стороны, Веданта связана только с теми частями, которые относятся к Брахману (надличностному абсолюту, «душе мира»).
Дхарма довольно проста. Она представляет собой выполнение тех действий, которые вызывают добро, и избегание тех, которые вызывают зло. Таким образом, задача мимамсы в чтении шастры. Это позволяет определить, какие действия разрешены или запрещены, какие из них хорошие или плохие, и к каким последствиям они приведут. При этом и мимамса, и веданта относятся к тем текстам, которые связаны с Брахманом.
Одна из проблем заключается в том, что делать с Упанишадами и другими ведическими текстами, такими как мифологические истории, которые не предписывают или запрещают действия. Мимамса помещает их в категорию под названием arthavada (восхваление или описание). Они связаны с Дхармой, потому что они описывают или объясняют ее.