Главные правила монашеской жизни

Среди людей всегда бытовало мнение, что в монашество уходят нереализованные личности или разочарованные в жизни. Это далеко не так, ибо монашеский путь очень тяжелый, человеку с надломленной психикой там не место. У насельников есть монашеское правило и послушания.

О книжном и настоящем монашестве

Везде есть правила, обязательные к соблюдению. Но если в миру эти правила нарушаются или корректируются, то в монастыре такого нет. Здесь происходит полное отсечение своей воли, предание в подчинение игумену или игуменье, в зависимости от вида монастыря.

Одного старца спросили: каким должен быть настоящий монах? Он снял с себя мантию, бросил на пол, истоптал и только после этого ответил: пока человек не будет истоптан, как эта мантия, и не смирится с этим, он не станет настоящим монахом.

Бывает, что человек решает уйти в монастырь, начитавшись книг о подвижничестве и жизни в обители, среди братьев или сестер. Спешим разуверить, современное монашество не такое, как оно описывается в старых книгах. Еще в 90-ые годы оно было совсем иным. А сегодня не каждый священник благословит уходить в монастырь.

Кроме того, что придется соблюдать правила монашеской жизни, посещая богослужения и неся послушания, это еще и огромная работа над собой. Просто не каждому по силам нести подобный крест, и многие ломаются, сбросив его на полпути.

Последствия необдуманного ухода в монастырь

Главное правило монашеской жизни - отречение от самого себя, стремление к Богу. Монах не должен искать развлечений, для него нет ничего слаще молитвы. Закончив послушание, он стремится в келью, чтобы отдаться ей полностью.

Готов ли человек, горящий желанием уйти в монастырь, отвергнуть собственную волю? Полюбить одиночество, молитву и смирение? Если нет, то в монастыре он долго не выдержит. Дело в том, что там обостряются все черты характера: как положительные, так и отрицательные. Последние надо убирать, приходится ломать себя, а тут еще и прессинг идет со стороны старших по чину. Иной просто не выдерживает такой жизни, сбегая из обители при первой возможности.

И великое счастье человеку, если он понял, что не в силах понести крест монашества еще до принятия пострига. Хотя бытует мнение, что надев послушническое облачение, можно вернуться в мир. Якобы ничего страшного в этом нет, послушник еще не дает обетов Богу. Это можно сравнить с облачением невесты: представьте, что близится время свадьбы, невеста уже наряжается к торжеству. Она надевает нижнюю сорочку под платье, и в какой-то момент понимает, что замуж-то и не хочется. Тогда девушка снимает ее, откладывает и говорит жениху, что передумала выходить за него замуж. Так же и здесь: одежды послушника можно сравнить с нижним платьем. И как это будет выглядеть, если он снимет их?

Что касается ухода из монастыря после иноческого или монашеского пострига, то здесь отдельный разговор. Это не проходит бесследно для таких людей, отражается на них самих и их детях, если они дерзнут стать родителями. В книге "Несвятые святые" приведено замечательное четверостишие академика Лосева. Он не давал Богу обетов, и не в чем не виноват перед Ним. Но академик был сыном монаха, и вот как он подвел итоги своей жизни:

"Я сын монаха - плод греха.

Я нарушение обета.

И Богом проклят я за это,

К чему ни прикоснусь - труха".

Поэтому не стоит принимать опрометчивые решения и уходить в монастырь, начитавшись книг о духовных подвигах.

О монашеской жизни

Монашеское правило жизни включает в себя полное смирение и отсечение воли собственной. Насельники монастыря подчиняются игумену или игуменье, на каждое действие беря благословение у них. Из монастыря нельзя выйти по собственному желанию, только с разрешения настоятеля (с благословения).

Коротко об одном дне из жизни монаха:

  • Утренний подъем ранний, в различных монастырях его время зависит от начала Богослужения. Где-то службы начинаются в 4:30 утра, где-то в 5:00 утра, а в иных обителях в 6:00 утра. Небольшое послабление бывает по воскресениям, когда начало Литургии сдвигается на час вперед в том случае, если служба одна. Если же их две, то монашествующий может прийти на позднюю.

  • После службы наступает время завтрака. Монах отправляется в трапезную, где очень быстро вкушает пищу. Скорость зависит от того, надо ли идти ему на послушание или нет. Если такая необходимость имеется, кушать приходится в темпе.

  • Послушание бывает разным, у каждого монашествующего оно свое. На послушание назначает игумен монастыря или благочинный. Последний является "заместителем начальника", если говорить привычным мирским языком. Под начальником подразумевается, как мы понимаем, игумен.

  • Послушание прерывается только для того, чтобы принять участие в обеденной трапезе. После чего монашествующий возвращается к своему занятию.

