Как работает франшиза: понятие, условия для покупки и особенности

Начинающим предпринимателям, решившим открыть собственное дело, приходится сталкиваться со множеством проблем и трудностей. Нередко они приводят, казалось бы, перспективную идею к краху. Хорошим вариантом в таком случае может стать работа по франшизе, которая представляет собой сотрудничество с успешной компанией. Этот вид бизнеса весьма востребован в развитых странах, где с использованием подобной системы работает более 30% заведений сферы торговли и обслуживания.

Определение понятия

Что такое работать по франшизе простыми словами? Подобная схема бизнеса означает поддержание особого вида деловых отношений предпринимателя с компанией, которая имеет успех на рынке и собственный бренд. То есть франшиза является долгосрочной арендой делового проекта. Она предусматривает принятие условий фирмы, владеющей торговым знаком.

Работать под франшизой можно только при составлении специального договора. Этот документ предусматривает предоставление целого комплекса услуг, способствующих значительному облегчению старта предпринимателя, который после подписания сделки имеет возможность использовать рабочий стиль известной торговой марки, ее название и атрибутику, фирменные составы и рецепты, технологию обслуживания и работы.

Фирмы, работающие по франшизе, есть и в России. Причем подобная система видения бизнеса на отечественном рынке услуг и товаров на сегодняшний день развивается достаточно быстрыми темпами. Исходя из данных статистики, работа по франшизе позволяет предпринимателю получать хорошую прибыль не спустя годы, а уже через несколько месяцев после начала деятельности.

Основные понятия

Что значит работать по франшизе? Предпринимателю, который предпочел для ведения своего дела именно такую схему, следует понимать, что после подписания договора он становится частью крупной торговой сети. Например, "Макдональдса". И в своей дальнейшей работе он будет являться представителем этого бизнеса.

В данном виде сотрудничества все отношения строятся между двумя сторонами, которыми являются:

  1. Франчайзер. Это непосредственный владелец бренда. Он реализует лицензию, позволяющую работать от его имени и на определенных условиях, а также диктует предпринимателю стиль поведения, бизнес-модель, проводит консультации по возникающим вопросам.
  2. Франчайзи. Это покупатель, получающий право использования товарного знака. Франчайзи ведет все свои дела только от имени продавца, используя при этом его модель поведения, коммерческие обозначения, принимая во внимание определенные установки от владельца торгового знака. Помимо этого, покупатель выплачивает компании определенное вознаграждение за использование ее бренда.

Каковы основы работы по франшизе? Покупателю требуется успешно вести дело от имени владельца торгового знака, следовать его инструкциям и поддерживать продажи. Такой бизнес в большинстве случаев является максимально окупаемым.

Франшиза и франчайзинг

Начинающему предпринимателю следует понимать, что между двумя этими терминами существуют некоторые отличия. И это несмотря на то что и тот, и другой активно используют при подобных сделках. Тем не менее принцип работы франшизы основан на приобретении в долгосрочную аренду прав, техники, рецептов и т.д. Франчайзинг же является понятием несколько иным. Он обозначает процесс покупки долгосрочной аренды. То есть это способ ведения бизнеса, при котором приобретается технология производства или торговая марка, создается филиал известного бренда с соответствующим обучением персонала. Нередко можно встретить и такое понятие: «франчайзинговый пакет». Оно подразумевает собой материалы, пособия и документацию, которые принадлежат компании.

Виды франшиз

Ведение дел с использованием известной торговой марки может быть осуществлено с использованием различных направлений.

