Автоматизация звука Ш в предложениях: постановка речи, эффективные упражнения, советы логопедов

Для многих 4-5-летних дошколят характерно неправильное произношение так называемых шипящих звуков: Ш, Ж, Ч, Щ. Дело вполне поправимое, если у малыша нет нарушений строения артикуляционного аппарата и здоровый физический слух, нет нарушений работы центральной нервной системы. Регулярные специальные упражнения под руководством логопеда помогут достаточно быстро избавиться от этого дефекта и добиться автоматизации звуков Ш, Ж в предложениях.

Артикуляция звука Ш

Умение различать звуки родной речи на слух (фонематическое восприятие), а также правильного звукопроизношения у ребенка в норме окончательно формируются примерно к четырем годам.

Произношение любого звука требует правильного положения и единства действий всех органов речи. Это называется его артикуляцией. Она организуется речевыми центрами мозга и его подкорковыми образованиями. Произношение подвергается слуховому контролю.

В артикуляции звука "Ш" участвуют три органа:

  1. Губы - разомкнуты (видны зубы), немного вытянуты.
  2. Зубы - слегка разомкнуты.
  3. Язык — широкий, висит между зубами и небом. Середина вогнута («ложечка»), края касаются верхних зубов.

Голос отсутствует, выдох сильный. При таком расположении органов речи обеспечивается проход выдыхаемой струи воздуха, теплой и широкой, по центру языка, в результате чего и образуется характерное шипение.

Причины нарушений звукопроизношения

Неумение произносить какой-то звук (в данном случае Ш) - не обязательно следствие неправильного речевого образца у окружающих ребенка людей. Часто оно имеет корни в патологиях или анатомических дефектах, что ограничивает или делает невозможной правильную артикуляцию:

  • короткая подъязычная связка (уздечка) не позволяет кончику языка подниматься кверху;
  • твердое небо слишком высокое;
  • несоразмерно большой или маленький язык, раздвоенный его кончик;
  • деформация челюстей, зубов, неправильный прикус;
  • расщелины губ, мягкого неба;
  • нарушения слуха, вплоть до глухоты;
  • нарушение восприятия звуков из-за нарушений функций ЦНС;
  • задержка умственного развития.

Эти дефекты могут быть врожденными или приобретенными в результате травм. Они не могут быть преодолены только усилиями логопеда. В таких случаях требуется консультация и лечение у специалистов.

Виды нарушений произношения Ш

При отсутствии анатомических дефектов и нормальном интеллекте у ребенка логопед определит причину отсутствия, искажения звука, что называется сигматизмом, или его замены другим звуком (парасигматизм).

Вид сигматизма шипящих звуков

Причина и как выражен

Межзубный

Язык между зубами. Шепелявость

Губно-зубной

Нижняя губа приподнята, образуя небольшую щель для выдоха; кончик языка опущен. Нечеткое произношение, неразборчивый звук

Боковой (одно- или двусторонний)

Язык касается альвеол, боковая часть повернута, воздух проходит по его бокам. Слышится хлюпание

Носовой

Язык сзади поднят, небо опущено, струя воздуха направлена в нос. Образуется нечеткий «Х» с гнусавым оттенком

Призубный

Кончик языка прилегает к краям нижних и верхних зубов, Ш заменяется на Т: «туба» (шуба)

Ш может заменяться С (парасигматизм) или другими звуками («сарф», «фарф» вместо «шарф»).

Последовательность исправления произношения звуков

Наработанный опыт требует такую последовательность постановки произношения звука Ш (как и любого другого):

  1. Убедиться в отсутствии дефектов в строении артикуляционного аппарата. При их наличии рекомендовать родителям обратиться за консультацией к специалисту.
  2. Если дефектов нет, но ребенок неправильно или неуверенно выполняет необходимые для произношения звука движения, артикуляционные упражнения обязательны для него.
  3. Проверить состояние слухового внимания и восприятия звука. При недостаточном их развитии проводить специальные коррекционные упражнения (гимнастику).
  4. Постановка звука.
  5. Его автоматизация.

Как и для другого дефектного звука, постановка звука «Ш» в словах и предложениях вначале идет по подражанию речи взрослого, а затем ребенка просят самого припомнить или придумать и произнести их.

Правила автоматизации звука

Четкое многократное произношение звука после его постановки — это показатель того, что можно переходить к его автоматизации. Ее результатом будет чистый звук в любом положении в слове, предложении, связном тексте или непосредственно в общении.

Если ребенок имеет дефектное произношение других звуков, то их не надо использовать в речевом материале при автоматизации звука «Ш» в словосочетаниях и предложениях. Это поможет избежать их закрепления в речи ребенка.

Переход от простого этапа автоматизации звука к следующему, более сложному, следует осуществлять, если ребенок уже уверенно владеет его произношением:

  • в слогах (прямых, обратных), при сочетании согласных звуков;
  • в словах в разных позициях звуков;
  • в словосочетаниях;
  • в предложениях, сначала в простых;
  • в чистоговорках, коротких стихах и прозе, насыщенных Ш и другими звуками, в автоматизации которых нуждается ребенок.