  • Иногда после обеда или утренней службы выделяется время на отдых. Его не очень много, от силы час-полтора. У некоторых из братии такое время отсутствует ввиду специфики послушания, у кого-то его довольно много, опять же, по этой причине.

  • Те, кто заканчивают свое послушание к вечерней службе, отправляются в храм. Остальные продолжают трудиться, если послушание не может быть оставлено до следующего дня. Например, в церковной лавке или в кафе для паломников, которое сейчас есть при каждом монастыре почти, или в гостинице.

  • После вечернего богослужения начинается монашеское молитвенное правило. Мирянам на нем запрещено присутствовать, поэтому о его текстах знают только насельники обители.

  • После правила монах идет в свою комнату. Запрещены праздные гулянья по территории монастыря. Исключением является вынос мусора, ибо контейнеры расположены вдали от корпусов с кельями, и монахи могут прогуляться в это время, пока идут до них.

Поведение в келье

Придя в свою келью, монашествующий может немного передохнуть, после чего встает на правило. У насельников есть свое келейное монашеское правило, обязательное к ежедневному выполнению. У всех оно разное, в зависимости от благословения игумена: кому-то дают больше, иным - меньше. Самое короткое включает в себя:

  • утренние молитвы;

  • главу из Евангелия;

  • кафизму из Псалтыри;

  • деяния и послания апостолов;

  • пятисотницу;

  • вечерние молитвы;

  • акафисты и молитвенное правило по благословению духовника или игумена обители.

У монахов не принято разговаривать с соседом по келье. Да-да, они проживают по двое, а комната разграничена перегородкой. Но это не значит, что даже двух слов сказать нельзя, поздороваться, пожелать спокойной ночи или доброго утра не запрещено. Главное - чтобы не было праздных разговоров, когда монашествующие забывают о своем правиле, слишком увлекаясь ими.

Пятисотница

Мы не можем привести текст монашеского правила, ибо оно у каждого свое, как отмечалось выше. Но текст пятисотницы читатели увидят, отметим что он дан для общего развития и ознакомления, а не для прохождения на собственном опыте.

  • Первая сотня - молитва Иисусова. Читается она следующим образом: первые десять молитв с земными поклонами после каждой, 20 последующих - с поясными, а оставшиеся 70 читаются с умносердечными поклонами.

  • Вторая и третья сотня такие же, как и первая.

  • Четвертая сотня посвящена Пресвятой Богородице. Читают по образу и подобию первой сотни, с такими же поклонами.

  • Пятую сотню разделяют на две часть. Одна из них в размере 50-ти молитв посвящена ангелу-хранителю, вторая половина - всем святым.

  • Заканчивается чтение пятисотницы молитвой "Достойно есть".

Монашеское правило пятисотницы приводим ниже.

Иисусова молитва

Ее знает каждый благочестивый мирянин. Но для тех, кто не церковный человек, публикуем слова Иисусовой молитвы в статье. Она очень короткая и простая.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

Богородичная молитва

Сродни Иисусовой, она такая же краткая. Любую молитву, даже самую небольшую, необходимо читать со вниманием. Что и делают монахи, стараясь достичь умносердечного молитвенного состояния:

Пресвятая Владычице моя Богородице, спаси мя грешнаго.

Ангелу-хранителю и всем святым

Валаамское монашеское правило включает эту молитву. И кроме заявленной пятисотницы, монахи еще и читают три канона, акафист Иисусу Сладчайшему и Пресвятой Богородице. Это мы рассказали для общего развития читателей, чтобы те не думали, что только у наших русских монашествующих тяжелые правила. Нет, везде свои трудности, как мы видим.

Но давайте вернемся к заключительной части пятисотницы: молитвам ангелу-хранителю и всем святым.

Святый Ангеле Хранителю мой, моли Бога о мне грешнем.

Так выглядит молитва нашему Ангелу, читаемая 50 раз, как говорилось выше. Столько же раз монахи читают и молитву всем святым:

Вси святии молите Бога о мне грешнем.

Молитва по окончании пятисотницы

Монашеское правило, включающее 500 молитв, завершено. Теперь осталось прочитать последнюю молитву, благодарственную. Что монахи и делают, перед тем как отправиться отдыхать.

Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Обеты при постриге

И самое последнее, о чем необходимо упомянуть, говоря о монашеском правиле монахинь и иноков, это обеты, которые даются при постриге.

Всего таковых три: нестяжания, целомудрия и послушания. То есть инок или монах не должен стремиться к накоплению земных благ и денег, заглядываться на противоположный пол и обязательно слушаться игумена.

Заключение

Вот такая монашеская жизнь: терпение, смирение и послушание. Шаг вправо или влево не допускается, расстрела за это не будет, но можно скатиться в духовную бездну. А выбраться из нее, даже при условии прочтения монашеского правила, будет очень тяжело.

Комментарии