Социальная журналистика: понятие, значение, основные вопросы
В современном гражданском обществе большое значение имеет социальная журналистика. Она является инструментом общественного контроля и регуляции различных процессов. Во всем мире общественная журналистика является неотъемлемой частью демократического управления. С появлением интернета у этого феномена появляются новые возможности. Во всем мире, и в России в том числе, даже создаются специальные ресурсы для объединения журналистов и граждан. Таким примером может служить сайт «Континенталист» - платформа для социальной журналистики. Расскажем о том, в чем суть этого социального феномена, каковые его задачи и методы.
Журналистика как вид деятельности
Возникновение журналистики обусловлено необходимостью удовлетворения потребности людей в информации. Для качественной жизни людям нужно ориентироваться в событиях, получать своевременные сведения о состоянии общества и окружающей среды. Журналистика является средством коммуникации между социальными группами, между индивидом и обществом и обеспечивает бесперебойные контакты между разными субъектами общества.
Как вид деятельности журналистика включает сбор, обработку, хранение и распространение информации. Главная форма, в которой предстает информация в журналистике – это новость. СМИ оповещают людей о том, что, где, когда и почему произошло. Таким образом, журналисты формируют информационную повестку дня и влияют на интерпретацию событий населением. Именно поэтому нередко эту деятельность называют «четвертой властью».
Журналистика как социальный институт обеспечивает стабильность и устойчивость общества. Она обладает разветвленной структурой в виде редакций, издательств, пресс-служб, информационных агентств, системы журналистского образования. В демократических обществах принято считать, что журналистика – это независимая сфера социальной деятельности, которая направлена на выполнение своих специфических функций. Сегодня журналистика вынуждена меняться, так как происходит преобразование информационной среды. Люди уже могут получать информацию не только из СМИ - они и сами могут становиться источником и транслятором новостей. Это приводит к появлению новых разновидностей журналистики.
Социальные функции журналистики
Самая важная и первая функция журналистики – коммуникативная. То есть она призвана налаживать контакты между людьми и социальными группами. Взаимодействие журналиста, властей и общественности является важнейшей задачей, которая стоит перед этим видом деятельности.
Вторая функция – идеологическая. Журналистика как социальное явление оказывает влияние на представления и мировоззрения людей. Она выступает как инструмент трансляции социально-одобряемых норм и моделей поведения. Журналистику рассматривают как средство влияния на массовое сознание и часто упрекают в ангажированности различными политическими силами.
Еще одна функция – организаторская. СМИ обеспечивают взаимодействие людей и общностей в выработке различных суждений и представлений. Так, социальная журналистика занимается критикой доминирующих общественных представлений и порядков и помогает людям вырабатывать объективное отношение к фактам действительности.
Важнейшей функцией журналистики также является информирование. СМИ призваны поддерживать осведомленность общественности о том, что происходит в мире. При этом отбор фактов и событий для освещения часто связан с вышеперечисленными функциями.
Также журналистика призвана воспитывать и образовывать людей.
И еще одной функцией этого рода деятельности является развлечение публики. Журналист должен находить гармоничный баланс между этими функциями, не уклоняясь ни в одну из сторон.
Понятие и сущность социальной журналистики
По большому счету вся журналистика является социальной, так как обслуживает интересы общества. Поэтому в определении этого понятия среди специалистов есть разногласия. В целом под этим понятием подразумевают систему жанров и методов освещения тем, связанных с жизнью людей, проблем реализации прав и свобод граждан. По мнению исследователей, в понятие социальной журналистики включаются следующие аспекты:
- отражение в СМИ проблем социальной сферы жизни общества;
- анализ тем и событий, связанных с реализацией свобод граждан, с развитием полноценных личностей;
- наличие особых жанров и методов представления информации о социальных проблемах и жизни людей;
- вовлечение в процесс создания журналистских материалов самих граждан;
- инициирование и курирование социальных проектов, способствующих улучшению жизни граждан и общества в целом.
Таким образом, сущность этого понятия заключается в том, что это актуальная информация о состоянии и жизни общества.