Именно поэтому и рассматривается несколько видов франшиз, которые имеют некоторые отличия друг от друга исходя из условий сделки, а также процентной ставки за использование бренда. Среди них:

  1. Свободная. Такие схемы ведения дел являются наиболее популярным вариантом. Что значит работать по франшизе свободного типа? Условия подобных сделок позволяют предпринимателю вносить собственные новшества в управление проектом. Для свободной франшизы характерны сравнительно небольшие ежемесячные проценты отчисления дохода, возможность использования торговой марки, бесплатные интересные мастер-классы и прочие привилегии. Условия этой франшизы более всех остальных напоминают дилерство.
  2. Классическая. Как работает франшиза этого вида? Сделка с ее использованием предусматривает внесение первоначального взноса, соблюдение правил торговой марки, а также предоставление периодических отчетов о своей деятельности в головной офис компании. При приобретении этой франшизы предпринимателю диктуются четкие условия, и вся его работа не должна выходить за строгие рамки, установленные франчайзером.
  3. Бизнес в аренду. Что значит работать под франшизой этого вида? В этом случае предприниматель получает бизнес-проект в собственное управление на указанный в договоре срок. Весь этот период получаемый доход должен распределяться, исходя из предварительной договоренности.
  4. Золотая. Как работает франшиза этого вида? Данный вариант подходит опытным бизнесменам. При заключении подобной сделки предприниматель становится единоличным представителем бренда в определенном регионе. В тех случаях, когда первоначальный взнос достаточно высокий, франчайзи получает большие возможности и широкие права ведения проекта. Сюда входит и возможность реализации франшиз другим предпринимателям.
  5. Серебряная. Этот вид франшизы является наиболее удобным. В этом случае компания-продавец создает новый проект. Она же находит помещение для аренды, подыскивает персонал, а также решает все необходимые организационные вопросы. Покупателю передают бизнес «под ключ», заключив с ним договор, в котором указывается сумма ежемесячных выплат. Сама же компания от руководства отстраняется.
  6. Корпоративная. При такой франшизе практически все действия франчайзи контролируются и регламентируются компанией. Она в этом случае управляет всей работой.
  7. Импортозамещающий. Как работает франшиза этого вида? При ее приобретении предпринимателю предстоит производить качественную продукцию, являющуюся аналогом брендовой. При этом следует использовать свое название. Продавец в таких случаях предоставляет все необходимые инструкции и описания технологических процессов.

Как это работает?

Франшиза – это не что иное, как полностью готовая модель или план ведения бизнес-проекта. Благодаря ее приобретению предпринимателю не придется тратить время, решая различные организационные вопросы. Подобный вариант приносит выгоду обеим сторонам. Новому собственнику приобретение франшизы позволяет получить поддержку и сопровождение. При этом начать работать он может без внушительного стартового капитала, оставляя у себя уже в первый месяц до 90% прибыли.

Выгодна подобная сделка и для бренда. Ведь компания, реализующая франшизу, получает стабильный доход в виде:

  1. Первоначального единовременного паушального взноса, оплачиваемого после заключения договора. Выплата этой суммы дает предпринимателю право открывать бизнес-проект, используя знак известной торговой марки. Паушальный взнос включает в себя расходы, необходимые для запуска, оформления нового предприятия и оснащение его оборудованием.
  2. Роялти. Этот доход представляет собой определенный процент от общего оборота. Как правило, такую оплату предприниматель вносит на счет франчайзера ежемесячно. Ее размер находится в пределах 5-10% от получаемой прибыли. Роялти является своеобразной заменой арендной плате. Например, при открытии магазина одежды как работать по франшизе предпринимателю? Такое направление бизнеса предусматривает регулярную закупку товара у франчайзера на определенную сумму. Подобные действия заменяют собой роялти.

Как работает франшиза? При составлении договора в нем указывается один из вариантов выплат (роялти), которые для многих франчайзеров, предоставляющих услуги или занимающихся торговлей, являются основным источником дохода. Среди них:

  • процент от суммы реализации продукции;
  • установленный размер выплат, которые должны быть перечислены либо ежегодно, либо раз в квартал;
  • торговая наценка, увеличивающая стоимость фирменного товара, реализуемого франчайзи.

Как правило, сумма обязательных платежей является вполне приемлемой для начинающего предпринимателя. При этом популярность бренда способствует привлечению клиентов, что позволяет окупать вложенный капитал с минимальным риском.

