Немецкий художник Макс Либерман: биография и творчество
Импрессионизм – направление в искусстве (преимущественно в живописи), зародившееся во Франции в конце XIX столетия. Представители этого направления стремились создать совершенно новые способы передачи окружающей действительности. Мир на картинах импрессионистов подвижен, изменчив, неуловим.
Термин был впервые введен французским журналистом Ли Леруа, взявшим за основу для заголовка своей статьи название полотна Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Слово «впечатление» по-французски impression. Именно от него произошел термин «импрессионизм».
Одним из главных представителей данного направления в живописи считается немецкий художник Макс Либерман. Из-под его кисти вышло несколько десятков картин.
Биография. Ранние годы
Будущий живописец родился 20 июля 1847 года в Берлине. Его отец, Луи Либерман, был богатым еврейским промышленником.
Макс Либерман с детства проявлял страсть к рисованию, посвящая ему большое количество времени почти ежедневно. Родители будущего художника не ограничивали его в этом, но к увлечению сына относились без восторга, не видя в этом дальнейших перспектив.
Известно, что в школе Либерман не отличался особым прилежанием, на уроках был неусидчив и часто отвлекался. Школу будущий художник терпеть не мог и постоянно шел на различные хитрости, чтобы избежать ежедневного сидения за партой. В частности, притворялся больным.
Родители были разочарованы подобным поведением Макса, их отношение к его увлечению ухудшалось. Когда Либерману было 13 лет, состоялась первая публичная выставка его картин, но отец настрого запретил сыну упоминать его фамилию на этом мероприятии.
Студенчество
Окончив школу, Макс Либерман поступил на химический факультет Берлинского университета имени Гумбольдта. Однако вовсе не с целью стать химиком. Художник редко появлялся на лекциях, посвящая практически все свое время рисованию и катанию верхом в центральном городском парке.
Либерман также помогал Карлу Штеффеку в работе над его монументальными картинами. Именно благодаря Штеффеку произошла судьбоносная встреча Либермана с Вильгельмом Боде – историком искусства и директором художественного музея. Боде был впечатлен работами молодого художника и в дальнейшем всячески продвигал их.
Неудивительно, что за небрежное отношение к учебе Макс Либерман вскоре был отчислен. Произошел конфликт с родителями, которые все же разрешили сыну посещать Художественную академию великого герцога.
Либерман учился у бельгийского художника Фердинанда Паувельса, открывшего юноше творчество Рембрандта Харменса ван Рейна.
Франко-прусская война
Когда началась Франко-прусская война, Либерман был полон патриотического желания служить своему Отечеству. По причине физической травмы он не был принят на военную службу и работал санитаром-добровольцем на полях сражений.
После войны художник Макс Либерман отправился в путешествие по Нидерландам. По возвращении на родину он создал картину «Женщины, ощипывающие гусей».
В родной Германии творчество Либермана не было оценено по достоинству. По этой причине он решил уехать и отправился во Францию.
Последующие годы
В Париже художник устроил свою мастерскую и надеялся познакомиться с местными импрессионистами, однако они не приняли его. Творчество Либермана продолжало получать отрицательные отзывы.
Переехав в Голландию, Макс Либерман пытался найти свой собственный стиль, изучая работы других художников.
Затем вновь вернулся в Париж. Здесь у живописца началась депрессия, вызванная непониманием родителей и творческим застоем.
В конце 1870-х годов Либерман получил известность, которую принесла ему картина «Двенадцатилетний Иисус в храме». Художник продолжал путешествовать по Голландии. В 1884 году вернулся в родной город и женился на Марте Марквальд.
В 1886 году Либерман принял участие в выставке Берлинской академии художеств.
В начале XX века художник меняет направление своего творчества. Если раньше он стремился изображать людей во время трудовой деятельности, то теперь Либерман, наоборот, посвящает свои картины теме отдыха и развлечений. Именно к этому периоду относится работа Макса Либермана «Самсон и Далила».
Живописец умирает 8 февраля 1935 года в Берлине.
Творчество
«Женщины, ощипывающие гусей» (1872) - одна из первых крупных работ Макса Либермана. Картина написана в темной цветовой гамме. На переднем плане изображено пять женщин, занимающихся ощипыванием перьев с гусей; также присутствует мужчина, держащий птиц в руках.
Это полотно создало Либерману имидж художника, изображающего «уродство». Подобный сюжет вызвал отвращение у местной публики, когда картина появилась на художественной выставке.
Еще одна неоднозначная работа живописца – «Двенадцатилетний Иисус» (1879). Цветовая гамма вновь содержит преимущественно темные оттенки. На картине изображен юный сын Божий в окружении служителей храма.
К более позднему периоду относится полотно «Игра в теннис у моря» (1901). В отличие от ранних работ, здесь использованы яркие краски. Картина изображает мужчин и женщин, беззаботно играющих в теннис на морском берегу.