Основные темы и проблемы
Долгие годы в отечественной журналистике доминировали политические и развлекательные темы. СМИ старались удовлетворять потребности людей в релаксации, а также повысить свои доходы за счет быстрой популярности. Социальная проблематика не является прибыльной и поэтому долгое время оставалась на периферии интересов журналистов. С начала 2000-х наметился разворот интереса к социальной проблематике. Журналисты вновь стали освещать жизнь обычных людей, с их повседневными проблемами и заботами. Так начали складываться основные темы социальной журналистики:
- освещение возможностей и форм самоорганизации граждан для отстаивания своих прав и свобод;
- деятельность различных общественных организаций, активно участвующих в преобразовании жизни общества, в том числе благотворительных фондов, социальных предприятий, консультационных центров и т. п.;
- освещение проблем незащищенных групп населения: многодетных и неполных семей, безработных, мигрантов, пожилых и одиноких граждан;
- участие в решении проблем молодежи: трудоустройства, наркомании, алкоголизма, доступности образования, преступности, заболеваний СПИДом и гепатитом, деятельности организаций по работе с молодежью;
- распространение идей гражданского общества;
- темы, связанные с нравственным воспитанием граждан;
- экономическая и социальная политика государства и формы ее реализации.
Таким образом, круг проблем, охватываемых социальной или гражданской журналистикой, чрезвычайно велик и он требует особого отношения со стороны журналиста, наличия у него особых профессиональных навыков.
Общественная позиция журналиста
Профессия журналиста требует от него, с одной стороны, объективности и беспристрастности в освещении событий, а с другой - предполагает наличие активной, выраженной позиции. Поиск баланса между этими двумя требованиями – одна из важных задач профессионального журналиста. Понятие социальной позиции в журналистике подразумевает наличие у автора материалов выраженного мнения по основным вопросам современности. Журналист должен четко понимать, что такое добро, справедливость, зло, порок и т. д. Иначе он не сможет изобличать недостатки и провозглашать социально-одобряемые ценности. Работа в сфере социальной журналистики предполагает, что автор имеет собственную позицию, отношение к проблеме, но при этом умеет предложить аудитории весь спектр возможных мнений, чтобы читатель или зритель в ассортименте беспристрастно поданных точек зрения смог найти наиболее близкую именно ему. Выработке социальной позиции у журналиста способствует:
- четкое понимание своего места и роли в обществе;
- ориентация в структуре общественных отношений и представление о движущих силах общества;
- понимание сути возможных социальных противоречий и их последствий;
- осознание роли личности и граждан в решении социальных проблем.
Способы представления социальной позиции журналиста
По мере развития социальной журналистики появляется все больше возможностей для выражения мнения автора. Это связано с появлением новых форматов и развитием жанровых форм. Журналисты сегодня имеют возможность вести личные блоги, писать колонки в различных изданиях, комментировать материалы коллег, выступать экспертами в различных программах. Основными формами проявления социальной позиции журналиста являются:
- прямое отстаивание своей точки зрения, в этом случае он не обращает внимания на другие мнения, аргументировано проводит свою линию;
- более мягкий вариант – это представление различных точек зрения и приведение аргументов в пользу собственного мнения;
- поиск компромисса, учет различных точек зрения и сглаживание конфликтных ситуаций;
- беспристрастная подача фактов, в рамках которой выбор позиции остается за аудиторией.
Основные формы и методы
Многообразные задачи социальной журналистики требуют большого арсенала форм подачи материалов. Аудитории не должно быть скучно или слишком неприятно читать (или смотреть передачи) о проблемах общества, но при этом зрители ни в коем случае не должны оставаться равнодушными. Поэтому арсенал журналиста, занимающегося социальной проблематикой, включает жанры, обладающие высокой вовлекающей силой. Это очерки, репортажи, интервью, фельетоны, проблемные статьи. Современная аудитория хочет получать информацию в живой, интерактивной форме, поэтому возникают новые приемы подачи фактов и событий. Исследователи отмечают, что такими новыми формами становятся такие жанры, как «новости с человеческим лицом», различные формы дискуссий, аналитические материалы с выходом на практические рекомендации, общественная экспертиза, авторские и редакторские колонки, публикация писем и отзывов читателей. Публикации в интернете позволяют организовать обратную связь с читателями, воздействовать на них с помощью текста, аудио- и видеоизображений.