Франчайзеру же такая сделка выгодна не только получением стабильной прибыли. Она помогает расширять свою нишу на рынке, получая параллельно с этим высокий доход.

Виды систем бизнеса по франшизе

На сегодняшний день на рынке присутствует:

  1. Франчайзинг товаров. Эта система предусматривает создание сети магазинов, реализующих продукты питания или промышленную продукцию. Нередко сама компания и является поставщиком для предпринимателя, с которым она заключила сделку.
  2. Франчайзинг услуг. Это направление представляет собой развитие сети обучающих центров. В них осуществляется подготовка специалистов для работы в новых филиалах. Помимо этого, франчайзинг услуг предполагает собой предоставление оборудования и контроль над работой предпринимателя.

Актуальные направления

На сегодняшний день экономистами выделено около семи десятков интересных направлений, в которых схема такого бизнеса является наиболее востребованной.

Среди них:

  • производство популярных напитков и продуктов (чипсы, легкие закуски);
  • открытие супермаркетов, реализующих строительные материалы, продукты питания или товары для садоводства;
  • оздоровительные центры и спортивные залы, салоны массажа и красоты;
  • общественное питание (весь диапазон направлений от солидных ресторанов до закусочных, предлагающих фаст-фуд);
  • реализация кислородных коктейлей и спортивного питания;
  • ремонтные и строительные услуги;
  • предоставление быстрых микрозаймов и ломбарды;
  • отделения магазинов декора и бытовой техники;
  • представительство популярных интернет-магазинов.

Самым перспективным направлением среди всех имеющихся схем работы по франшизе являются те сферы, которые предоставляют населению различные услуги. Именно здесь показываются наиболее высокие показатели продаж, что позволяет франчайзеру стабильно и без задержек получать значительные суммы роялти.

Осуществление задуманного

Какие основные этапы должен пройти предприниматель, решивший начать свою работу под франшизой? Для этого ему необходимо:

  1. Провести мониторинг рынка. Это первый этап приобретения франшизы. Предпринимателю необходимо изучить рынок не только в своем регионе, но и по всей России. Тщательно проделанная работа позволит ему найти хорошего франчайзера. Направления при этом могут быть выбраны самые разные. Например, реализация электроники, гаджетов, детских товаров и т.д. Выбраны могут быть и необычные торговые направления.
  2. Мониторинг франшиз. На следующем этапе предпринимателю понадобится изучить те предложения, которые имеются в данной нише рынка. Определяясь с конкретным франчайзером, рекомендуется обращать внимание на такие критерии, как его длительность работы (с фирмами-однодневками связываться не стоит), успешность продаж франшиз, популярность бренда.
  3. Выход на конкретного продавца. Предпринимателю следует связаться с несколькими компаниями и уточнить у них условия сотрудничества, специфику работы, цену на товары, процент от продаж, а также сумму роялти, которую ему понадобится регулярно выплачивать. Из всей полученной информации необходимо найти ту фирму, которая будет предоставлять наиболее оптимальные условия для работы.
  4. Заключение договора. После принятия окончательного решения о сотрудничестве и рассмотрения всех предлагаемых условий понадобится подписать соответствующее соглашение. Стоит иметь в виду, что для этого необходимо иметь регистрацию в качестве ООО или ИП. С физлицом подобные сделки не заключаются. Если планируется приобретение франшизы интернет-магазина, как это работает и каковы условия деятельности, также расскажет франчайзер. Начинающему бизнесмену понадобится найти офис, купить компьютер, всю необходимую технику и нанять как минимум менеджера и курьера.

На всех этапах приобретения франшизы опытные предприниматели рекомендуют советоваться с юристами и анализировать каждый свой шаг.