От замедленного повторения образцов произношения за взрослым постепенно следует переходить к увеличению темпа произношения слогов, слов, предложений, скороговорок. При этом условии автоматизация звука Ш в предложениях и свободной речи протекает быстрее, так как одновременно совершенствуются и навыки самоконтроля за нею.

Обучение различению (дифференциации) звуков

Замен Ш другими звуками много (парасигматизм), но чаще ребенок вместо него произносит С.

Учить различать смешиваемые звуки надо начинать с объяснения и показа различий в их артикуляции. Далее ребенок получает усложняющиеся задания многократно произносить эти звуки, чередуя в разных вариантах и с постепенным увеличением темпа: Ш-С, С-Ш; Ш-Ш — С-С; С-С — Ш-Ш. Звукоподражания: змея шипит, сочится вода из крана, воздух выходит из шарика.

Аналогично дифференцируются звуки в прямых и обратных слогах, в словах и предложениях.

Эффективная дифференциация и автоматизация звука Ш в предложениях происходит при обязательном подключении других анализаторов. К примеру, можно разложить картинки с предметами, в названии которых есть звуки С — Ш, по конвертам: в первый — со звуком С, во второй — со звуком Ш. Или еще: воспитатель называет слова (читает короткий рассказ), а дети хлопают в ладоши, услышав заданный звук, затем по памяти называют или рисуют картинки.

Придумывание ребенком предложений, коротких рассказов с опорой на наглядный материал можно дополнить заданием использовать слова с дифференцируемыми звуками. Предварительно рассмотреть картину и определить, какие это слова (чистое небушко, ясное солнышко, девочка Соня, мальчик Шура и др.).

Подготовка к занятию

Педагог должен продумать приемы поддержания интереса к занятию, так как многократные однообразные задания, например, на автоматизацию звука Ш в предложениях вызывают у детей быстрое утомление.

Раздаточный и демонстрационный наглядный материал (игрушки, картинки и картины, предметы), тексты, предложения должны быть понятными для ребенка, и желательно - познавательного характера.

Можно предложить всем детям контролировать правильность выполнения задания одним ребенком или, наоборот, одному из них помогать воспитателю следить, как действуют остальные дети.

Поощрения в виде призов, рисования звездочек в тетради, наклеивания картинок за правильно и быстро выполненное задание стимулируют деятельность детей на занятиях. Можно заранее изготовить бланки «писем» для родителей с информацией о том, как хорошо работал их ребенок на занятии (по окончании в него вносится имя ребенка и вручается ему для передачи вечером родителям).

Консультации для родителей и воспитателей

Это один из обязательных элементов работы логопеда. На общих или индивидуальных консультациях для воспитателей он расскажет, какой практической помощи он от них ожидает, в чем состоят трудности работы над речью детей; какие упражнения, задания детям, например, на автоматизацию звука Ш в предложениях он считает возможным включать в другие занятия в детском саду. Такая работа может проводиться и вне занятий, на прогулках, индивидуально или с небольшими подгруппами детей.

Задания детям на автоматизацию звука Ш в предложениях и текстах другие педагоги могут включать в музыкальные занятия, по ИЗО-деятельности, по ознакомлению с литературой, в физзанятия и пр.

Например, дети получат задание нарисовать три предмета, в названии которых есть этот звук, и придумают предложения с ними.

Знакомя детей с литературой, педагог выберет подходящий отрывок из произведения и предложит детям пересказать его с целью автоматизации звука Ш в предложениях.

На музыкальном занятии музыкальный работник включит упражнение на распевание в разном темпе и с разной громкостью чистоговорки со звуком Ш.

Консультации для родителей могут быть индивидуальными и групповыми. Специалист доведет до их сведения приемы и правила работы с ребенком, рекомендует упражнения, тексты, игры, цель которых — автоматизация звука Ш в словах и предложениях.

Успех этой работы с детьми, как и всякой другой, во многом зависит от того, насколько целенаправленно и согласованно будут действовать все взрослые.

Несколько советов родителям

Нарушения звукопроизношения могут быть и самостоятельными, и частью более серьезных скрытых дефектов психофизиологического развития ребенка. При их выявлении обязательно надо провести тщательное обследование и получить консультацию у специалистов.

Не следует пренебрегать помощью логопеда-дефектолога: организованные систематические занятия по развитию речи с ребенком в большинстве случаев приводят к хорошим результатам.

Родителям - не специалистам в области логопедии стоит заняться самообразованием: читать методическую литературу, проявлять инициативу в получении консультаций, овладевать методами и приемами работы над речью ребенка. Присутствие на занятиях в кабинете логопеда позволит увидеть ее тонкости.

Не следует форсировать логопедический процесс, стремясь к скорейшему получению результатов. Например, «перешагивание» через автоматизацию звука Ш в простых предложениях задержит его появление в сложных речевых конструкциях.

Обучение правильному звуковосприятию и звукопроизношению начинается с раннего возраста ребенка при условии, что он слышит правильный образец речи окружающих его взрослых.

Комментарии