Задачи и цели
Современная социальная журналистика призвана решать множество разнообразных задач. В первую очередь она направлена на помощь конкретным людям, оказавшимся в трудных ситуациях. Журналисты рассказывают о проблеме, помогают найти варианты ее разрешения, привлекают внимание общественности и компетентных органов.
Еще одна задача – это обнаружение новых социальных проблем, их анализ, оценка, широкое обсуждение. Журналисты должны отслеживать динамику социальной сферы, обнаруживать положительные и отрицательные колебания, вырабатывать общую позицию по выявленным проблемам.
Также социальная журналистика призвана поддерживать баланс общественных интересов, представляя позиции разных социальных групп. Кроме того, журналисты могут оказывать и моральную поддержку людям, попавшим в трудные жизненные обстоятельства.
Главная цель социально-ответственной журналистики – это обеспечение стабильности социальной системы. Поэтому журналисты должны искать пути гармоничного взаимодействия между различными социальными группами и варианты разрешения проблем, которые бы снижали социальную напряженность.
Российская общественно-значимая журналистика
Исследователи считают, что в советское время журналистика не выполняла в полной мере функции социальной поддержки и защиты общества, так как ее основной задачей было обслуживание доминирующей идеологии. Во времена перестройки эта дисциплина сосредоточилась на обслуживании различных политических и экономических сил и вновь не являлась в полной мере социальной, так как она привлекала внимание к проблемам, но не стремилась сохранить стабильность социальной системы, а, напротив, расшатывала ее, размывая систему моральных оценок. Это была журналистика негативизма, упрощений, некомпетентности. Она приносила больше социального вреда, чем пользы. Поэтому теоретики говорят о том, что социальная журналистика в России складывается только в начале 21 века. В это время формируется спрос на деятельную журналистику, которая не просто обозначает проблемные точки, но и стремится найти выход из трудных ситуаций. Тогда же начинает складываться система непрофессиональной журналистики, ее еще называют гражданской.
Основные площадки
Интернет стал прекрасной средой для развития социально-ответственной журналистики. Первыми площадками для социальных материалов стали блоги и колонки на различных сайтах. Но постепенно начинают формироваться специальные платформы, объединяющие авторов и читателей вокруг острых социальных тем. Одной из первых таких платформ стал сайт Medium. Однако коммерциализация постепенно убила полезную идею и превратила его контент в поток заказных и проплаченных материалов.
Позже появился новостной сайт E-News.su, который позиционирует себя как площадку для социальной журналистики, хотя это скорее альтернативная журналистика. Здесь не стараются привлечь внимание к проблемам отдельных или обездоленных людей, а освещают факты, которые не находят места на других площадках.
Самой известной платформой является cont.ws, которая также лишь по названию является социальной. На самом деле авторы сайта стараются привлечь внимание читателей жареными фактами, громкими заголовками, недостоверными сенсациями.
Последним появляется «Континенталист» - платформа для социальной журналистики, как написано в названии сайта.
Все эти площадки схожи тем, что объединяют авторов, которые пишут на интересные для них темы. По отзывам, это сообщество непрофессиональных авторов. Задачами этих людей не является отстаивание интересов обездоленных слоев населения - они стремятся повысить трафик сайта и заработать деньги. Полноценных площадок для социальной журналистики сегодня нет, но есть платформы, предоставляющие свои ресурсы для выступлений социально-ответственных журналистов. Например, сайты радиостанции «Эхо Москвы» или телекомпании «Дождь».
Гражданская журналистика
Сегодня основные вопросы социальной журналистики освещаются не только профессионалами, но и общественными деятелями. В связи с чем есть попытка назвать это явление гражданской журналистикой. Или журналистикой с социальным участием рядовых граждан. Зародилось это явление в США в 80-х годах 20 века. Этот феномен призван противостоять заорганизованности и ангажированности официальных СМИ. Демократическое участие граждан в освещении социальных проблем вызвано разочарованием общества в действенности СМИ и других социальных институтов. Люди стремятся создать альтернативные механизмы контроля и привлечения внимания к проблемам. А дальше официальным органам уже ничего не остается, как вовлекаться в решение обозначенных проблем.