Преимущества франшиз

Предприниматели, работающие под чужим брендом, уже успели оценить положительные стороны данной схемы бизнеса. Они заключаются в следующем:

  1. Невысоком риске. Предприниматели, не обладающие внушительным опытом ведения дел, уже с первой минуты своей работы начинают получать консультации и поддержку компании. Нередко франчайзеры сопровождают своих партнеров на протяжении всего срока действия договора, обучая их при этом новым технологиям и приемам.
  2. Узнаваемом торговом знаке. Тому, кто начинает свой бизнес, легче завоевать нишу на рынке, если он будет находиться «под крылом» компании, имеющей хорошие рекомендации. Ведь услуга или товар, уже известные покупателям, непременно будут обладать высоким спросом и уже в скором времени начнут приносить первый доход.
  3. Минимальном количестве времени на раскрутку проекта. Для создания своего бренда предприятиям требуется не менее двух лет. Работа по франшизе способна окупиться по прошествии 5-6 месяцев.
  4. Профессиональной поддержке. При заключении сделки с крупной компанией можно рассчитывать на серьезную подготовку к работе. Для своих франчайзи такие фирмы проводят обучающие курсы, на которых рассматриваются темы обслуживания клиентов, ведения бизнеса и налаживания производства. Бесплатно осуществляется и подготовка персонала, которому предстоит работа по технологиям франчайзинга. Практически все бренды оказывают и юридическую помощь. Она предоставляется на любом этапе ведения дел. Открывается для франчайзи и доступ к полезной для бизнеса информации.
  5. Минимальных расходах на рекламу. Компании, обладающие узнаваемым брендом, постоянно выделяют значительные суммы на популяризацию своего торгового знака. Благодаря этому франчайзи может ограничиться недорогой рекламой в социальных сетях или в СМИ своего региона.

Недостатки

В любой сделке можно найти не только положительные, но и отрицательные моменты. То же самое относится и к работе по франшизе. Данное направление имеет некоторые недостатки, о которых следует знать начинающему предпринимателю. В их числе:

  1. Строгие рамки. Как работает франшиза? Интернет-магазин или стационарная точка, реализующая товар или оказывающая услуги под известным брендом, должна придерживаться правил, которые установлены франчайзером. Предпринимателю не дано право изменять технологию предоставления услуги или производства товаров. Ограничения могут охватывать и такие направления, как расположение и оформление помещения, его площадь, а также количество задействованного персонала.
  2. Невозможность выбора сырья или оборудования. Помимо роялти в договоре по приобретению франшизы указываются и условия, а также объемы по закупкам материалов. При этом поставщиком является только компания-франчайзер. Подобные рамки ограничивают предпринимателя в совершенствовании дела и его техническом развитии.
  3. Высокая стоимость выгодных франшиз. Как правило, паушальный взнос многих проектов не сможет осилить рядовой предприниматель. Стоимость франшиз способна превысить 50 тыс. долл. при условии небольших регулярных платежей. Подобная тактика свойственна многим зарубежным фирмам, вкладывающим значительные суммы в рекламу, а также разработку технологий.
  4. Постоянный контроль. Начинающий предприниматель рискует испытывать некоторый дискомфорт из-за пристального внимания бренда к его деятельности, а также необходимости составления регулярных отчетов. Все сроки и варианты предоставления документации оговариваются при заключении договора. Именно поэтому перед его подписанием стоит взвесить все за и против столь плотного сотрудничества.

Помимо указанных выше минусов опытные менеджеры указывают и на высокий темп работы. Компания, продающая франшизу, предоставляет план работы на 2-3 года, исполнение которого не дает возможности предпринимателю расслабиться.

Любое нарушение нормативов приведет к прекращению сотрудничества.

Примеры франчайзинга

На территории России работает множество компаний, расширяющих количество своих точек благодаря реализации франшиз. Это такие торговые сети, как Fix Price, «Пятерочка», оператор «Теле2», компания «33 Пингвина» и многие другие.

Известные бренды, работающие по франшизе, – «Макдональдс», «Спортмастер», «Оранжевый слон», Subway и т.д.

Комментарии